Курс – 3 з.е. 108 часов. 2 недели

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
3 курс
  Общая трудоемкость консультации Рабочее время СРС  
Общее ознакомление с базой практики - Анализ аписей в дневнике
Составление характеристики библиотеки как производственно технологической системы - Анализ таблицы
Знакомство с подсистемой обработки в библиотеке, изучение основных направлений деятельности отдела (сектора) обработки по аннотированию, реферированию документов Анализ записей в дневнике
Аннотирование документов   Проверка качества составленных аннотаций
Реферирование документов   Проверка качества представленных рефератов  
Подготовка информационных продуктов с использованием современных методов информационного анализа   Анализ составленного информационного продукта
Знакомство с библиографическим отделом библиотеки.       Анализ письменной справки
Библиографирование     Анализ Созданного библиографического пособия «малой формы
Обучение пользованию библиотекой   Анализ беседы-консультации «Поиск документов по СБА библиотеки
Справочно-библиографическое обслуживание   Анализ письменной характеристики СБО, анализ алгоритма поиска по двум запросам  
  Подготовка к защите практики     Записи в дневнике
  Защита практики      
  итого зачет
  4 курс
Изучение региональных библиотечных законов и подзаконных актов, (муниципальных) нормативных материалов, внутрибиблиотечной организационно-правовой документации Анализ аналитической справки
Описание организационной структуры и уровней управления библиотекой. Составление схемы организационной структуры, управления библиотекой Анализ аналитической справки
Анализ трудовых ресурсов библиотеки   Анализ аналитической справки
Изучение отчетов библиотеки   Анализ аналитической справки
Знакомство с планированием в библиотеке, анализ плановой документации   Анализ аналитической справки
Знакомство с должностными инструкциями и личным планом работы заведующего отделом. Анализ аналитической справки
Анализ содержания конкретных нововведений за истекший год.   Анализ аналитической справки
Подготовка к защите практики     Анализ отчетной документации
Защита практики     Оценка выступления студента; проверка отчетной документации
  итого зачет

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

1. Общее ознакомление с базой практики (тип, вид библиотеки, ее структура, задачи, направления деятельности, основные показатели работы за прошедший год.

Форма отчета:запись в дневнике.

2. Составление характеристики библиотеки как производственно – технологической системыпо следующим параметрам:библиотека как система, функциональные подсистемы библиотеки, материальные и технологические потоки в библиотеке.

Форма отчета: таблица (приложение 3).

3. Знакомство с подсистемой обработки в библиотеке, изучение основных направлений деятельности отдела (сектора) обработки по аннотированию, реферированию документов.

Ознакомление с организацией работы отдела (сектора) обработки документов предполагает обращение к документам, регламентирующим функционирование отдела (Положение, инструкции, ГОСТы и т.п.); системе справочных, методических, библиографических изданий и материалов, представленных в отделе и используемых в ходе аналитико-синтетической переработки информации.

Задания:1) проанализировать основные направления деятельности отдела(ов), занимающегося (ихся) семантической обработкой документов; 2) изучить документационное обеспечение деятельности отдела.

Форма отчёта: запись в дневнике. Представить: 1) основные направления деятельности отдела (сектора), связанные с содержательным преобразованием информации; 2) перечень документов, регламентирующих функционирование отдела (сектора).

Форма отчета: письменная справка.

Аннотирование документов

При выполнении заданий по аннотированию документов следует опираться на соответствующие нормативные документы, регламентирующие данный процесс. В качестве объектов аннотирования отбираются актуальные, наиболее ценные с содержательной точки зрения (без каких-либо формальных ограничений) первичные источники информации. Аннотирование производится на основе визуального просмотра первичных документов, анализа их содержательных и формальных особенностей с учётом методических требований, изложенных в учебниках, учебных пособиях, лекционном курсе «АСПИ. Аннотирование, реферирование, обзорно-аналитическая деятельность». Рекомендуется использовать навыки формализованного аннотирования. Следует выяснить, используется ли в библиотеке программа поддержки автоматического аннотирования и при её наличии описать, что она собой представляет, как работает и используется.

Задания:1) проанализировать качество готовых издательских аннотаций (в количестве от 3 до 5), представленных в книгах, в соответствии с положениями ГОСТ 7.86-2003. Издания. Общие требования к издательской аннотации; 2) составьте справочные (в количестве 5) и рекомендательные (в количестве 5) аннотации на заранее выбранные произведения художественной литературы, документы по естественным, техническим, общественным наукам. Показать умение пользоваться структурой информационных элементов аннотации, а также соответствующими ГОСТами.

Форма отчёта: запись в дневнике. Представить в дневнике: 1) анализ просмотренных издательских аннотаций; 2) библиографические записи на 10 документов с текстами аннотаций, составленных вами самостоятельно.

Реферирование документов

При выполнении заданий по реферированию документов следует опираться на соответствующие нормативные документы, регламентирующие данный процесс. В качестве объектов реферирования отбираются актуальные, наиболее ценные с содержательной точки зрения (без каких-либо формальных ограничений) первичные источники информации. Реферирование производится на основе визуального просмотра первичных документов, анализа их содержательных особенностей с учётом методических требований, изложенных в учебниках, учебных пособиях, лекционном курсе «АСПИ. Аннотирование, реферирование, обзорно-аналитическая деятельность». Рекомендуется использовать навыки формализованного реферирования. Следует выяснить, используется ли в библиотеке программа поддержки автоматического реферирования и при её наличии описать, что она собой представляет, как работает и используется.

Задания:1) составить тексты информативных (в количестве 5) и индикативных (в количестве 5) рефератов на отобранные вами документы (это могут быть монографии, сборники научных трудов, статьи из периодических или продолжающихся изданий) различной отраслевой направленности из фонда библиотеки с использованием формализованных схем; 2) занесите текст реферата в соответствующее поле (блок анализа содержания) машиночитаемого формата библиографической записи.

Форма отчёта: запись в дневнике. Представить образцы 10 библиографических записей, включающие тексты информативных и индикативных рефератов.

Подготовка информационных продуктов с использованием современных методов информационного анализа

В практике работы библиотек по обслуживанию пользователей могут использоваться различные виды информационных продуктов: аналитико-синтетические обзоры литературы, тематические подборки, досье, дайджесты, гипертекстовые материалы (журналы, словари, хрестоматии, учебные пособия). Методика их разработки освещается в учебной и специальной литературе, рассматривается на аудиторных учебных занятиях по дисциплине «Аналитико-синтетическая переработка информации» в вузе.

Задания:1) изучить, какие виды информационных продуктов находят применение в практике работы данной библиотеки; 2) принять участие в составлении какого-либо информационного продукта (или его фрагмента) в соответствии с планом работы библиотеки или по рекомендации её сотрудников.

Форма отчёта: запись в дневнике. Представить: 1) характеристику информационных продуктов, используемых в практике работы библиотеки по обслуживанию пользователей, предоставлению ею информационных услуг; 2) дать в приложении к дневнику конкретный информационный продукт (или его фрагмент), разработанный самостоятельно в ходе производственной практики.

7. Знакомство с библиографическим отделом библиотеки.

Полное название отдела. Краткие сведения об отделе: история создания, штат, задачи, направления, содержание библиографической работы, специализация библиографов в отделе и библиотеке в целом. Участие в библиографической деятельности небиблиографических подразделений библиотеки. Характеристика основного содержания и особенностей библиографического обслуживания в данной библиотеке. Организационные формы обслуживания, справочно-библиографический аппарат структурных подразделений библиотеки. Использование технических средств библиографической деятельности. Характеристика СБА в целом и его отдельных частей: справочно-библиографического фонда, системы каталогов и картотек (в том числе электронных). Соответствие его структуры, состава и качества типу библиотеки, составу читателей и т.д. Положительные и отрицательные стороны СБА конкретной библиотеки, примеры из практики. Составные части краеведческого СБА библиотеки. Фонд выполненных справок, анализ способа его организации и использования.

Форма отчета: письменная справка. К справке приложить: 1. Схему каталогов и картотек библиотеки. 2. Список справочных изданий, полученных библиотекой, за последние пять лет. 3. Список библиографических изданий, полученных библиотекой, за последние пять лет. 3. Должностные инструкции библиографов. Задания 2,3 выполняются по схеме (Приложение 4).

Библиографирование.

Участие в работах по отражению текущих поступлений в каталогах и картотеках, в росписи газетных и журнальных статей (обязательно местных для краеведческих картотек). Подготовка библиографического пособия малой формы (памятка, план чтения и т.п.) по теме, связанной с Казанью или Республикой Татарстан (об истории, природе, искусстве, культуре, выдающихся деятелях республики, спорте).

Форма отчета: библиографическое пособие малой формы.

Наши рекомендации