Методы оценки точности сборки кривошипно-шатунного механизма.
Технологический процесс сборки кривошипно-шатунного механизма – это последовательное соединение его деталей с целью обеспечения заданного взаимного расположения осей цилиндровой втулки и поршня, количественно определяемого перекосами.
При этом под перекосом поршня в цилиндре понимают угловую погрешность, которая характеризует непараллельность осей тронка поршня и втулки. Его измеряют в плоскости, проходящей через оси коленчатого вала и цилиндров дизеля.
В общем случае перекосы поршня являются величиной переменной и зависят от угла поворота коленчатого вала и значений угловых погрешностей во взаимном расположении баз деталей кривошипно-шатунного механизма. Они изменяются от наибольших значений при некотором угле поворота коленчатого вала = mаxдо наименьших при = . В соответствии с общеизвестными закономерностями сочетания производственных угловых погрешностей как случайных величин, углы и чаще всего отличаются от 0 и 180°. Следовательно, объективные результаты контрольных измерений могут быть получены только тогда, когда в каждом конкретном случае будут, во-первых, строго определены положения механизма, при которых имеют место экстремальные значения перекосов, и, во-вторых, для этих положений рассчитаны абсолютные их значения.
При оценке точности сборки кривошипно-шатунного механизма по перекосам поршня в цилиндре различают: метод дискретных измерений и графоаналитический метод.
Сущность метода дискретных измерений перекоса поршня в цилиндре состоит в том, что поршень без поршневых колец в сборе с шатуном устанавливают в цилиндр, соединяют шатунный подшипник с шейкой коленчатого вала и последовательно поворачивают коленчатый вал в два крайних, соответствующие в.м.т. и н.м.т. положения механизма. В каждом из этих положений набором специальных щупов измеряют зазоры sмежду тронком поршня и цилиндровой втулкой в четырех сечениях и по очевидным зависимостям вычисляют фактическое значение перекоса поршня в цилиндре.
Основными недостатками этого метода оценки взаимного расположения поршня и втулки являются:
относительно низкая точность измерений щупами; получаемые численные значения перекосов характеризуют состояние механизма только в двух фиксированных положениях, в общем случае не соответствующих экстремумам;
большая дискретность измерений на позволяет дифференцировать суммарную погрешность по составляющим элементам, а следовательно,выявить ту деталь, которая вносит превалирующую погрешность.Графоаналитический метод оценки точности сборки кривошипно-шатунных механизмов базируется на построении математических моделей, описывающих изменение перекосов поршня в цилиндре в зависимости от составляющих погрешностей и угла поворота кривошипа. Графоаналитический метод позволяет строго определять экстремальные значения перекосов, углов поворота коленчатого вала, соответствующих экстремумам, а также расчетным путём оценивать возможность компенсации и частичного или полного устранения чрезмерно больших суммарных перекосов. Графоаналитический метод оценки точности сборки эффективно может быть реализован на ЭВМ.
При выборе метода обеспечения точности сборки кривошипно-шатунных механизмов следует иметь в виду то, что, помимо удовлетворения требований по взаимному расположению осей поршня и цилиндровой втулки, на узловой сборке необходимо обеспечить точность монтажного зазора в шатунном подшипнике, качество прилегания его вкладыша к шатунной шейке вала, а также монтажные зазоры между тронком поршня и цилиндровой втулкой.
Технологическая операция пригонки, регулировки и сборки шатунного подшипника принципиально ничем не отличается от последовательности сборки коренных подшипников при укладке коленчатых валов.
Монтажные зазоры между тронком поршня и цилиндровой втулкой при конструировании и изготовлении дизелей обычно определяют как алгебраические суммы предельных отклонений соответствующих элементов сопрягаемых деталей. Следовательно, если на сборку поступают такие детали, которые имеют фактические размеры, не выходящие за пределы полей допусков, то любые их сочетания при взаимном соединении будут давать качественные сборочные единицы. Иными словами, независимо от характера и объема производства сборку деталей кривошипно-шатунного механизма по этим параметрам осуществляют по принципам полной взаимозаменяемости.
Технологическую операцию центровки поршня в цилиндре, иногда называемую привалкой поршня, выполняют в тех случаях, когда фактические перекосы осей поршня и цилиндровой втулки оказываются большедопускаемых. При этом используют так называемый метод компенсации перекосов либо дополнительные пригоночные работы.
Сущность метода компенсации перекосов поршня в цилиндре состоит в том, что в случае получения при измерениях неудовлетворительных результатов шатунно-поршневую группу механизма (поршень в сборе с шатуном) поворачивают на 180° и после соединения шатунного подшипника измерения перекосов повторяют. Если такой поворот деталей уменьшает фактический перекос до допустимых пределов, то окончательную сборку производят в этом положении. В противном случае переходят к дополнительным пригоночным работам.
Пригонку кривошипно-шатунного механизма с целью обеспечения требуемой центровки поршня в цилиндре обычно сводят к пришабриванию «на клин» антифрикционного слоя верхней половины шатунного вкладыша (при неотъемной кривошипной головке шатуна) или опорной плоскости стержня шатуна при разъемной конструкции этой детали.