Упражнение «Ретроспектива жизни»
Представьте себе, что когда-нибудь, через много лет после вашего ухода из жизни, ваш внук спросит кого-то о вас и вашей жизни. Как бы вы хотели, чтобы вас запомнили и описали? Напишите одностраничное изложение своей жизни, которое вы бы хотели дать прочитать своему потомку. Включите в него описание ваших ценностей, личных качеств и вашего вклада в историю человечества. Отложите это резюме на несколько дней, а затем вернитесь к нему. Обратите внимание на то, что вы включили в текст, а что отпустили. Что вы можете изменить в своей жизни, чтобы это резюме когда-нибудь стало точным отражением вашей жизни?
Упражнение «Три вопроса»
Шаг - I. Нужно хорошо обдумать (5 - 10 минут) ответить на три вопроса:
- что дает мне смысл?
- что дает мне удовольствие?
- каковы мои сильные стороны?
Шаг - II. Выяснить, где и как ваши ответы на поставленные вопросы пересекаются.
Какие занятия дают вам смысл и удовольствие, задействуя при этом ваши сильные стороны?
Как вы можете в дальнейшем использовать «три вопроса» для принятия важных жизненных решений?
Установки на выполнение упражнения:
· Думайте о себе хорошо, делайте то, что у вас хорошо поучается, сконцентрируйтесь на позитивных аспектах вашего положения и хорошо обращайтесь с другими.
· Будьте позитивнее, и ваша жизнь станет лучше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сокровищнице всемирной психологии накоплено огромное количество методов, техник, психологических технологий, оздоровительных комплексов, направленных на профилактику и устранение дистрессов. Поэтому представленные в настоящем пособии наработки, хотя и являются оригинальными и эффективными, но они далеко не исчерпывают всего их богатства.
Для оказания самопомощи нет необходимости использовать их все в совокупности. Зачастую достаточно использовать один-два метода, которые вам больше всего понравились. Главное, чтобы они содержали психическую регуляцию, дыхательную технику и движение.
Вместе с тем существует множество естественных способов борьбы со стрессами. Это активных отдых, общение с природой, изобразительная деятельность, театр и другие виды искусства, танцы, прогулки, общение с приятными вам людьми, чтение хороших книг и многое другое. Избегайте всяческих излишеств в питании, в употреблении алкоголя. Избавьтесь от вредных привычек, ведите здоровый образ жизни. Позитивно воспринимайте себя и также позитивно воспринимайте окружающий мир. Творите добро. Не погружайтесь в мелочные ссоры, сплетни. Живите легко, светло, думайте конструктивно и оптимистично, учитесь прощать. Реализуйте принцип обогащения ведущих видов жизнедеятельности, к которым относятся:
1) игра;
2) общение;
3) трудовая и профессиональная виды деятельности;
4) эмоционально-зрелищная деятельность;
5) секс;
6) творчество;
7) репродуктивная деятельность;
8) физическая активность;
9) познавательная деятельность.
Старайтесь чаще испытывать положительные эмоции, они:
- расширяют набор доступных нам мыслительных действий (внимание и мышление), расширяют творческие возможности, делают нас более гибкими в поведении, действиях и мыслях;
- отменяют негативные эмоции (вытесняют);
- повышают устойчивость психики, активизируют волевые процессы;
- созидают новые психологические ресурсы (помогают вырабатывать важные физические, интеллектуальные, социальные и психологические качества; улучшают навыки социального взаимодействия);
- способствует личностному росту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если хотите быть в тонусе и успешно противостоять стрессовым факторам, то нижеследующие рекомендации для Вас. Эффективными средствами от стрессов являются:
1. Двигательная активность. Спорт, физические нагрузки помогают очень эффективно справляться со стрессом, тревогой, всевозможными негативными переживаниями.
2. Питание. Оно должно быть здоровым. Углеводная пища, увеличивая выработку серотонина, оказывает расслабляющее действие на организм. Помогают снять напряжение следующие продукты: изюм, бананы, шоколад, кинза и сельдерей. Природный антидеприссант - магний содержится в фасоли, гречке, овсянке, горохе и зеленых овощах.
3. Сексуальное общение с любимым человеком одно из самых мощных антистрессовых средств.
4. Водные процедуры. Всем полезен контрастный душ; одна минута теплая вода, пятнадцать секунд - холодная и так от пяти до десяти повторов. Заканчивать всегда надо холодной водой.
5. Здоровый сон. Обязательно нужно высыпаться. Постоянный недосып - прямой путь к стрессу.
6. Смех - отличное лекарство от стресса. Минута смеха равноценна по количеству сжигаемых калорий 45 минутам умеренной физической нагрузки.
7. Свежий воздух и слияние с природой. Старайтесь чаще бывать на природе.
8. При нервном напряжении у человека в первую очередь напрягаются мышцы т.н. «воротниковой зоны спины» - шеи и плеч. Поэтому очень помогает расслабиться массаж этой зоны. Очень полезно плавание.
9. Фитотерапия. В аптеках продаются всевозможные успокоительные сборы, содержащие в составе корень валерьяны, пустырник, ромашку, боярышник, зверобой, астрагал, липовый цвет и т.д., которые помогут укрепить нервы. Но не переусердствуйте, после трехнедельного приема делайте недельный перерыв.
10. В более серьезных случаях можно применять лекарственные препараты, но только под наблюдением врача!
11. Сокотерапия. Свекольный сок, смешанный пополам с медом, следует принимать по 100 мл 3-4 раза в день 10 дней или длительно - по 200 мл в день в течение 3-4 недель. Только не принимайте его с утра, натощак!
12. Народный рецепт от стресса: съесть селедку, обильно запивая минеральной водой.
13. Ароматерапия. Используйте для массажа расслабляющие эфирные масла, добавляйте их в ванну, вдыхайте. Хорошее массажное масло получается из лавандового, неролиевого и/или иланг-илангового масла - всего восемь капель одного из них или их смеси в столовой ложке виноградного или миндального масла.
14. Изобразительная деятельность, танцы, музыка, театр – действенные средства в борьбе со стрессом.
Список литературы:
1. Архангельский Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. – М.: Наука, 2007. – 320 с.
2. Бонивелл И. Позитивная психология. Перевод с англ. – М.: Смысл, 2012.- 250 с.
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Инфра, 1999. – 224 с.
4. Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. Перевод с англ. - М.: Наука, 2001.- 150 с.
5. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. – М.: Инфра, 1997. – 368 с.
6. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. – 2-е издан. – СПб.: Питер, 2008. – 124 с.
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Смысл, 2009. – 512 с.
8. Клейнзорге Х., Клюмбиес Г. Техника релаксации. – М.: Политпрос, 1965. – 245 с.
9. Ковалев В.Н., Мирошина Г.Г., Тищенко С.М. Тренинги для старшеклассников, педагогов, родителей: Методическое пособие. – Севастополь: Рибест, 2004. – 320 с.
10. Ковалев В.Н., Султанова И.В. Тренинг стрессоустойчивости личности: Учебно-методическое пособие. - Ялта, изд. КГУ 2010. - 102 с.
11. Ковалев В.Н. Стрессменеджмент. – Севастополь, Изд. СФ МГУ, 2012. – 82 с.
12. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Наука, 1993. – 265 с.
13. Лобзин В.С. Аутогенная тренировка/ В.С. Лобзин, М.М.Ре-шетников. – Л.: Нева, 1986. – 350 с.
14. Пономаренко А.С. Фактор стресса //Московский психологический журнал. №7, 2010.
15. Репин А.А. Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава. – М.: Медицина, 1983. – 96 с.
16. Розенберг Л., Гай Д. Секреты медитативного дыхания, медитация випассана. - М.: Глобус, 2006. – 287 с.
17. Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека. – Алма-Ата: Агат, 1970. – 144 с.
18. Свядощ А.М. Аутогенная тренировка: Руководство по психотерапии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 242 с.
19. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Наука, 1982. – 480 с.
20. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. – Запорожье, 1993. – 386 с.
21. Черепанова Е.Н. Психопрофилактика стресса. – М.: Инфра, 1999. – 240с.
22. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2012. – 461 с.
23. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. - М.: Академия, 1985. – 94 с.
24. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 244 с.