Технологическая цепочка процесса
ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Представим технологическую цепочкупроцесса формирования умений оценочной деятельности учащихся.
Динамика умений, приобретаемых учеником, может отслеживаться по следующим параметрам:
1. Динамика приобретаемых умений соуправления (%) | 2. Динамика приобретаемых умений учиться (%) |
– оценочные умения; – умения самопознания; – прогностические умения; – умения целеполагания; – умения планирования; – рефлексивные умения | – умение определять интересующую тему по учебному предмету; – умение находить и осуществлять работу с источниками информации; – умение работать индивидуально, в паре, группе; – умение выбирать форму отчёта; – умение представлять работу (презентация) |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ
ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Знакомство учащихся с основами
Оценочной деятельности
Этап | Предполагаемый результат | |||
I. Этап знакомства учащихся с основами оценочной деятель-ности. Цель: обучение школьников оценочной деятельности Задачи первого этапа: – осознание учащимися целей оценивания (зачем оценивать?); – знакомство с предметом и критериями оценивания (что оценивать?); – знакомство с видами оце-нивания (как оценивать?); – формирование у учащихся умений самооценивания. Первый этап начинается в первом классе (возможно начинать работу со второго класса) начальной школы, и становится подготовительным этапом для перехода к оцениванию по пятибалльной системе. | – знания учащихся о целях, предмете, критериях, видах оценивания; – умения самооценивания, взаимооцени- вания учебных работ; – отношение учащихся к другому человеку как ценности (желание помочь). Параметры оценки результативности работы на первом этапе: – уровень самооценки знаний и умений по предметам (диагностическая методика «Шкала Бруковера» – модификация «Лесенка»); – мотивы учения – внутренние, внешние (диагностическая методика определения мотивации учебной деятельности, методика «Изучение отношения к учению» Г.Н. Казанцевой, методика «Тройные сравнения»). Виды оценочной деятельности учителя и учащихся на первом этапе знакомства с основами оценочной деятельности следующие: – введение трёхзнаковой системы оцени- вания; – чередование оценивания путём «вычи- тания» и «сложения»; – применение различных видов поощрения; – соуправление процессом оценивания на основе самооценки, взаимооценки с помощью «волшебных линеечек»; – самооценка на основе «Портфеля дости- жений» | |||
Действия преподавателя | Действия учащихся | |||
1. Выяснение представлений учащихся о цели оценивания | 1. Высказывание мнений – зачем нужно оценивание (например, чтобы знать как человек учится; что он умеет, знает; плохо или хорошо учится и т.п.) | |||
2. Обобщение мнений уче- ников, подведение мысли детей к пониманию цели оценивания. Логика рассуждений: нужно знать, как человек учится – не для похвалы или наказания, а для того, чтобы знать, на каком уровне нахо-дится человек в своих зна-ниях, умениях, развитии. В свою очередь эти знания необходимы для того, чтобы и учитель, и ученик знали, как планировать дальнейшее обуче-ние: необходима помощь или можно двигаться дальше. Вывод: Оценивание нужно для того, чтобы: – знать уровень знаний, умений, развития человека (ученика); – знать, что делать дальше (планировать дальнейшую учебно-познавательную деятельность) | 2. Осознавание цели оценивания: – слежение за логикой рассуждений учителя; – осознание вывода. Вывод: оценивание нужно для того, чтобы: – знать уровень; – знать, что делать дальше. Дети, умеющие читать, могут прочитать вывод, записанный учителем на доске. | |||
3. Выяснение представлений учащихся о предмете оценива-ния (что можно оценивать?) | 3. Высказывание мнений о предмете оценивания (что можно оценивать?) | |||
4. Обобщение мнений учени- ков о предмете оценивания. Вывод: Оценивать можно: – письменные работы ученика; – устные ответы ученика; – работу на уроке; – знания, умения (действия) ученика; – поведение; – отношение к окружающим; – психологические и личност- ные качества – внимание, память, воображение, аккуратность, ответственность и т.д. | 4. Уяснение предмета оценивания. Выбор совместно с учителем предмета оценивания на первом этапе обучения: – письменные работы; – устные ответы; – работа на уроке. | |||
5. Введение понятия «критерии оценивания». Обсуждение с учащимися критериев оценивания письмен-ных работ, устных ответов, ра-боты на уроке. Справка для учителя: согласно словарю С.И. Ожегова: «Критерий – мерило оценки, суждения». Введение условных обозна- чений критериев для детей. Например: мы будем оценивать письменные работы по критериям: – правильность (безошибочность); – аккуратность написания; – красота букв, цифр; устные ответы по критериям: – чёткость; – громкость; – убедительность; работу на уроке по критериям: – активность; – старательность; – внимательность; – помощь другу | 5. Усвоение (знание плюс понимание) понятия «критерии оценивания». Обсуждение с учителем критериев оцени- вания письменных работ, устных ответов, работы на уроке. Для детей: «критерий» – мерка. То есть необходимо решить, по каким меркам оценивать выбранные виды работы. Знакомство с условными обозначениями критериев. Обозначение критериев началь-ными буквами слов: критерии оценивания письменных работ: – правильность (П.); – аккуратность (А.); – красота (К.); критерии оценивания устных ответов: – чёткость (Ч.); – громкость (Гр.); – убедительность (У.); критерии оценивания работы на уроке: – активность (Акт.); – старательность (С.); – внимательность (В.); – помощь другу (П. д.) | |||
6. Выявление знаний учащихся о видах оценивания. Введение понятий: – «пятибалльная система оценивания»; – отметки (баллы); – заменители отметок (любые условные знаки – солнышки, тучки, плюсы, минусы, записи «Молодец!», «Хорошо!», «Плохо!» и т.д.) | 6. Знакомство с: – оцениванием по пятибалльной системе: 5 – отлично; 4 – хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 – плохо; 1 – очень плохо; – оцениванием при помощи заменителей отметок | |||
7. Обоснование использова- ния на первом этапе обучения трёхзнаковой системы оценивания. | 7. Перевод совместно с учителем пяти- балльной системы в трёхзнаковую | |||
8. Применение на практике трёхзнаковой системы оце-нивания, введение «накопи-тельной системы оценивания» | 8. Овладение (знание плюс понимание плюс применение на практике) трёх-знаковой системой оценивания и «на-копительной системой оценивания» | |||
9. Расширение представлений учащихся о видах оценивания: – «волшебные линеечки»: – однокритериальные шкалы; – многокритериальные шкалы А. П. К – «Портфель достижений» | 9. Знакомство с безотметочным оценива- нием с помощью: – «волшебных линеечек»; – «Портфеля достижений» (см. описание технологии работы с «Портфелем достижений») | |||
10. Создание на уроках ситуа- ций оценивания письменных ра-бот, устных ответов и работы на уроке с помощью«волшебных линеечек». Организация работы и ока- зание помощи учащимся по оформлению и составлению «Портфелей достижений». | 10. Оценивание собственной работы с помощью«волшебных линеечек». Оформление и формирование «Портфелей достижений». |