Классы прочности резьбовых деталей
Стальные винты, болты и шпильки изготовляют 12 классов прочности, обозначаемых двумя цифрами. Например: 4.6; 5.6; 6.6; 8.8; 10.9; 12.9, где первое число, умноженное на 10, показывает временное сопротивление в кгс/мм2, произведение первого числа на второе дает значение предела текучести в кгс/мм2 материала, из которого изготовлена резьбовая деталь. Детали классов 4.8;5.8: 6.8; 6.9 не рекомендуется применять для ответственных конструкций, так как они изготовляются из кипящих сталей и сталей пониженной и нестабильной прочности.
Стреловые самоходные краны
В справочник включены новые краны и краны-ветераны, успешно применяемые в ОАО "Мостотрест" сегодня и имеющие перспективу дальнейшей работы, несмотря на планомерное обновление парка грузоподъемных машин.
Грузовой момент кранов от 45 до 1700 тсм и в порядке его возрастания краны расположены в книжке по типам: автомобильные, на шасси автомобильного типа, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные и полуприцепные.
Эскизы кранов, выполненные в масштабе, с небольшим числом необходимых деталей, позволяют использовать их как образец на чертежах по производству работ.
На эскизах даны размеры опорного контура с привязкой к оси вращения, координаты шарнира стрелы и размер ее поперечного сечения, необходимые для определения расчетного вылета и подстрелового габарита и далее по таблице определения допускаемой грузоподъемности и высоты подъема на этом вылете. Даны габаритные размеры кранов в рабочем и транспортном положении.
В тексте и таблицах приняты следующие обозначения:
Грп - максимальная грузоподъемность в тс, Мгр - максимальный грузовой момент в тс•м, G - масса крана и в скобках распределение массы крана по осям (нагрузка на ось) в тс, Р - допускаемая грузоподъемность на вылете а, в т, а - вылет крюка от оси вращения в м, Н - высота подъема крюка в м, L - длина стрелы в м.
С 1995г. на отечecтвенныx гидравлических автомобильных кранах устанавливаются микропроцессорные ограничители нагрузки ОНК-МП-120, которые выдают информацию о массе груза, вылете, высоте подъема, длине стрелы и допускаемой грузоподъемности. В режиме координатной защиты они включают светодиоды по числу ограничений и отключают механизмы крана по их достижении. Точность информации этих приборов - 2,5-3,5%, погрешность по массе груза - до 5%.
Для сопоставления и оценки качества и надежности приведены данные по способу выдвижения телескопических стрел гидравлических кранов и ограничения по этой операции, режимы работы (использования) кранов и механизмов, коэффициенты запаса устойчивости - kзу, максимальные нагрузки на выносные опоры, ресурс работы крана в часах.
Приведены требования к несущей способности грунта при работе на местe и при передвижении крана с грузом на крюке, У импортных кранов дана грузоподъемность - брутто, что означает, что из допускаемой грузоподъемности следует вычесть массу крюка.
В инструкции по эксплуатации производители импортных кранов предупреждают, что ограничители момента нагрузки (ОМН) регистрируют автоматически не все факторы. Так, размер базы выносных опор и количество противовесов надо вводить вручную; не peгистрируется состояние или несущая способность грунта рабочей площадки. Поэтому ввод неполных или ложных данных, а также неправильные действия машиниста могут привести к аварии даже при наличии автоматики. Наличие ОМН не снимает ответственности с машиниста и производителя работ за последствия. Поэтому они должны знать и не нарушать крановую инструкцию, строго руководствоваться ПУБЭГК и здравым смыслом.