Положение о машинисте-инструкторе
Положение о машинисте-инструкторе
Локомотивных бригад Дирекции тяги
Введение
Положение о машинисте-инструкторе локомотивных бригад ОАО «РЖД» (далее - Положение) разработано в целях повышения уровня безопасности движения поездов, определения единых основных требований в организации работы машинистов-инструкторов локомотивных бригад ОАО «РЖД», их прав, обязанностей и ответственности за обеспечение производственного процесса.
Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми причастными работниками Дирекции тяги.
Запрещается дополнять и расширять круг обязанностей, а также устанавливать повышенные нормативы выполнения предписанного настоящим Положением объема работы машинистов-инструкторов локомотивных бригад ОАО «РЖД» и закрепления за ними количества локомотивных бригад.
Положение направлено на повышение ответственности машинистов-инструкторов, рациональной организации их работы, и в конечном итоге, подготовке локомотивной бригады, готовой полностью и правильно выполнять требования нормативных документов по вождению поездов, выполнению маневровой работы, эксплуатации локомотивов, а также грамотно действовать в любых аварийных и нестандартных ситуациях. Кроме этого осознавать свою важность и социальную ответственность в обеспечении безопасности движения, достижение которой является приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность движения.
Определения.
Машинист-инструктор локомотивных бригад (по теплотехнике, по обучению, по автотормозам и контролю локомотивных бригад на линии) – это специалист, осуществляющий обучение локомотивных бригад безопасному вождению поездов, производству маневровой работы, изучение ТРА станций, контроль за выполнением ими должностных обязанностей, а так же проводящий профилактическую работу по недопущению нарушений безопасности движения поездов.
Машинист-инструктор (по автотормозам) – это машинист-инструктор локомотивных бригад, на которого дополнительно возложены функции обучения, контроля и анализа процесса эксплуатации тормозов подвижного состава.
Машинист-инструктор (по обучению)– это машинист-инструктор локомотивных бригад, на которого дополнительно возложены функции организации процесса и непосредственного обучения локомотивных бригад.
Машинист-инструктор (по теплотехнике) – это машинист-инструктор локомотивных бригад, на которого дополнительно возложены функции анализа и контроля использования топливно-энергетических ресурсов.
Машинист-инструктор (по контролю на линии)– это машинист-инструктор локомотивных бригад, выполняющий независимую оценку их работы.
Машинист (наставник) – это машинист локомотива, обладающий морально-деловыми качествами для подготовки кандидатов в машинисты, назначенный приказом начальника депо.
Локомотивная бригада – это работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов. Локомотивная бригада состоит из машиниста локомотива и помощника машиниста локомотива, в определенных случаях допускается работа машиниста локомотива без помощника машиниста локомотива. При управлении паровозом в состав локомотивной бригады включается кочегар.
Машинист локомотива – это работник, который обязан осуществлять обслуживание и управление локомотивом, ведение поезда с точным соблюдением графика движения поездов, обеспечивающий требования безопасности, безусловное выполнение установленного регламента переговоров, сохранность грузов и подвижного состава, а также рациональный режим ведения поезда при минимальном расходовании топливно-энергетических ресурсов.
Помощник машиниста локомотива – это работник, который обязан осуществлять техническое обслуживание механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования локомотива в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для данной должности, обеспечивающий безопасность перевозок, в том числе выполнение регламента переговоров, сохранность грузов и подвижного состава.
Паспорт доверия машинисту – это документ, подтверждающий качество работы машиниста локомотива.
ТРА –техническо-распорядительный акт железнодорожной станции.
Кочегар паровоза – это работник, осуществляющий обслуживание горячих паровозов в депо и в пути следования, обеспечивающий безопасность перевозок и сохранность грузов и подвижного состава.
Колонна локомотивных бригад – это подразделение в эксплуатационном локомотивном депо, объединяющее локомотивные бригады по определенным направлениям деятельности.
Контрольно-заключительная поездка(далее - КЗП) – поездка, выполненная для выдачи работникам локомотивных бригад, в том числе машиниста, работающего без помощника машиниста, заключения на право самостоятельной работы на участках обслуживания, видах движения, сериях локомотивов.
Заключение– это документ подтверждающий право самостоятельной работы машиниста или помощника машиниста на участках обслуживания, сериях локомотивов, выдается лицом, проводившим КЗП, и хранится в личном деле работника.
Целевая поездка – (далее ЦП) – это поездка для комплексной оценки знаний и обучения локомотивной бригады практическим навыкам вождения поездов и выполнению маневровой работы, пользования устройствами безопасности и управления тормозами, соблюдению требований охраны труда.
Целевая проверка (далее – ЦПр) – это комплексный контроль выполнения работниками, связанными с движением поездов, своих обязанностей и требований нормативных документов по обеспечению безопасности движения поездов.
Контрольная поездка(далее – КП) – это контрольная поездка с локомотивной бригадой, выполняемая машинистами-инструкторами локомотивных бригад.
Автоматизированное рабочее место машиниста-инструктора (далее – АРМ ТЧМИ) – рабочее место машиниста-инструктора локомотивных бригад для ввода данных в информационную систему по выполненной работе.
Удаленный пункт – это участок работы локомотивных бригад, находящейся вне расположения эксплуатационного локомотивного депо, где проводится явка, обучение, инструктажи и другая профилактическая работа с локомотивными бригадами. Перечень таких участков определяется приказом начальника региональной дирекции тяги.
Подготовка локомотивной бригады.
8.1. Подготовка помощника машиниста локомотива.
8.1.1. Машинист-инструктор локомотивных бригад после получения письменного приказа начальника эксплуатационного депо проводит вновь принятому помощнику машиниста необходимые инструктажи по охране труда и назначает стажировку. Помощник машиниста закрепляется за машинистом того вида движения или участка обслуживания, где ему предстоит работать. Количество смен стажировки определяется исходя из квалификации работника (не менее 2-х, но не более 14).
8.2. Подготовка машиниста локомотива.
8.2.1. Машинист-инструктор локомотивных бригад производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом соответствующего вида тяги. Список кандидатов формируется ежегодно до 1 ноября текущего года на следующий период, утверждается начальником депо и хранится в отделе кадров. При необходимости производится корректировка списка кандидатов.
8.2.2. Приказом начальника депо кандидат в машинисты на период подготовки для обучения режиму вождения поездов, управлению автотормозами, изучению профиля железнодорожного пути и расположения сигналов закрепляется за машинистом (наставником). В указанный период кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом под непосредственным контролем машиниста (наставника), о чем производится соответствующая запись в служебном формуляре машиниста. Практическая подготовка кандидатов для работы машинистами осуществляется круглогодично с непрерывной продолжительностью не менее 3-х месяцев. При подготовке кандидата в зимний период и перед наступлением зимнего периода во время подготовки дополнительно изучаются особенности работы в этот период по программе "первозимника". Если кандидат в машинисты имел ранее опыт работы машинистом локомотива в системе ОАО «РЖД» и перерыв в работе составил менее 3-х лет, то по ходатайству прикрепленного машиниста-инструктора локомотивных бригад разрешается сократить срок практической подготовки до двух месяцев.
8.2.3. Машинист-инструктор локомотивных бригад (по обучению) с кандидатами в машинисты проводит изучение нормативной документации, ТРА станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях. Обучение проводится по специальной программе и согласно графикам, которые разрабатываются в каждом депо с учетом местных условий. Изучение практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводится машинистом-инструктором локомотивных бригад на тренажерах и действующих локомотивах. По результатам указанной проверки знаний выдается письменная рекомендация.
8.2.4. При наличии письменного заявления от кандидата в машинисты, положительных заключений машиниста (наставника), рекомендации машиниста-инструктора локомотивных бригад (по обучению), а при его отсутствии прикрепленного машиниста-инструктора локомотивных бригад, кандидат проходит проверку знаний в комиссии, определенной приказом по депо.
8.2.5. По итогам проведенных теоретических испытаний машинистом-инструктором локомотивных бригад с каждым из кандидатов в машинисты проводятся КЗП. По результатам КЗП машинист-инструктор локомотивных бригад представляет начальнику депо заключение о возможности допуска кандидата в машинисты к самостоятельной работе, которое затем передается в отдел кадров депо (специалисту по управлению персоналом). Заключение также записывается во вновь выдаваемый служебный формуляр машиниста и АРМ ТЧМИ.
8.2.6. Машинист-инструктор локомотивных бригад представляет кандидата в машинисты начальнику депо для проведения с ним собеседования в присутствии заместителя начальника депо по эксплуатации. Итоги собеседования записываются во вновь выдаваемый служебный формуляр. По результатам обучения, подготовки, испытаний и проведенного собеседования начальник депо издает приказ о назначении кандидата в машинисты на самостоятельную работу машинистом локомотива.
8.2.7. Ответственность за полноту и правильность оформления представленных документов при назначении на должность машиниста локомотива несет заместитель начальника депо по кадрам.
8.2.8. Для самостоятельной работы в качестве машиниста машинистом-инструктором локомотивных бригад, с учетом рекомендаций психолога, в первую совместную поездку формируется новая локомотивная бригада. Перед первой совместной поездкой вновь сформированная локомотивная бригада проходит инструктаж установленным порядком.
8.2.9. При назначении машиниста на самостоятельную работу машинист-инструктор локомотивных бригад организует и контролирует выдачу машинисту следующей документации:
служебного формуляра машиниста;
технического формуляра;
предупредительного талона по безопасности движения;
предупредительного талона по охране труда;
служебного удостоверения с отметкой о сдаче в отдел кадров прав управления;
свидетельство об аттестации;
удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
выписок из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания, ТРА станций обслуживаемых участков, режимных карт и служебного расписания движения поездов.
При необходимости выдается другая нормативная документация, касающаяся деятельности машиниста.
Паспорт доверия
14.1. В рамках оценки качества работы машиниста устанавливаются требования для выдачи паспорта доверия по следующим критериям:
14.1.1. стаж работы в должности машиниста не менее 3 лет;
14.1.2. наличие класса квалификации;
14.1.3. отсутствие дисциплинарных взысканий в течение истекшего календарного года;
14.1.4. отсутствие событий и отказов технических средств по ответственности машиниста в течение истекшего календарного года;
14.1.5. наличие зеленых талонов предупреждения по безопасности и охране труда, в течение истекшего календарного года;
14.1.6. отсутствие нарушений, выявленных при расшифровке лент или электронных носителей, в течение истекшего календарного года по ответственности машиниста;
14.1.7. отсутствие нарушений режимов эксплуатации локомотивов в течение истекшего календарного года;
14.1.8. не более 10 технологических нарушений в течение истекшего календарного года по ответственности машиниста;
14.1.9. экономия топливно-энергетических ресурсов по результатам каждого квартала истекшего календарного года;
14.1.10. отсутствие замечаний по целевым проверкам в течение истекшего календарного года, в соответствии пунктами 12.3, 12.4;
14.1.11. отсутствие замечаний при проведении контрольных поездок в течение истекшего календарного года, в соответствии пунктами 12.3, 12.4.
14.1.12. Машинистов, работающих при депо, к учету для выдачи паспорта доверия не принимать.
14.2. Порядок выдачи паспорта доверия
14.2.1. Для определения кандидатов для выдачи паспорта доверия, в эксплуатационном локомотивном депо создается комиссия в составе:
председатель – начальник депо;
члены комиссии – заместитель начальника депо по эксплуатации, главный инженер, заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам, председатель профсоюзного комитета, машинисты-инструкторы локомотивных бригад представляемых кандидатов, начальник отдела эксплуатации, инженер по охране труда.
14.2.2. Начальник отдела эксплуатации готовит представление на кандидатов в соответствии с критериями пункта 14.1 настоящего положения, для представления в комиссию до 25 января текущего года.
14.2.3. Комиссия определяет, каким машинистам могут быть выданы паспорта доверия. Решение комиссии оформляется протоколом. Паспорт доверия выдается на текущий календарный год в течение 10 рабочих дней после решения принятого комиссией. После чего ТЧМИ проводит КП на полный участок обслуживания или половина смены на маневрах с продлением срока действия на 1 год.
14.3. Действие паспорта доверия прекращается в следующих случаях:
14.3.1. окончание срока действия;
14.3.2. допущенное машинистом нарушение, указанное в разделе 13 настоящего положения;
14.3.3. сокрытие нарушения машинистом;
14.3.4. ходатайство машиниста-инструктора локомотивных бригад.
14.4. При наличии паспорта доверия машинисту:
14.4.1. контрольная поездка выполняется 1 раз в год;
14.4.2. подлежат расшифровке только 5 скоростемерных лент и электронных носителей информации ежемесячно по указанию ТЧЗЭ или ТЧМИ колонны;
14.4.3. машинисту вправе устанавливаться дополнительное ежемесячное премирование при наличии денежных средств;
14.4.4. машинист премируется за безаварийную работу по итогам года.
14.5. Ответственность машиниста, имеющего паспорт доверия.
14.5.1. Машинист, получивший паспорт доверия, в случае нарушения им требований нормативных документов обязан лично доложить машинисту-инструктору локомотивных бригад о характере и времени нарушения. Машинист-инструктор локомотивных бригад определяет причины нарушения и его последствия. После чего докладывает заместителю начальника депо по эксплуатации с предложениями по данному машинисту. При необходимости готовит ходатайство об изъятии паспорта доверия.
14.5.2. Начальник депо рассматривает ходатайство машиниста-инструктора локомотивных бригад в течение 3 рабочих дней и принимает решение об оставлении паспорта доверия или прекращении его действия.
14.5.3. Если нарушение машиниста, имеющего паспорт доверия, было выявлено без получения информации от самого машиниста, то паспорт доверия аннулируется решением комиссии.
Положение о машинисте-инструкторе