Организация работы машинистов-инструкторов локомотивных бригад.
6.1. Машинисты-инструкторы локомотивных бригад ( в том числе по автотормозам, обучению и теплотехнике) занимаются: подготовкой кандидатов в машинисты; выполнением контрольно-заключительных и контрольных поездок; формированием групп риска; проведением профилактической работы с локомотивными бригадами, технических и практических занятий.
6.2. Машинисты-инструкторы локомотивных бригад (по контролю на линии) выполняют целевые проверки, а также целевые поездки с машинистами, находящимися в группе риска и машинистами со стажем работы менее года.
6.3. Работа с локомотивными бригадами разделена на следующие группы:
- подготовка кандидатов в машинисты локомотива;
- работа с помощниками машиниста;
- работа с машинистами со стажем работы менее года;
- работа с машинистами, находящимися в группе риска;
- работа с машинистами, имеющими паспорт доверия;
- работа с машинистами, не включенными в группу риска, но не имеющие паспорт доверия.
7. Организация работы машиниста (наставника) по подготовке кандидатов на должность машиниста локомотива.
7.1. Для подготовки локомотивных бригад в каждой колонне по представлению машиниста-инструктора локомотивных бригад назначаются машинисты (наставники) из числа машинистов, обладающих необходимыми морально-деловыми качествами.
7.2. Машинист (наставник) должен иметь 1-й, 2-й или 3-ий класс квалификации. Перечень машинистов (наставников) формирует машинист-инструктор локомотивных бригад и утверждает начальник депо.
7.3. Количество машинистов (наставников) в каждой колонне определяется исходя из местных условий, и должно быть достаточным для подготовки кандидатов в машинисты.
7.4. Машинист (наставник) в соответствии с выданным заключением кандидату в машинисты проводит практическое обучение вождению поездов или выполнению маневровой работы.
7.5. При закреплении кандидатов для подготовки в машинисты к машинисту, работающему в одно лицо, доплату за работу без помощника машиниста не снимать.
7.6. Допущенные, при обучении кандидатом в машинисты нарушения регистрируются в журналах ТУ-133 №2, 2А, 3, 4 с соответствующей пометкой. Меру ответственности машиниста (наставника) в этом случае определяет закрепленный машинист-инструктор локомотивных бригад, по согласованию с заместителем начальника депо по эксплуатации.
7.7. По итогам обучения машинистом (наставником) подготавливается письменная рекомендация и предоставляется закрепленному машинисту-инструктору локомотивных бригад.
7.8. Оценка машинисту (наставнику) дается по результатам самостоятельной работы по истечению 3-х месяцев подготовленного им машиниста. Мотивация машиниста осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». При следующих нарушениях, допущенных машинистом, в течение указанного периода мотивация не применяется:
7.8.1. приведение локомотива в движение без команды руководителя маневров;
7.8.2. не выполнение регламента переговоров при следовании к запрещающему сигналу;
7.8.3. превышение скорости;
7.8.4. отсутствие проверки действия тормозов на эффективность;
7.8.5. управление из задней кабины;
7.8.6. отвлечение от управления локомотивом;
7.8.7. прерывание автостопного торможения;
7.8.8. отправление с выключенными устройствами безопасности;
7.8.9. неправильные действия машиниста в случаях, если тормозной путь при проведении опробования тормозов на эффективность в пути следования превышает нормативный;
7.8.10. вмешательство в работу устройств безопасности;
7.8.11. отсутствие проверки целостности тормозной магистрали путем постановки ручки управляющего органа в 1 положение.
Подготовка локомотивной бригады.
8.1. Подготовка помощника машиниста локомотива.
8.1.1. Машинист-инструктор локомотивных бригад после получения письменного приказа начальника эксплуатационного депо проводит вновь принятому помощнику машиниста необходимые инструктажи по охране труда и назначает стажировку. Помощник машиниста закрепляется за машинистом того вида движения или участка обслуживания, где ему предстоит работать. Количество смен стажировки определяется исходя из квалификации работника (не менее 2-х, но не более 14).
8.2. Подготовка машиниста локомотива.
8.2.1. Машинист-инструктор локомотивных бригад производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом соответствующего вида тяги. Список кандидатов формируется ежегодно до 1 ноября текущего года на следующий период, утверждается начальником депо и хранится в отделе кадров. При необходимости производится корректировка списка кандидатов.
8.2.2. Приказом начальника депо кандидат в машинисты на период подготовки для обучения режиму вождения поездов, управлению автотормозами, изучению профиля железнодорожного пути и расположения сигналов закрепляется за машинистом (наставником). В указанный период кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом под непосредственным контролем машиниста (наставника), о чем производится соответствующая запись в служебном формуляре машиниста. Практическая подготовка кандидатов для работы машинистами осуществляется круглогодично с непрерывной продолжительностью не менее 3-х месяцев. При подготовке кандидата в зимний период и перед наступлением зимнего периода во время подготовки дополнительно изучаются особенности работы в этот период по программе "первозимника". Если кандидат в машинисты имел ранее опыт работы машинистом локомотива в системе ОАО «РЖД» и перерыв в работе составил менее 3-х лет, то по ходатайству прикрепленного машиниста-инструктора локомотивных бригад разрешается сократить срок практической подготовки до двух месяцев.
8.2.3. Машинист-инструктор локомотивных бригад (по обучению) с кандидатами в машинисты проводит изучение нормативной документации, ТРА станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях. Обучение проводится по специальной программе и согласно графикам, которые разрабатываются в каждом депо с учетом местных условий. Изучение практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводится машинистом-инструктором локомотивных бригад на тренажерах и действующих локомотивах. По результатам указанной проверки знаний выдается письменная рекомендация.
8.2.4. При наличии письменного заявления от кандидата в машинисты, положительных заключений машиниста (наставника), рекомендации машиниста-инструктора локомотивных бригад (по обучению), а при его отсутствии прикрепленного машиниста-инструктора локомотивных бригад, кандидат проходит проверку знаний в комиссии, определенной приказом по депо.
8.2.5. По итогам проведенных теоретических испытаний машинистом-инструктором локомотивных бригад с каждым из кандидатов в машинисты проводятся КЗП. По результатам КЗП машинист-инструктор локомотивных бригад представляет начальнику депо заключение о возможности допуска кандидата в машинисты к самостоятельной работе, которое затем передается в отдел кадров депо (специалисту по управлению персоналом). Заключение также записывается во вновь выдаваемый служебный формуляр машиниста и АРМ ТЧМИ.
8.2.6. Машинист-инструктор локомотивных бригад представляет кандидата в машинисты начальнику депо для проведения с ним собеседования в присутствии заместителя начальника депо по эксплуатации. Итоги собеседования записываются во вновь выдаваемый служебный формуляр. По результатам обучения, подготовки, испытаний и проведенного собеседования начальник депо издает приказ о назначении кандидата в машинисты на самостоятельную работу машинистом локомотива.
8.2.7. Ответственность за полноту и правильность оформления представленных документов при назначении на должность машиниста локомотива несет заместитель начальника депо по кадрам.
8.2.8. Для самостоятельной работы в качестве машиниста машинистом-инструктором локомотивных бригад, с учетом рекомендаций психолога, в первую совместную поездку формируется новая локомотивная бригада. Перед первой совместной поездкой вновь сформированная локомотивная бригада проходит инструктаж установленным порядком.
8.2.9. При назначении машиниста на самостоятельную работу машинист-инструктор локомотивных бригад организует и контролирует выдачу машинисту следующей документации:
служебного формуляра машиниста;
технического формуляра;
предупредительного талона по безопасности движения;
предупредительного талона по охране труда;
служебного удостоверения с отметкой о сдаче в отдел кадров прав управления;
свидетельство об аттестации;
удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
выписок из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания, ТРА станций обслуживаемых участков, режимных карт и служебного расписания движения поездов.
При необходимости выдается другая нормативная документация, касающаяся деятельности машиниста.