Различные подходы к формированию типологии организаций.
Парсонс (Функциональный подход. Основа – цели организации):
· Производственная. Цель – пр-во того, что потребляется обществом. (в т.ч. услуги)
· Политическая. Стремится обеспечить обществу достижение высоких целей, формирует и назначает власть внутри общества.
· Интегративная. Цель – улаживание конфликтов, направленное мотивирование в сторону выполнения учреждённых ожиданий и гарантия согласованности работы отдельных общественных групп.
· Обеспечивающая сохранение традиций. Стремится обеспечить социальную преемственность через образование, культуру, искусство.
Минцберг (основа-как организация строится, чтобы противостоять непредвиденным обстоятельствам):
· Простая организация с прямым контролем. Это маленькие организации в динамичной среде, технологии не слишком изысканны.
· Механическая бюрократия. Стандартизированная работа, большой размер, стабильная среда окружения, контроль со стороны внешнего органа.
· Профессиональная бюрократия. Работа стандартизирована с помощью профессионалов и инструкторов, окружающая среда стабильна, но внешний контроль над организацией отсутствует. Ключевой фактор-профессионализм сотрудников. Пример проф. бюрократии: университет, медицинский центр.
· Разделенная форма. Например, крупная корпорация. Каждое подразделение имеет собственную структуру.
· Адхократия. Среда деятельности динамична, структура компании может быстро изменяться по надобности.
Барнард:
По масштабу(по количеству людей, деятельность которых координируется):
· общие(социетальные)
· частные(локальные). Работают с меньшим числом целей.
По типу управленческих структур
· скалярные (иерархическая стр-ра). Наличие иерархии позволяет бороться с конфликтами.
· латеральные (бесструктурные). Менее устойчивы к внутренним противоречиям.
Пригожин:
· Административные. Обычно скалярные. Это почти все организации по продаже товаров или услуг.
· Союзные. Более структурные, т.к. цели организации есть равнодействующая целей членов организации. Пример – политическая партия на ранней стадии.
· Ассоциативные. Её члены реализуют собственные интересы. Общих может не быть.
Также существует ещё много различных типологий, например по форме собственности (частные, государственные, муниципальные, смешанные), по отношению к прибыли (коммерч., некоммерч), по организационно-правовой форме, по отрасли производства, по содержанию деятельности
Контекстуальный подход: ситуационные переменные.
Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение технологии и внешней среды, называются ситуационными=контекстуальными.
Два подхода к объяснению факторов, формирующих организационную структуру
· Контекстуальный
· Проектный
Контекстуальные переменные - совокупность элементов организационной среды, которые задают и ограничивают принципы функционирования организации, тип структуры, принципы управления.
Основные контекстуальные переменные
· Размер организации [астонская группа]
· Технология [Дж.Вудворд, Томпсон]
· Цели [Друкер]
· Стратегия [Чендлер]
· Тип персонала
· Деловая и организационная культура [Э.Шайн]
Концепция «управления по целям» П.Друкера.
Задача руководителя состоит в установлении целей и осуществлении действий, направленных на их осуществление.
В основе концепции находится идея о том, что управление следует начинать с выработки целей, и лишь потом - переходить к формированию функций или управлению процессом, что существенным изменило логику управления. Целевой подход предполагает преобладание целей над ситуациями, что предопределяет их роль как главного системообразующего фактора. А организация представляет собой инструмент достижения этих целей.
Концепция А.Чендлера (стратегия)
Стратегия - набор долгосрочных и краткосрочных целей и правил, регулирующих отношения внутри и вне организации, принятые правила использования ресурсов, которые формируются исходя из:
- актуального и потенциального состояния среды (рынка);
- актуальных и потенциальных возможностей самой организации