Установка для тонкой очистки доменного газа.
Газозамерные пункты природного и попутного газа, поступающего на завод.
Центральные газорегуляторные пункты (ЦГРП).
Газосмесительные установки.
Газоповысительные и газокомпрессорные станции-
Подготовка конвертерных газов для использования.
Регазификационные установки пропан-бутана.
Газогенераторная станция.
Станция по производству защитных газов для создания защитной атмосферы в печах при термической обработке металла.
Углекислотный цех.Обеспечиваетпотребность в углекислоте для технологических нужд. Исходный продукт для производства углекислоты.
Межцеховые газопроводы.
Внутрицеховые газопроводы и цеховые газорегуляторные установки (ГРУ).
Газовый цех завода.
Газоспасательная станция.
Диспетчеризация газового хозяйства.Назначение диспетчерской службы: получение централизованной информации по распределению ресурсов газа, имеющихся на заводе, и режимам давления в системе газораспределения. Корректировка условий газораспределения и давления газа в системе в случае отклонения от заданных параметров. Средства диспетчерской службы — телеизмерения давления и расходов газа, дистанционное управление электрифицированными задвижками, установленными на межцеховых газопроводах, телесигнализация. Центральный диспетчерский пункт управления газовым хозяйством завода.
КИСЛОРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО
В качестве исходных данных при принятии технических решений по кислородному хозяйству необходимо получить:
Перечень основных потребителей продуктов разделения воздуха (кислород, азот, аргон) и водорода. Требования к качеству этих газов (чистота, давление, влажность). Расходы в годовом и часовом разрезе, режим потребления.
Проектный состав кислородной станции определяется для каждой станции (цеха) с увязкой отдельных решений с учетом заводского баланса и оптимизации кислородного производства в целом. В проектной документации указывается: назначение, производительность; технологическая схема; размещение, состав основного оборудования; режим работы; емкость складов; воздухозабор, межцеховые сети кислорода, азота и аргона; требования к чистоте воздуха, поступающего к воздухоразделительным агрегатам; диаметры трубопроводов, давление в них; способы прокладки трубопроводов.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ, КАНАЛИЗАЦИЯ И ШЛАМОУДАЛЕНИЕ.
Водное хозяйство металлургии необходимо рассматривать как подсистему, во многом определяемую внешними условиями.
Эта особенность проявляется при разработке проектных решений и проектной документации на всех этапах ее создания и касается следующих объектов:
-системы водного хозяйства металлургического предприятия в части
взаимоотношений с водной инспекцией;
-систем снабжения подпиточной водой, условно чистой водой, окалиномаслосодержащей водой, хозяйственно-питьевой водой; производственной канализации химически загрязненных вод, ливневой дождевой канализации, бытовой канализации;
Производственное водоснабжение с системами водоподготовки, использования дренажных вод, оборудованием и сооружениями систем бессточного оборотного водоснабжения: водоснабжения оборотных циклов чистых вод (потребитель — водоохладитель — потребитель) и грязных вод (потребитель — очистные сооружения — водоохладитель — потребитель); в частности: насосные станции, водоохладители поверхностного типа (радиаторные градирни, агрегаты воздушного охлаждения, водоводяные теплообменники и т.п.), сооружения для осветления, стабилизационной обработки воды.
Аварийное водоснабжение.
Хозяйственно-питьевое и противопожарное водоснабжение. Источник хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Спецпожаротушение.Емкости для регулирования неравномерности водопотребления и хранения пожарного расхода.
Сети водопровода на случай пожара, нормального водопотребления и транзита в башню или контррезервуар.
Межцеховые водопроводные сети.
Внутрицеховые сети.
Канализация.
Шламовое хозяйство.Сооружения шламового хозяйства: корпус обезвоживания, шламовые насосные станции, аварийные накопители, шламопроводы, пруды-накопители
Бесперебойность водоснабжения.Перечисление потребителей, не допускающих перерыва в подаче воды. Мероприятия для обеспечения бесперебойности производственного водоснабжения (питание электроэнергией насосных станций от двух или трех независимых источников, резервирование рабочих насосов, укладка не менее двух ниток водовода с обеспечением подачи 100 % расхода по каждой нитке, автоматизация и диспетчеризация водного хозяйства с централизованным управлением насосов.
МЕХАНОРЕМОНТНЫЕ СЛУЖБЫ И
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО.
Ремонтные службы и инструментальное хозяйство предприятия предназначены для обеспечения надёжной безаварийной работы основного и вспомогательного оборудования, обеспечения ремонтов запасными частями, основного производства - сменным оборудованием, в том числе инструментом.
Запасная часть — это составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия. Замена осуществляется во время ремонта изделия (оборудования).
Сменное оборудование — изделия специального назначения, используемые для обеспечения заданного процесса производства, непосредственно воздействующие на обрабатываемый материал и продукты его переработки, применяемые в процессе превращения исходного сырья в полупродукт или готовую продукцию. Изношенное сменное оборудование заменяет в ходе производства эксплуатационный персонал.
РЕМОНТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Ремонтное обслуживание предприятия включает:
—техническое обслуживание и ремонт механического оборудования;
—техническое обслуживание и ремонт энергетического и электрического оборудования и сетей;
—ремонт металлургических печей;
—ремонт зданий, строительных сооружений и автодорог;
—техническое обслуживание и ремонт железнодорожного транспорта, подвижного состава и локомотивов.
Предусматриваются два вида плановых ремонтов механооборудования: текущие и капитальные.
Текущий ремонтявляется основным видом ремонта, проводимого для восстановления работоспособности оборудования. В ходе текущих ремонтов заменяют быстроизнашивающиеся детали и узлы, проверяют крепления и заменяют вышедшие из строя крепёжные детали, проверяют и ремонтируют трубопроводы, заменяют воздухоохлаждаемую арматуру, масло в ёмкостях систем смазки.
Капитальный ремонтвыполняется для восстановления исправности и полного ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. При капитальных ремонтах также модернизируется оборудование с целью повышения его эффективности (производительности, экономичности, уровня автоматизации, механизации, качества продукции).
Каждому капитальному ремонту предшествует несколько текущих ремонтов, которые по продолжительности и объёмам выполняемых работ могут подразделяться на первый, второй, третий и четвёртый текущие ремонты. При этом каждый последующий текущий ремонт включает все регламентные работы предыдущего текущего ремонта и необходимые дополнительные работы.
Часть 4. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН И ТРАНСПОРТ.
Введение.
Генеральный план является комплексным технологическим и строительно-архитектурным решением промышленного предприятия, составление которого производится в процессе определения состава и объема производства, изучения района и выбора строительной площадки для достижения наилучших условий строительства и эксплуатации предприятия (с учетом перспективы его развития).
Создание наилучших производственных связей является главной задачей генерального плана.
К производственным связям относятся транспортные коммуникации (железнодорожный, конвейерный и автомобильный транспорт), энергетические сети (газа, тепла, пара, электроэнергии, воздуха, кислорода, ацетилена и др.), сети водоснабжения и канализации, сети связи и т. д.
Таким образом, проблемы генерального плана являются комплексными. Они включают в себя почти все инженерные вопросы, которые возникают в процессе функционирования предприятия, начиная от его строительства, и определяют организацию производства.
Главными производственными связями являются транспортные связи. Поэтому разработка генерального плана и выбор систем транспорта тесно связаны между собой.
Несоблюдение развития завода и нарушение правильной системы производственных связей в ряде случаев может привести к большим непроизводительным расходам.
Металлургические заводы и комбинаты являются наиболее сложными предприятиями.
В состав современного металлургического завода входят следующие объекты:
Цехи основного производства: доменные, сталеплавильные, прокатные, трубопрокатные, метизные и др.
Подготовительные цехи: коксохимические цехи, агломерационные и обогатительные фабрики или фабрики окускования руд, скрапоразделочные базы.
Специальные цехи: термические, калибровочные и др.
Ремонтно-вспомогательные цехи: ремонтно-механические, кузнечные, литейные, электроремонтные, модельные, ремонтно-строительные, инструментальные цехи.
Утилизационные цехи: шлакоперерабатывающие устройства, цехи ширпотреба.
Подсобные цехи: огнеупорные, известково-доломитные.
Энергетические объекты: теплоэлектроцентрали, паровоздуходувные станции, газорасширительные станции, котлы-утилизаторы, газогенераторные станции, кислородные станции, компрессорные станции, электроподстанции, сети тепла, газа и энергии и др.
Объекты водоснабжения и канализации: насосные станции, брызгальные бассейны и градирни, водозаборные сооружения, водонапорные станции, фильтровальные станции и станции перекачки, сети водоснабжения и канализации
Склады: угля, руды, чугуна, слитков, готовой продукции, запасного оборудования, огнеупоров, ремонтно-строительных материалов, леса, карбида, горючих, смазочных, главный магазин, шихтовые дворы и др.
Объекты транспорта: локомотивно-вагонное депо, железнодорожные станции, экипировочные установки, гаражи для размораживания смерзшихся грузов, железнодорожные пути, автодороги, системы механического транспорта и др.
Лаборатория и контроль производства: общезаводская лаборатория, цеховые лаборатории
Административно-хозяйственный комплекс: заводоуправление, бытовые, проходные конторы, медпункты, столовые, здания, пожарное депо, здание ВОХРа, газоспасательные станции, и др.
Каждый из цехов в свою очередь имеет целый ряд отделений технологически с ним связанных и входящих в его зону.
История развития металлургических заводов характеризуется, в частности, изменением системы их планировки, прежде всего в зависимости от технологии производства и вида транспорта.