Технология сооружения фильтрующей насыпи

Для реконструкции и ремонта земляного полотна железных и автомобильных дорог, других грунтовых сооружений в Дальневосточном государственном университете путей сообщения специально разработана технология [5], получившая название «Сеткон» – от слов сетчатый контейнер. Технология «Сеткон» позволяет на современном уровне реализовать сооружение фильтрующих насыпей и других конструкций из скального грунта, а также может применяться для восстановления аварийных участков при чрезвычайных ситуациях.

Суть технологии «Сеткон» состоит в следующем:

1. Сортированный скальный грунт загружается механизированным способом в специальные синтетические веревочные сетчатые контейнеры (сетконы).

2. Заполненные сетконы перевозятся на строительную площадку различными транспортными средствами.

3. Конструкции монтируются из контейнеров с применением стреловых кранов или одноковшовых экскаваторов.

Технология сооружения фильтрующей насыпи - student2.ru Сетконы (рис. 6.5) предназначены для погрузки, транспор­тировки и укладки в тело земляного полотна каменных материалов фракции 200–500 мм с использованием строительных кра­нов и транспортных средств.

Параметры сетконов, такие как емкость, грузоподъемность, форма и др., определяются особенностями объекта или характером реконструктивных мероприятий. Сетчатые контейнеры под­разделяются по форме и размерам на 3 типа: плоские, сферические и цилиндрические (рис. 6.6).

в
б
а
Технология сооружения фильтрующей насыпи - student2.ru

Рис. 6.6. Формы и размеры сетконов: а – плоского; б – сферического;
в – цилиндрического

Сферический сеткон имеет два периметра: сторона сети без
обвязочного каната составляет 4 м, а сторона сети по обвязочному
канату 3 м. Линейные размеры для сетконов емкостью до 3,5 м3 указаны в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Размеры сетчатых контейнеров

Тип сетчатого контейнера Размер ячейки в свету, мм Размеры, мм
Плоский Сферический Цилиндрический 3600´3600 3000´3000/ 4000´4000 1200´1200/Н = 1500

Процесс сооружения фильтрующей насыпи (ФН) включает работы и мероприятия, которые разделены на подготовительные, основные и заключительные. Подготовительные мероприятия обеспечивают эффективное выполнение работ основного «окна» (работы, связанные с разрывом целостности железнодорожного пути и полным прекращением движения). В результате производства заключительных работ обеспечивается готовность объекта, также удовлетворяются требования безопасности и бесперебойности движения поездов по реконструируемому участку.

Структура производственного процесса (табл. 6.3) отражает перечень, последовательность и объемы работ по сооружению фильтрующей насыпи, а также состав комплекта машин и производственных звеньев, соответствующих выбранным способам производства работ.

Таблица 6.3

Структура производственного процесса
по сооружению фильтрующей насыпи

Цикл работ Перечень работ и мероприятий Измеритель Объем Техника Исполнители: профессия, разряд, количество человек
1. Подготовительный период 1. Подготовительные работы
1.1. Приготовление и погрузка сортированного камня для ФН в карьере в сетчатые контейнеры. Доставка на базу строительной организации шт. Экскаватор пр.л. емк. 2–4 м3 Ж.-д. платформы Маш. – 2; монт. пути 3 р. – 3
1.2. Геодезическая подготовка объекта Геодезические приборы Геодезист 4р. – 1; дор. раб. 2 р. – 2
1.3. Завоз и выгрузка на перегоне (“окно”): – комплекта машин; – шпал для временного переезда     компл. шт.     Платформы с аппарелями Руководитель работ; машинисты; монт. пути 3р. – 4

Продолжение табл. 6.3

Цикл работ Перечень работ и мероприятий Измеритель Объем Техника Исполнители: профессия, разряд, количество человек
1. Подготовительный период 1.4. Устройство временного переезда шт. Монт. пути 3р. – 4
1.5. Подготовка стройплощадки м2 Расчет Бульдозер, думпкары Маш. думпкаров – 2; маш бульд. – 1; монт. пути 3 р. – 3; дор. раб. – 6
1.6. Завоз и выгрузка (“окно”): – скального грунта обратной засыпки (слева) – ПГС (справа) – путевогощебня: склад с левой стороны на правой обочине м3 м3 м3 м3         Думпкары, бульдозер   Маш думпкаров – 2; маш. бульд. – 1; монт. пути 3 р. – 3
1.7. Организация охраны строительной площадки на перегоне Руководитель работ, сторож – 2
1.8. Доставка и выгрузка сетчатых контейнеров на стройплощадке (“окно”): – Снятие проводов ЛЭП; – Выгрузка сетконов стреловым краном из подвижного состава на площадке №1, №2; – Навеска поводов ЛЭП   пролет     шт. пролет         Кран стреловой     Электромонт. – 2; маш. крана 5 р. – 1; стропальщики – 3
1.9. Формирование рабочих поездов, организационные мероприятия по выезду на перегон в основное “окно” Руководитель работ; служба пути железной дороги
1.10. Организация ограждения участка работ Руководитель работ
2. Основной период 2. Работы в основное «окно»
2.1. Выезд на перегон Руководитель работ
2.2. Организация места работ Руководитель работ
2.3. Снятие путевой решетки Звено Укладочный кран УК 25/18 Маш. – 2; монт. пути – 8
2.4. Разработка котлована в теле насыпи с планировкой откосов м3   Расчет Бульдозеры – 2; экскаватор – 1 м3 Маш. – 3; дор. раб. - 6

Продолжение табл. 6.3



Цикл работ Перечень работ и мероприятий Измеритель Объем Техника Исполнители: профессия, разряд, количество человек
2. Основной период 2.5. Укладка нетканого материала под ФН м2 Расчет Дор. раб. - 6
2.6. Монтаж ФН по технологии «Сеткон» с укладкой металлической трубы м3/шт. 90/60 Кран СКГ-40 – 2 маш. – 2; стропальщики – 10
2.7. Обратная засыпка котлована в теле насыпи скальным грунтом м3 Расчет А/самосвалы – 2; бульдозеры – 2; экскаватор 1 м3 Водители –2; маш. – 3; дор. раб. - 6
2.8. Отсыпка балластной призмы, выгрузка запаса на обочины м3 А/самосвалы – 2; бульдозер Т-130; экскаватор 1 м3 Водители – 2; маш. – 2; монт. пути – 10
2.9. Монтаж снятого звена пог. м Кран УК 25/18 Маш. – 2; монт. пути – 10
2.10. Подбивка шпал с подброской балласта шп. Передвижная эл. стан­ция ЭШП Маш. – 1; монт. пути – 10
2.11. Выправка пути пог. м передвижная эл. станция, ЭШП Маш. – 1; монт. пути – 8
2.12. Оборудование ЛЭП пролет.   Электромонт. – 2
2.13. Выезд с перегона Руководитель работ
Заключительный период 3. Заключительные работы
3.1. Устройство подводящего русла с мощением сортированным камнем м3 Расчет Бульдозер Маш. – 1; дор. раб. – 6
3.2. Устройство противофильтрационного экрана (СНМ, композит. материалы) м2   Дор. раб. – 6
3.3. Устройство водоотводной канавы м3/пог.м   Экскаватор, каток Маш. – 2; дор. раб. – 6

Окончание табл. 6.3

Цикл работ Перечень работ и мероприятий Измеритель Объем Техника Исполнители: профессия, разряд, количество человек
Заключительный период 3.4. Планировка отжимной бермы м2 Бульдозер, автогрейдер Маш. - 2
3.5. Уборка временного переездного настила: - разборка шт. Платформа Монт. пути –10
3.6. Отделка пути пог. м Монт. пути – 10
3.7. Вывоз техники с перегона («окно») компл. Платформы с аппарелями Машинисты

Материалы табл. 6.3 служат основой для калькуляции трудозатрат и заработной платы, сметных расчетов, проектирования календарного графика и организации работ. Состав и объемы работ определяются из рабочих чертежей сооружения с учетом местных условий и особенностей принятых способов производства работ. Выбор способов работ зависит от условий местности, характеристик комплекса ПДМ, в составе которого сооружается фильтрующая насыпь, технологических параметров насыпи и условий строительной площадки (табл. 6.1).

Для разработки котлована в теле железнодорожной насыпи применяются бульдозеры и экскаваторы. Монтаж тела фильтрующей насыпи может выполняться стреловыми кранами на гусеничном, автомобильном или пневмоколесном ходу, железнодорожными стреловыми кранами. Транспортные операции по доставке на объект техники и материалов осуществляются железнодорожным подвижным составом (платформы, думпкары, полувагоны) или автотранспортом (трейлеры, автосамосвалы и др.).

В качестве примера переустройства железнодорожного земляного полотна рассмотрим технологическую схему сооружения фильтрующей насыпи на одном из участков Восточного БАМа.

Подготовительный период. На этом этапе осуществляется загрузка сетчатых контейнеров сортированным камнем в карьере. Затем они доставляются на базу строительной организации или сразу на строительную площадку железнодорожным подвижным составом или автотранспортом (в зависимости от расстояния до карьера и объема работ). Погрузка сортированного камня в сетконы объемом 1,5…2,0 м3 производится в карьере экскаватором прямая лопата с объемом ковша q = 2¸4 м3.

При геодезической подготовке объекта закрепляются ось ФН, границы котлована, въездов, площадок под технику и сетконы. Для высотной привязки оборудуется временный репер. Для выгрузки строительных машин, а также для переброски их на другую сторону насыпи устраивается временный переездный настил из шпал. Завоз и выгрузка на перегоне шпал для временного переезда производится во время перерыва в движении поездов.

Строительная техника (два бульдозера, экскаватор обратная лопата, два крана, автосамосвалы) доставляется на место производства работ на платформах с аппарелями в технологическое «окно» продолжительностью 2 часа. С верховой стороны сооружается отжимная берма из местного грунта, шириной 5 м с поперечным уклоном 2 % от насыпи. Сначала эта берма используется как технологическая площадка для работы техники, а после сооружения фильтрующей насыпи и водоотводов производится ее окончательная планировка.

Так как участок проходит по мари, большое внимание уделяется подготовке технологических площадок для работы кранов; размещения скального грунта обратной засыпки (с двух сторон насыпи), сетконов и склада путевого щебня; хранения песчано-гравийной смеси (рис. 6.7).

Для въезда техники на насыпь устраивается прислоненный въезд. Сыпучие материалы доставляются и выгружаются думпкарами, соответствующие склады формируются бульдозером. Сетконы выгружаются стреловым краном. Число единиц подвижного состава определяется расчетом в зависимости от количества перевозимого груза и грузоподъемности подвижного состава (табл. 6.4).

Так как по левой бровке земляного полотна проходит ЛЭП по опорам контактной сети, то перед работой кранов с этой стороны производится отключение напряжения и снятие проводов. Немаловажное значение имеет такое мероприятие, как организация охраны строительной площадки на перегоне. Большое внимание должно уделяться всесторонней подготовке и организации взаимодействия между всеми участниками работ, производимых в основное «окно» (строительная организация, дистанция пути, служба энергоснабжения и др.), формированию рабочих поездов, организации выезда на перегон. Ограждение участка работ производится в соответствии с «Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ».

Работы основного периода (связанные с нарушением целостности железнодорожного пути и полным прекращением движения поездов) выполняются в технологическое «окно» продолжительностью от 6 до 24 часов в зависимости от объемов работ. В составе рабочего поезда после закрытия перегона осуществляется выезд на место работ. Время движения составляет 15–30 минут. По прибытии на место руководитель работ организует ограждение участка, расставляет рабочих и технику по своим местам. Снятие путевой решетки производится укладочным краном УК 25/18 и звеном монтеров пути, после чего бульдозер убирает балласт. Разработка котлована (рис. 6.8) производится двумя бульдозерами и экскаватором обратная лопата.

Технология сооружения фильтрующей насыпи - student2.ru Рис. 6.7. План строительной площадки для сооружения комбинированной фильтрующей насыпи

Таблица 6.4

Весовые характеристики подвижного состава
для перевозки строительных грузов

Наименование Марка Вместимость, м3 Грузоподъемность, т Масса, т
Полувагоны: – четырехосный металлический; – четырехосный с люками В зависимости от груза     25,1
Платформы: – четырехосная деревянная; – четырехосная металлическая   То же     21,2
Хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВ-3М ЦНИИ-3 ЦНИИ-2 ЦНИИ-2 32,4 31,0 36,0 40,0
Думпкары 4-ВС-50 6-ВС-60 ВС-100 23,2 26,7 44,6 50,5
Сцепы из двух платформ, оборудованных рольгангами: звенья Р-65 звенья Р-50 _   6 шт.   7 шт.   39,12   34,3    

Один бульдозер работает непосредственно в котловане, перемещая грунт к краям, а другой растаскивает его, формируя часть отжимной бермы и площадок под краны. При подготовке дна котлована нивелиром контролируются отметки на входном и выходном оголовках ФН. После щебеночной подготовки под фильтрующую насыпь рабочие расстилают нетканый материал, начиная от выходного оголовка, с перекрытием полотен на 0,15…0,20 м.

Монтаж тела ФН (рис. 6.9) выполняется двумя стреловыми кранами СКГ-40 на гусеничном ходу, которые находятся по разные стороны котлована и монтируют ФН одновременно. На расстеленный СНМ укладываются сетчатые контейнеры с сортированным камнем. Металлическая труба укладывается краном на подготовку из нетканого материала и песчано-гравийной смеси. После монтажа тела ФН нижние полотнища СНМ заворачиваются на боковые грани каменной призмы и прикрепляются спицами к сетконам, затем сверху внахлест настилается СНМ и также скрепляется с нижними полотнищами и сетконами. Обратная засыпка котлована производится экскаватором и бульдозерами параллельно из двух складов скального грунта (рис. 6.10).

Технология сооружения фильтрующей насыпи - student2.ru Рис. 6.8. Схема разработки котлована под фильтрующую насыпь

Технология сооружения фильтрующей насыпи - student2.ru

Рис 6.9. Схема монтажа комбинированной фильтрующей насыпи двумя стреловыми кранами

Сооружение верхнего строения пути выполняется бригадой монтеров пути с применением механизированного инструмента, экскаватора, автосамосвалов и укладочного крана. Монтаж снятого звена производится краном УК 25/18. При отсыпке балласта в путь используется экскаватор и автосамосвалы. Выправку пути с уплотнением балластной призмы выполняет бригада путейцев. Параллельно с путевыми работами производится оборудование ЛЭП. По окончании всех работ организуется выезд с перегона. На участке восстанавливается энергоснабжение и открывается движение поездов, одного-двух поездов сразу после «окна» со скоростью 25 км/ч, а последующих – с установленной скоростью.

В заключительный период выполняются работы: а) по устройству подходного и выходного русла ФН с мощением камнем и оборудованием противоилового вала; б) укреплению входного и выходного отверстий ФН; в) устройству водоотводной канавы; г) планировке отжимной бермы; д) разборке временного переездного настила; е) отделке пути; ж) вывозу оставшейся техники с перегона.

Технология сооружения фильтрующей насыпи - student2.ru

Рис. 6.10. Схема обратной засыпки котлована экскаватором и бульдозером

Наши рекомендации