Средства и методы технического диагностирования главной судовой дизельной установки.
Техническое состояние объекта оценивается по результатам технического диагностирования. Под техническим диагностированием понимается процесс определения технического состояния объекта с определенной точностью.
Любой объект технического диагностирования (механизм, конструкция корпуса судна и т.д.) обладает определенной структурой, то есть упорядоченной совокупностью комплексов совместно работающих элементов, которые образуют конструкцию объекта, обеспечивающую выполнение заданных функций.
Структура объекта определяется макро- и микроструктурой. Макроструктуру характеризуют такие параметры, как количество, взаимное расположение, форма и размеры взаимодействующих элементов (деталей); микроструктуру - точность сопряжения деталей и шероховатость сопрягаемых поверхностей.
В процессе эксплуатации макроструктура механизма остается, как правило, постоянной, а микроструктура постоянно изменяется. Например, количество и взаимное расположение деталей ДВС (поршни, шатуны, втулки цилиндров и т.д.) остается постоянным (макроструктура), а их взаимосвязь в сопряжениях (микроструктура) постоянно изменяется вследствие изнашивания и других процессов разрушения.
В некоторых случаях возможны изменения и в самих структурных элементах (деталях), например, деформация коленчатого вала ДВС, тарелки клапана и т. д. Если говорить о конструкциях корпуса судна, то здесь прежде всего наблюдается изменение макроструктуры. Так, на наружной обшивке корпуса в процессе эксплуатации появляются различные деформации в виде гофр, бухтин и т. д. Изменяется также микроструктура элементов - увеличивается шероховатость поверхностей и, в частности, наиболее интенсивно подводной части корпуса судна.
Учитывая, что в процессе эксплуатации структурные параметры объекта постоянно изменяются, можно говорить о техническом состоянии объекта в каждый данный момент времени. Изменение структурных параметров влечет за собой и определяет изменение выходных параметров, таких, как скорости хода судна, расхода топлива, изменение мощности и т. д. Взаимосвязь структурных и выходных параметров при определенных условиях позволяет принимать в некотором приближении выходные параметры за косвенные диагностические признаки технического состояния контролируемого объекта. Например, по изменению скорости хода при прочих равных условиях можно судить об изменении шероховатости подводной части корпуса судна, по повышенному расходу топлива - о нарушении регулировки и об износе деталей ДВС и т. д.
Особого рассмотрения требуют безразборные методы технического диагностирования.
Под техническим диагностированием понимают процессы определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью. При диагностировании значения параметров технического состояния сравнивают с допустимыми отклонениями от номинального уровня.
Любой объект технического диагностирования имеет вполне определенную макро- и микроструктуру. Макроструктура характеризует количество, взаимное расположение, форму и размеры взаимодействующих деталей. Микроструктура - это точность сопряжений деталей и шероховатость сопрягаемых поверхностей. В процессе эксплуатации макроструктура механизма остается, как правило, постоянной, а микроструктура, наоборот, постоянно изменяется, при этом изменяется и характер работы механизма.
Своевременное техническое диагностирование позволяет без разборки механизма определить необходимый объем ремонтных работ для сохранения его работоспособности на должном уровне. Существуют две системы диагностирования - локальная и общая. Локальная система включает методы и средства оценки технического состояния отдельных узлов и систем механизма, для чего максимально используют данные штатных приборов. Общая система диагностирования оценивает техническое состояние механизма в целом по группе наиболее существенных параметров. Такими параметрами являются - удельный расход топлива, температура отработавших газов по цилиндрам, давление сжатия и сгорания, акустические и вибрационные характеристики, зазоры в трущихся парах и т.п. Для определения этих и других параметров, помимо штатных приборов, используют различную измерительную аппаратуру, например, индикаторы, анализаторы вибрации, спектрофотометры, инфракрасные бесконтактные датчики, торсиометры и т. п. Современные методы диагностирования основываются на индицировании ДВС, определении мощности и расхода топлива, на виброакустике, на спектральном анализе масла и на применении волокнистой оптики.
Первый метод позволяет своевременно выявить нарушения в системе топливоподачи, которые снижают не только мощностные показатели, но и приводят к возрастанию износов основных деталей ДВС. Характер индикаторной диаграммы позволяет оценить отклонения рабочего процесса в цилиндрах двигателя и наметить мероприятия по их устранению.
Виброакустические методы применяются для оценки упругих колебаний от ударов сопряженных деталей. Если двигатель имеет увеличенные зазоры в сопряженных деталях, то при его работе возрастает интенсивность ударов и, соответственно, энергия вибрации. По величине вибрации можно определить зазор, например, между поршнем и втулкой цилиндра, в подшипниках шатуна и коленчатого вала и т.д.
Диагностирование, основанное на спектральном анализе масла, взятого из картера двигателя, позволяет оценить концентрацию того или иного элемента (железа, хрома, меди, свинца и т.д.) в масле выше допустимого значения, что свидетельствует о наступлении повышенного износа и необходимости ремонта.
Метод диагностирования отдельных деталей ДВС, основанный на применении волокнистой оптики, позволяет обследовать детали в закрытых полостях. Например, с помощью специального устройства с волокнистым светопроводом через форсуночное отверстие можно оценить техническое состояние клапанов, рабочей поверхности втулки цилиндра и днища поршня.