Технологии формирования оценочной деятельности учащихся
Концептуальная установка современной школы на подготовку учащихся к самообразованию на протяжении всей жизни обусловливает необходимость формирования умений учиться и управлять собственной учебно-познавательной деятельностью.
Цели современного образования: помочь учащимся научиться познавать, жить вместе, работать, жить в ладу с самим собой –мы рассматриваем как предпосылки необходимости технологизации формирования оценочных умений учащихся и взаимосвязанных с ними системных дидактических умений (целеполагания, прогнозирования, планирования, рефлексии).
Сформированность интеллектуальных информационных, исследовательских умений, умений самоорганизации деятельности позволит обучающимся получать знания всю жизнь.
Традиционно конструктивные и оценочные умения были компонентами педагогической деятельности. Личностно ориентированная парадигма образования обусловливает становление субъектной позиции учащихся. Делегирование учащимся оценочного компонента учебной деятельности, адекватная самооценка могут стать основой будущей учебной самостоятельности, основой формирования познавательного интереса и учебной мотивации, способствовать становлению учащихся как субъектов обучения.
Уже в начальной школе необходимо начинать формирование оценочных умений учащихся. Возрастной период 7–11 лет, по мнению Д.Б. Эльконина, благоприятен для формирования умений учиться, в частности, умений планирования, целеполагания, самоконтроля и самооценки. Учителю начальных классов необходимо хотя бы раз в день создавать учащимся ситуацию для проведения самооценивания, взаимооценивания, самоанализа, целеполагания, планирования; необходимо учить младших школьников умениям адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования так же, как и предметным знаниям, умениям, навыкам.
Для обучения школьников дидактическим умениям учителю необходим инструментарий процесса, что обусловило разработку технологии формирования оценочной деятельности учащихся.
Проведённый нами теоретический и практический поиск показал актуальность разработки ориентировочной основы для учащихся (в нашем варианте это рефлексивный дневник для младших школьников), дающей им возможность приобретать и закреплять общеучебные умения, исследовательские умения, умения самопознания, управленческие умения, а также необходимость разработки технологической карты для учителя, предоставляющей возможность поэтапного формирования таких умений у учащихся.
Разработанная нами технология формирования оценочной деятельности учащихся прежде всего ориентирована на начальную ступень обучения общеобразовательной школы. В последние годы школьное образование начальной ступени осуществляется в условиях безотметочного обучения, что способствует гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. Это подтверждено опытом работы Ш.А. Амонашвили, результатами деятельности вальдорфских школ, школ С. Френе, М. Монтессори.
Однако в условиях массовой школы необходимы:
– направленность педагогов на осознанную, действительно реализуемую, а не декларативную работу в безотметочном режиме обучения;
– предоставление технологической возможности учителям для реализации действий в данном направлении, поскольку безотметочное обучение – это не безоценочное обучение.
Оценке подвергаются все сферы человеческого существования, все действия и взаимодействия (хотя бы на эмоциональном уровне: «нравится – не нравится»). Кроме того, на современном этапе возникает потребность в принципиально ином подходе к оцениванию достижений (умений, действий) учащихся – не только знаниевых, но и деятельностных, и личностных.
Таким образом, при разработке технологии формирования оценочной деятельности с учётом взаимосвязанных управленческих умений мы исходили из условий безотметочности как объективной реальности в современной массовой начальной школе. Однако выставляемые в дальнейшем отметки также не несут информации ученику и его родителям о конкретных проблемах и успехах. Школьники зачастую не понимают, за что им ставится та или иная отметка, между тем от этого зависит эмоциональное благополучие ученика и, следовательно, мотивация учения. Эта проблема существует не только в начальном звене, но и на всех последующих этапах обучения.
Изучив методом анкетирования мнения учителей начальной ступени общеобразовательной школы, мы пришли к следующим выводам:
1. У преподавателей младших классов в связи с переходом школьного образования начальной ступени на безотметочное обучение в первых, вторых, а иногда и в третьих классах появилась возможность обеспечения психологического комфорта, «ситуации успеха» каждому начинающему школьнику. Безотметочность обучения многие учителя считают положительным фактором, одним из шагов на пути гуманизации образования.
2. Возникла проблема такой организации учебной деятельности младших школьников, которая обеспечила бы оперативную «обратную связь» между учеником и учителем, учителем и родителями, учеником и родителями. Проблема заключается в отсутствии разработанности технологичного подхода к оцениванию достижений учащихся в когнитивной, социальной и психологической сферах в процессе безотметочного обучения.
3. Зачастую учителя начальных классов из-за отсутствия представлений о других способах оценивания продолжают ставить отметки в свои «тетради учёта» и тетради учащихся, не выставляя их только в классный журнал. Многие учителя применяют различные виды контроля и оценки достижений учащихся в условиях безотметочного обучения, поскольку безотметочное обучение это не безоценочное вообще.
4. Учителя заинтересованы в формировании оценочных умений у учащихся, а также взаимосвязанных с ними управленческих умений – целеполагания, планирования, рефлексии (самоанализ, самооценивание) и умений учиться (учить себя).
5. Учителя заинтересованы в осуществлении совместной оценочной деятельности с учащимися (а также с родителями учеников, как заинтересованными участниками процесса обучения), чему способствует безотметочность обучения.
6. Внешним, стабильно существующим фактором, противодейст-вующим обучению без отметок, выступает укоренившееся общественное мнение (в частности, большей части родителей учащихся о неотъемлемости отметки в школьной жизни ребёнка).
7. Начинающие школьники также ждут отметок, при этом все будущие первоклассники уверены в том, что они будут учиться только на 4 и 5, что также является одной из установок родителей.
Исходя из обозначенных условий, мы считаем, что формирование оценочной деятельности необходимо осуществлять поэтапно: 1) формирование самооценки учебных возможностей по предметам, самооценки личностных качеств (старательности, аккуратности), правильности выполнения учебного задания и т.п.; 2) формирование самопознания – осознавание и оценивание личностных качеств: «Какой Я?»; 3) формирование самоотношения – через эмоционально-ценностную самооценку, взаимооценку; 4) формирование саморегуляции – рефлексия: «На что Я способен?», «Чего достиг?», «Как стать лучше?» и т.д.
В основу поэтапной разработки формируемых умений была положена теория функциональной системы П.К. Анохина и стадиальность структуры самосознания (С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготский), где каждая предыдущая ступень как бы подготавливает следующую: 1) познавательная (самопознание),2)эмоционально-ценностная (самоотношение), 3) регулятивная (саморегуляция).Эти ступени обусловлены деятельностью человека.
Таким образом, предпосылками разработки технологии формирования оценочной деятельности учащихся стали цели современного образования, потребности социума. Исходными условиями разработки технологии стали условия безотметочности на начальной ступени образования.