Технологические процессы сборки и центровки валопроводов.
Для укладки промежуточных валов следует в цехе вкладыши подшипников пригнать по постелям и предварительно по фальшвалу, диаметр которого больше диаметра шейки вала на масляный зазор, или по шейкам самих валов. Подшипники устанавливают на отжимных болтах с центровкой по пробитой оси валопровода. Укладку вала начинают с гребного вала, выравнивая линию валопровода до фланцевым соединениям при помощи
линейки и щупа. Затем окончательно проверяют качество прилегания вкладышей по шейкам валов. Прилегание должно быть по всей длине и не менее чем на 1200 полуокружности с количеством двух пятен на. 1 см2. Нижние, а затем верхние половинки
подшипников пригоняют так же, как и рамовые подшипники коленчатого вала. Если валoпровод центрируют по нагрузкам на подшипники, то до этой операции производят с.цедующие работы. Фланцы соединяют калиброванными болтами, предварительно смазанными ртутной мазью. При закрепленных болтах щуп 0,05 мм не должен проходить между фланцами на длину более 10 мм. После этого закрепляют заранее надетые на валы переборочные сальники и дейдвудный сальник после их набивки. Затем устанавливают тормозное устройство, проверяя качество прилегания тормозной ленты к шкиву. После монтажа валов приступают к окончательной центровке валопровода. Центровка валопровода по нагрузкам на подшипники. С точки зрения центровки судовые валопроводы разделяют на длинные и коротк;ие. Длинными валопроводами считаются такие, у которых расстояние между носовой дейдвудной втулкой и кормовым подшипником двигателя больше 30 d (где d - диаметр вала), а короткими, у которых аналогичное расстояние меньше 22 . В зависимости от длины валопровода применяют технологию проверки монтажа и центровки. Перед центровкой по нагрузкам на подшипники производят pacчeT дополнительных нагрузок на подшипники и напряжений
Вторая формула предусматривает такую допустимую дополнительную нагрузку на кормовой рамовый подшипник двигателя, которая не должна вызвать искривления вала, и, как следствие, увеличение раскепа, который строго ограничен. Независимо от этого после центровки следует проверИть раскепы коленчатого вала, особенно кормового кривошипa. Все предельные расчетные значения дополнительных погрузок сводят в таблицу. Центровку по допустимым нагрузкам на подшипники про изводят динамометрами на валопроводе, находящемся в сборе. Динамометры предварительно тарируют: составляют
таблицы зависимости отклонения стрелки индикатора от нагрузки. Динамометры устанавливают в каждой лапе подшипника с каждой стороны по диагонали при двух отверстиях в лапе и в средних отверстиях - при трех. Если в отверстиях лапы нет резьбы, динамометр закрепляют в лапе гайкой. Все болты, крепящие лапы подшипника, отдают, а Клинья в местах крепления динамометров удаляют. Для предотвращения перемещения валов за счет масляного зазора под крышки устанавливают прокладки из прессшпана, паронита или картона толщиной в 2 раза более масляного зазора и шириной не более 1/6 диаметра вала. Завертывая гайки, тем самым опускают штоки динамометров до упора в полку фундамента. При дальнейшем завертывании гайки будет подниматься подшипник, увеличивая нагрузку на штоки динамометров. Нагрузку на подшипники регулируют одновременно два рабочих (последовательно по каждому подшипнику). Величина сжатия тарельчатых пружин и соответствующая этому сжатию нагрузка на шток фиксируется индикатором, закрепленным в крышке динамометра стопорным винтом. Перед записью показаний динамометров проверяют правильность установки индикатора контрольным замером путем переноса нагрузки на отжимные болты, ввернутые в свободные от динамометров отверстия в лапах подшипника, затем с динамометра снимает нагрузку. В этом случае стрелка индикаторной головки должна возвратиться в нулевое положение.
Центровка валопровода по ИЗJIомам и смещениям, опредеJIЯемым расчетом ДJIЯ данной конструкции ваJIопровода. Допустимые нормы расцентровок при данном способе опредеJIЯЮТ расчетом в зависимости от конструктивной гибкости валопровода,
т. е. от его способности нормально работать при искривлении оси вращения. Подготовку к проверке расцентровки и центровки производят путем следующих расчетов. Определяют коэффициент гибкости валопровода k для сплошных валов по формуле
k=3,74
где, l= - среднее значение расстояний трех смежных наименьших пролетов между подшипниками на всей длине валопровода, см.; d и do - соответственно наружный и внутренний диаметры промежуточных валов, см.
Пользуясь коэффициентом гибкости валопровода, рассчитывают допуски на монтажные расцентровки в соединениях валопровода в горизонтальной и вертикальной плоскости, кроме соединений у двигателя, где эти допуски устанавливают 0,1 мм на смещение и 0,15 мм/м на излом. Допуски для расцентровки определяются по двум формулам:
[ ] ; [ ] ;
Центровка коротких валопроводов. Сборку соединения коротких валопроводов выполняют раньше, чем устанавливают подшипники, чтобы уменьшить дополнительные напряжения в валах и дополнительные нагрузки на подшипники, возникающие вследствие
монтажных искривлений валопровода. Существует два способа расчета допустимых расцентровок в соединениях валов.
1. Валопровод, имеющий между двигателем и гребным валом промежуточные валы. По этой схеме вначале определяют допустимые изломы и В соединениях валопровода при установке промежуточных валов в собранном виде на два подшипника. По изломам и строят номограмму, по которой и определяют допустимые пределы излома на одном разобщенном соединении валов при данном значении излома на другом. Промежуточные валы собирают, проверяют и устанавливают в собранном виде на два подшипника (штатные или монтажные). Затем производят предварительную центровку валопровода на отжимных болтах. Двигатель окончательно закрепляют на фундаменте. Промежуточный вал прицентровывают к двигателю и к гребному валу. По собранному валопроводу устанавливают подшипники.
2. Валопровод, у которого гребной вал соединяется непосредственно с двигателем или его редуктором. При этой схеме по допускам, определенным расчетом, строят номограмму. Центровка не допускается, если провисание валов в 2 раза и более превышает максимальное допустимое смещение валов, определенное в предположении нулевого излома.
Центровка валопровода по предельным значениям изломов и смещений осей валов. Центровку валопровода по изломам и смещениям проверяют линейкой и щупом, комбинированными стрелками или индикаторами. Для крепления стрелок не требуется
сверлить и нарезать отверстия во фланцах, так как используются отверстия соединительных болтов. До начала провеРКи цeHTровки необходимо ослабить сальник дейдвудного устройства, разобощить, фланцевые соединения, раздвинуть валы до получения зазора между фланцами с учетом выхода последних из проточек и установить монтажные подшипники, чтобы промежуточные валы лежали на двух опорах и было устранено влияние их прогиба от собственного веса на точность проверки. Смещения и
изломы (при использовании стрелок) замеряют через каждые 900 поворота обоих валов: верх, низ, правый борт и левый борт. Замеры ведут от дейдвудного ва- ла к коленчатому. Более точный результат дает проверка индикаторами, которая принципиально не отличается от проверки с помощью комбинированных стрелок. Замеры, производимые на каждом соединении, записывают в заранее заГОТовленные формы. По результатам записей определяют величины смещений и изломов. Форма смещения и изломов, определяемых с помощью стрелок. Для жестких фланцевых соединений промежуточных валов нормы на расцентровку могут быть такие: смещение не более 0,15 мм, излом не более 0,2 мм на 1 м длины. Для жестких фланцевых соединений упорного вала с промежуточным и коленчатым валами смещение и излом не должны превышать соответственно 0,1 и 0,15 мм на 1 м длины. ДаНные нормы применяют, если отсутствуют
нормы завода-строителя. Проверку расцентровки рекомендуется производить в пасмурную погоду, ночью и на тихой воде. Если расчетные значениясмещений и изломов больше допускаемых, центровку производят путем перемещения подшипников с последующей проверкой. Если при центровке стрелками поворачивают вал, то при измерении линейкой и щупом поворот не делают, замеры производят в четырех точках фланцев: верх, низ, правый борт и левый борт. Если во время ремонта валопровода заменялись фундаменты под опорные подшипники, то правильность обработки опорных поверхностей фундаментов проверяют щупом, измеряя зазор между опорной поверхностью и поверочной плитой, или линейкой; щуп 0,05-0,1 мм не должен проходить. В противном случае опорные поверхности пригоняют шлифовальными машинками. Для изготовления клиньев после центровки валопровода любым способом измеряют высоту между опорными поверхностями фундаментов и подшипников. Клинья выполняют по толщине с припуском 0,05-0,1 мм на окончательную пригонку по месту, которая заканчивается, когда щуп 0,05 мм не проходит между опорными поверхностями и поверхностями клиньев. После пригонки клиньев через отверстия в лапах подшипников сверлят и развертывают отверстия, изготавливают новые болты. Перед разверткой отверстий вновь проверяют центровку валопровода, для этого после предварительного закрепления подшипников временными болтами проверяют правильность ПОДГОНКИ клиньев - не изменила ли подгонка центровку валопровода. Подшипники можно устанавливать на сферических и регулируемых прокладках. Следует также проверить прилегание шеек валов к подшипникам. Если шейка вала прилегает по дуге 100-1100 и на 1 см2 вкладыша приходится от одного до двух пятен, то пригонка считается качественной. Шейки пригоняют обычно шабрением. Масляный зазор регулируют с помощью выжимок из свинцовой проволоки. Зазор равен 0,001 d+O,1 мм, где d – диаметр шейки вала, мм.