Функциональные обязанности на практике
В этом разделе необходимо описать все виды работ, которые осуществлялись обучающимся в ходе прохождения практики в данном учреждении.
3.1.2 Индивидуальная часть задания на практику
В учреждениях социального обслуживания и защиты населения:
- знакомство с законодательной базой предоставления социальной помощи населению и ее анализ;
- изучение специфики организации социального обслуживания и социальной помощи пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья, лицам без определенного места жительства и вернувшимся из мест лишения свободы, малообеспеченным группам населения, лицам, оказавшимся без средств к существованию, попавшим в экстремальную ситуацию;
- изучение льготных категорий граждан, установление обратной связи с учреждениями, предоставляющими эти услуги;
- изучение картотеки малообеспеченных граждан, участие в разработке и реализации программ помощи им;
- изучение специфики работы дневных стационаров, отделений срочной социальной помощи, реабилитации, организации социального ухода на дому;
- ознакомление со спецификой оказания социально-медицинской помощи больным пенсионерам и инвалидам, составление программ индивидуального социального лечения и др.;
- ознакомление с документацией лиц с ограниченными возможностями, приобретение навыков их оформления;
- знакомство с организацией и деятельностью (выплата компенсаций, обеспечение санаторно-курортными путевками, спортивно-оздоровительные мероприятия, трудотерапия и др.) в области поддержки лиц с ограниченными возможностями.
В учреждениях, занимающихся решением проблем людей с ограниченными возможностями здоровья:
- знакомство с законодательной базой в области социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья;
- определение направлений деятельности социальных служб в области социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья;
- приобретение навыков ведения документации на людей с ограниченными возможностями здоровья;
- участие в составлении программ индивидуальной социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья;
В учреждениях социального страхования, Пенсионном фонде:
- изучение структуры учреждения, основными отделами, их функциями, организационной структурой фонда в целом, взаимодействием фонда с другими фондами и организациями;
- изучение законодательства, документации и технологии её ведения;
- ознакомление с процедурой назначения, выплат пенсий и пособий, установленных законодательством;
- ознакомление с законодательством о социальном обеспечении и с документацией, необходимой для начисления пенсий и пособий, пенсионными и личными делами граждан;
- знакомство с категориями граждан, обращающихся в отделы, основными проблемами, возникающими в процессе реализации социального пенсионного страхования;
- изучение порядка работы юридического отдела фондов, знакомство с поступающими исками, типов исковых заявлений, поступающих в фонд;
- изучение порядка формирования средств Пенсионного фонда РФ, формирования самой пенсии, ознакомление с правилами ведения личных дел, трудовым кодексом, правилами приема и увольнения кадров;
В учреждениях, занимающихся проблемами семьи, материнства, отцовства и детства:
- ознакомление с картотекой семей, их учетом по категориям; особенностям работы с
категориями социально-незащищенных семей;
- выявление направлений деятельности, содержание мероприятий по оказанию помощи различным категориям семей (малообеспеченные, многодетные, опекунские, имеющие детей-инвалидов и т.д.);
- анализ основных видов социальной помощи (единовременная помощь, ежемесячные выплаты, адресная помощь, материальная помощь, дотации на дополнительное питание, льготы, бесплатное обеспечение лекарствами и т.д.) семьям, детям;
- ознакомление с деятельностью в области оказания социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями и составление программ индивидуального долговременного ухода за детьми с ограниченными возможностями и их реабилитацией;
- изучение возможностей социального учреждения по оказанию социальной поддержки способных и талантливых детей из категории малообеспеченных семей и семей с асоциальным поведением родителей;
В учреждениях, занимающихся проблемами молодежи:
- знакомство с организацией работы учреждений, структурой и подразделениями;
- изучение деятельности учреждения, направленной на реализацию государственной молодежной политики на муниципальном уровне;
- изучение и участие в деятельности по поддержке молодой семьи, молодежи с ограниченными возможностями, молодежных и детских объединений;
- изучение иных видов деятельности по оказанию социальной поддержки и социальных услуг молодежи.
В общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, детских садах):
- составление социального паспорта образовательного учреждения;
- знакомство с социальной стороной деятельности школы и функциями социального педагога, социального работника; участие в социально-педагогической работе коллектива учреждения;
- изучение законодательства, документации и технологии её ведения;
- ознакомление с системой мер по профилактике правонарушений и аддиктивного поведения, с организацией координации и взаимодействия с государственными и общественными организациями, отвечающими за состояние воспитательной работы среди подростков и молодёжи;
- практическое овладение методами и формами работы с детьми и подростками.
В учреждениях здравоохранения (больницы, госпитали, психиатрические лечебницы, реабилитационные центры, приюты, центры охраны здоровья и др.):
- изучение особенностей социальной работы в различных службах здравоохранения;
- изучение структуры учреждения, основными отделами, их функциями, взаимодействием с другими учреждениями и социальными институтами;
- изучение нормативно-законодательной базы функционирования учреждения и специалистов;
- ознакомление и изучение законодательства, национальных программ РФ в области здравоохранения, особенности их реализации в данном регионе;
- ознакомление с существующей охраной труда и спецификой социальной защиты работников здравоохранения (обеспечение специальной одеждой, обувью, начисления на заработную плату, льготные путевки, защитой от несчастных случаев и пр.);
- изучение методов, форм социальной работы с больными сахарным диабетом, онкологическими больными, больными наркоманией, алкоголизмом, туберкулезом, заболеваниями, передающимися половым путем, ВИЧ-инфекцией и пр.;
В учреждениях службы занятости:
- знакомство с целями, задачами, структурой организации;
- изучение правовых основ деятельности служб занятости населения;
- изучение рынка труда, региональных потребностей в кадрах, сфер деятельности и перспектив развития отраслей хозяйства в регионе;
- освоение навыков анализа документации, делопроизводства;
- изучение проблем профессиональной адаптации безработных.
В учреждениях органов внутренних дел (ОВД):
- ознакомление с системой мер по профилактике правонарушений;
- ознакомление с программой воспитания в исправительных учреждениях для несовершеннолетних и разработка альтернативной программы по изучению асоциального поведения и его профилактике;
- изучение взаимосвязей программ профилактики правонарушений в школах, по месту жительства, в исправительных учреждениях;
- анализ состояния среды в исправительных учреждениях для несовершеннолетних, в местах их временной изоляции, по месту проживания, в школах и составление программы действий по оздоровлению среды;
- ознакомление с документами и участие в их составлении; делами, находящимися в производстве и их анализ; участие в проверках;
- знакомство с организацией работы комиссии по делам несовершеннолетних, участие в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, изучение личных дел подопечных;
- овладение методами исправления, применяемыми в учреждениях и группах, занимающихся с подростками, совершившими правонарушение;
- ознакомление с процедурой надзора по делам несовершеннолетних, выявление ее профилактической направленности, результативности;
В общественных и некоммерческих объединениях:
– изучение структуры общественной организации, основных сфер и направлений деятельности;
– изучение обязанностей специалиста по социальной работе в организации;
– изучение нормативно-правовых основ деятельности общественной организации, документации и технологии ее ведения.
3.2 Контрольные вопросы при защите отчета, формирование компетенций ОПК-3, ОПК-9, ПК-9, ПК-13
Защита отчета проводится в последний день практики. Обучающийся отвечает на контрольные вопросы.
Перечень контрольных вопросов:
1. Общая характеристика социального учреждения (организации).
2. Структура учреждения, основные отделы, их функции.
3. Специфика деятельности структурных подразделений социального учреждения (организации).
4. Нормативно-правовая база учреждения (организации).
5. Принципы подбора кадров в социальном учреждении.
6. Источники финансирования учреждения.
7. Состояние и перспективы развития материально-технического обеспечения учреждения.
8. Обязанности специалиста по социальной работе.
9. Основные направления и технологии социальной работы с различными социальными группами (в соответствии с профилем социального учреждения).
10. Специфика предоставления социальных услуг (в соответствии с профилем социального учреждения).
11. Основные виды социальной помощи и социальной поддержки, оказываемой клиенту учреждения (в соответствии с профилем социального учреждения).
12. Производственные функции студента на практике (в соответствии с профилем социального учреждения).
13. Работа с клиентом, направленная на социальную адаптацию.
14. Конкретные рекомендации по совершенствованию социальной работы на объекте.