ШАГ ПЕРВЫЙ — ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ
Практика Пробуждения Силы (Практика Пробуждения Силы усиливает огонь в теле практикующего, а потому требует осторожности и внимательного отношения к выбору продуктов, употребляемых им в пищу. В частности, должно быть в достатке чистой прохладной воды и чистого свежего прохладного молока — коровьего или козьего, а также других жидких молочных продуктов. Парное молоко приемлемо, однако подогревать его после того, как оно остыло, не следует. Если обнаружится все же, что огонь вышел из-под контроля и грозит пожрать тело, если в суставах возникает сухость, а в солнечном сплетении и желудке — даже незначительные боли, количество молока следует увеличить) представляет собой комплекс последовательностей тренировочных техник, которые позволяют йогину использовать утренний переход из состояния сна в состояние бодрствования в качестве средства накопления и перераспределения энергии.
Техники, составляющие последовательности Пробуждения Силы, относятся к трем категориям — это энергетические действия (санскр. «крийя»); особые техники замыкания энергетических потоков (санскр. «мудра»); а также динамические дыхательные упражнения (или так называемые «малые пранаямы»). Все они «встроены» в определенные последовательности асан, которые «собирают» разрозненные практики «раскачки» энергетического тела в единое целое.
Сами по себе асаны являются техниками, относящимися к категории практик Движения Силы, однако в том или ином виде они присутствуют во всех четырех шагах технологического алгоритма. Разумеется, последовательности асан, режимы их выполнения, типы дыхания, характер манипуляций вниманием и глубина погружения в созерцание тех или иных слоев реальности от шага к шагу существенно изменяются. Однако так или иначе, что бы мы ни делали, наше тело находится в какой-либо позе — «асане», если воспользоваться санскритским термином. Оно не может находиться в «никакой» позе, ибо тогда ему пришлось бы раствориться в небытии. Отсюда возникает вполне резонный вопрос: почему бы в ходе тренировки не придать телу позу или последовательность поз, которая обеспечивает максимальную эффективность той или иной практики? В свое время йогины так и не сумели отыскать достаточно веские основания для отрицательного ответа. В результате практика асан стала основой, на которой «монтируются» все остальные составляющие технологического алгоритма любой «настоящей» системы йогического интегрального тренинга. Действительно, наше органическое тело — те «клавиатура», «мышка», «таблетка», «джойстик», посредством которых мы управляем всем своим «биокомпьютером» — замысловатым комплексом «тонких» составляющих нашей энергетической структуры. И если мы хотим добиться от нее оптимального режима функционирования, то и управление должно осуществляться на соответствующем уровне.
Составляющие первого шага одинаковы для всех кругов, кроме Круга Пустоты, и различаются лишь количеством, уровнем сложности и режимами выполнения техник, которые в них входят. Чем выше уровень, тем компактнее, четче и жестче практика, тем меньше времени требуется для достижения эффекта, и тем более ярко этот эффект выражен.
Вот перечень составляющих практики Пробуждения Силы:
1. Очистить топку и разжечь в ней огонь.
2. Обратить поток.
3. Поднять воду, поместив ее над огнем.
4. Распределить пар и вновь собрать его в центре.
5. Закупорить внутренний сосуд.
6. Обрести вторую однородность.
7. Зафиксировать продольную ось.
Первая составляющая первого шага — «Очистить топку и разжечь в ней огонь» — образована особыми гигиеническими техниками хатха-йоги — очистительными крийями — и одной фиксированной последовательностью йоговских поз — асан, совмещенных с практикой особых приемов энергетического контроля, которые также относятся к категории крий, или «действий».
Главная задача первой половины первой составляющей Пробуждения Силы — «Очистить топку» — формирование и очистка пути для свободного прохождения двух главных внутренних потоков Силы в теле: восходящего и нисходящего — праны и апаны. Обычно с возрастом интенсивность этих потоков ослабевает вследствие возникновения в энергетической структуре искажений полевой матрицы, вызванных накоплением загрязнений как в органическом теле, так и на «тонких» уровнях системы. Кроме того, некоторые свойства йоговских гигиенических техник позволяют уже на начальной стадии практики приступить к созданию основы последующего изменения на противоположные устойчивых направлений движения двух основных потоков. Такая реорганизация является тем ключевым действием, которое впоследствии позволяет качественно изменить базовое состояние энергетической структуры человеческого существа, превратив повседневную жизнь в неиссякаемый источник жизненной силы.
Вряд ли я раскрою особый секрет, если скажу, что для абсолютно подавляющего большинства из нас то, что мы зовем повседневной жизнью, является «универсальным пожирателем» нашей жизненной силы. В своем обычном состоянии человек каждым своим действием, каждым словом, каждым эмоциональным всплеском и каждой мыслью рассеивает свою «наличную» энергию. При сохранении обычного режима функционирования человеческой энергетической структуры этот процесс необратим. Человек теряет энергию, рассеянную его действиями, словами, мыслями, эмоциями. Однако ФАКТИЧЕСКИ потерять ее мы НЕ МОЖЕМ. Ведь энергетические структуры всех из нас — это ОДНА И ТА ЖЕ БЕСКОНЕЧНОСТЬ. В своих энергетических телах мы отделены друг от друга индивидуальными вибрационными характеристиками. Именно поэтому при восприятии человека на уровне энергетического тела мы всегда видим ТОЛЬКО ОДНО светящееся существо. И энергия, которую мы рассеиваем в процессе нашей жизнедеятельности, никуда не девается. Она просто-напросто НЕ МОЖЕТ никуда деться. Действительно, куда денешься из Бесконечности?.. Более того, в этой Бесконечности она остается НАШЕЙ, так как модулирована нашими индивидуальными вибрационными характеристиками. Мы теряем ее лишь постольку, поскольку не умеем до нее «добраться». Рассеивая энергию на периферию энергетического тела, мы теряем не саму энергию, а осознанный контроль над ней(См. «Дар нагваля», т. 2).
Изменением направления двух основных внутренних потоков Силы в своей энергетической структуре на противоположные, мы «закладываем фундамент» кардинального изменения своего «энергетического образа жизни». Результирующее состояние позволяет с помощью определенных тренировочных манипуляций не только перераспределить рассеянную ранее энергию, вновь стянув ее к центру энергетического тела, но также изменить основную тенденцию «жизненного пути» человека, превратив все аспекты повседневной суеты из «расходных» в «приходные» статьи в общем энергетическом балансе человеческой жизни. Говоря проще, новое состояние энергетической структуры, которое развивается вследствие изменения направлений движения праны и апаны на противоположные (или, если пользоваться терминологией, принятой в даосской йоге, вследствие перемены огня и воды местами), позволяет человеку научиться использовать любую (даже самую тупиковую) жизненную ситуацию в качестве источника не только творческого вдохновения, но и просто банальной жизненной силы.
Вторая половина первой составляющей Пробуждения Силы — «И разжечь огонь» — включает в себя техники энергетического контроля, в определенном порядке «собранные» на «динамическом субстрате» — некоторой последовательности асан. Она подготавливает энергетическую структуру к практике второй составляющей Пробуждения Силы.
А практика второй составляющей Пробуждения Силы — «Обратить поток» — как раз и является тем, что изменяет на противоположные направления движения двух внутренних потоков Изначальной Силы, образующих центральный осевой вихрь нашего энергетического тела, и на некоторое время фиксирует новые направления. За счет этого изменяется на противоположное также и направление движения внутренних потоков Силы во всей энергетической структуре, и в течение тех часов, пока сохраняется такое положение, «тонкие» составляющие нашего существа живут как бы «в обратном потоке времени». Этим обусловлено могучее омолаживающее действие на организм человека практик обращения потока.
«Поднять воду, поместив ее над огнем» — третья составляющая Пробуждения Силы. При выполнении входящих в нее практических приемов Сила стихии воды из «нижнего котла», или «поля нижнего света», поднимается вверх и оказывается в «среднем котле», или в «поле среднего света»(См. «Третье открытие…»). Одновременно с этим Сила стихии огня перемещается вниз, занимая то место, которое прежде было занято Силой стихии воды.
При обычном состоянии человеческой энергетической структуры такое положение противоестественно. Оно может быть вызвано наличием в системе каких-либо патологических явлений и привести к болезненному «взрыву» энергетической структуры со смертельно опасным рассеиванием огромного количества энергии. А следующий иногда за этим подъем Силы стихии воды до уровня «поля верхнего света» чреват возникновением параноидальных состояний одержимости силами и сущностями низших слоев, поскольку исходные вибрационные характеристики потока Силы стихии воды при этом не изменяются, оказываясь слишком «грубыми» для того, чтобы система могла «справиться» с их наличием в поле верхнего света. Кроме того, нисходящий поток Силы стихии огня «гасится» в поле нижнего света и там «замирает», что в еще большей степени лишает человека жизненной силы и способности к самоконтролю. (Такие состояния часто путают с подъемом Кундалини-шакти. Начитавшись эзотерической и психоделической литературы, человек воображает, что на него снизошло, вернее, «взошло» просветление, в то время как ему просто следует основательно подлечиться.)
Однако в случае, когда направление основных внутренних потоков изменено на противоположное, перемена местами Сил огня и воды оказывает исключительно благотворное воздействие на общее состояние энергетической структуры. Благодаря тому, что при измененном направлении потоков энергия в процессе жизнедеятельности не рассеивается на периферию энергетического тела, а наоборот, стягивается из его оболочки к центру, система не «взрывает себя изнутри». Вместо этого энергетическое тело уплотняется, интенсивность всех составляющих его потоков Силы повышается, и сознанию не представляет особого труда полностью контролировать «поведение» низших энергий, проникших в поле верхнего света. В результате огромное количество энергии, поступившее снизу в поле верхнего света, модулируется характеристиками более высоких уровней, присущими вибрационным средам полей среднего и верхнего света.
В то же время нисходящий поток Силы стихии огня в поле нижнего света при таком положении вещей оказывается достаточно мощным для того, чтобы не только не угаснуть, но и внедрить в среду поля нижнего света принесенные «сверху» вибрации, свойственные полям среднего и верхнего света. В итоге в центральной части энергетической структуры начинает возникать состояние однородности: частота вибраций на всех уровнях как бы «приводится к общему знаменателю», каковым является наивысшая присутствующая в системе частота, то есть частота вибраций, свойственных самым верхним уровням среды поля верхнего света.
Это обусловлено тем, что направления двух внешних, или «больших», потоков Изначальной Силы, в точке контакта которых формируется центр энергетической структуры человеческого существа, не могут измениться. Независимо от направления внутренних потоков, они всегда направлены к центру человеческого существа. Более того, на самом «тонком» уровне организации нашей энергетической структуры поток Изначальной Силы фактически ОДИН — это так называемый Универсальный поток Изначальной Силы — нисходящий вихрь движения, уравновешенный восходящим потоком отсутствия энергии, потоком не затронутых движением зон Пустоты. Условно можно сказать, что в Универсальном потоке Изначальной Силы тенденции ХА и ТХА взаимно уравновешены. Количество же энергии в нем поистине бесконечно. И тенденция «стягивания» рассеянной энергии с периферии к центру энергетического тела лишь увеличивает интенсивность поступления этой энергии в систему. А ведь именно вибрации Универсального потока Изначальной Силы характеризуются наивысшими частотными характеристиками. Отсюда понятно, почему в процессе приведения частоты вибраций полевой матрицы энергетической структуры к некоторому общему значению этим значением в конечном счете оказывается частота вибраций вибрационной среды Универсального потока.
Такое состояние однородности энергетической структуры при сверхвысокой плотности распределения энергии в образующем ее конгломерате полевых образований и устойчивом преобладании в ней Универсального потока Изначальной Силы можно условно назвать «необходимым энергетическим условием достижения просветления». Если, конечно, под просветлением понимается неограниченное расширение диапазона восприятия и фактическое распространение самоосознания на Бесконечность.
Выполняется это «необходимое условие» как бы спонтанно. В какой-то момент энергетическая структура «вдруг» оказывается в удовлетворяющем ему «вибрационном состоянии». Однако этому спонтанному «вдруг» непременно предшествует более или менее продолжительный период упорной практики, способствующей накоплению энергии, преобразованию энергетической структуры и воплощению в ней новых функций сознания, позволяющих качественно и количественно изменить восприятие. Без этого развитие осознания невозможно. Потому вернемся к практике.
Как мы помним, в результате выполнения третьей составляющей Пробуждения Силы — «Поднять воду, поместив ее над огнем» — в центральной части энергетической структуры начинает возникать новое состояние однородности. «Тело наполняется паром».
Четвертая составляющая Пробуждения Силы — «Распределить пар и вновь собрать его в центре» — способствует распространению возникшего в центре энергетической структуры состояния «вибрационной однородности» на достаточно обширную зону энергетического тела. Задача практики четвертой составляющей — не просто «выбросить» «Силу пара» на периферию энергетического тела, а «прогладить» этой Силой его волокна вплоть до самой оболочки и вновь собрать ее в центре — там, где уже достигнут некий «начальный уровень однородности». Примерно так же, как, прогладив утюгом рукава рубашки, еще раз возвращаются к спине и вороту, дабы закрепить достигнутый успех…
Пятая составляющая Пробуждения Силы — «Закупорить внутренний сосуд» — позволяет зафиксировать собранную в центре энергетического тела Силу, «встроив» ее в те функциональные блоки энергетической структуры, которые нуждаются в «ремонте» и «расширении».
При этом достигнутая однородность внутреннего объема центральной части энергетического тела заметно нарушается из-за явного выделения элементов структуры, в которые оказалась встроенной стянутая к середине энергия.
Чтобы подготовить систему к последующим шагам практического алгоритма, выполняется предпоследняя составляющая Пробуждения Силы — «Обрести вторую однородность». Ее практика позволяет за счет привлечения дополнительной энергии из периферийных отделов к центру энергетического тела в известной степени восстановить ту однородность его внутреннего объема, которая была достигнута за счет выполнения четырех практик, предшествовавших этапу «Закупорить внутренний сосуд». Тем не менее полная однородность уже не достигается, так как в объеме энергетического тела явно выделяется повышенная энергетическая плотность потоков в тех элементах структуры, в которые энергия была «встроена» на предыдущем этапе практики. Именно плотность потоков Силы в этих элементах становится теперь той эталонной величиной, на достижение которой ориентируется вся система в ходе практики последующих шагов технологического алгоритма — Движения Силы, Дыхания Силы и Созерцания Силы.
И, наконец, выполнение последней составляющей Пробуждения Силы — «Зафиксировать продольную ось» — выделяет, уплотняет и окончательно «оформляет» главный элемент «скелета» энергетического тела — его серединную вертикальную ось. Это имеет достаточно большое значение для успешного выполнения последующих шагов практического алгоритма, поскольку центральная ось энергетического тела «пронизывает» все слои нашей энергетической структуры и все сферы Мира, как бы соединяя нашу внутреннюю бесконечность с Бесконечностью Мироздания. Именно центральная ось является тем каналом, по которому в нашу энергетическую структуру поступает Сила Универсального потока.
В итоге практика Пробуждения Силы приводит энергетическую структуру человека в состояние, при котором следующий шаг — Движение Силы — оказывается максимально эффективным средством для целенаправленного изменения и усложнения ее конфигурации и, как следствие, перевода ее на более высокий уровень функционирования.
ШАГ ВТОРОЙ — ДВИЖЕНИЕ СИЛЫ
В современных условиях Движение Силы — основной вид практики. По времени он должен занимать не менее двух третей всего тренировочного процесса.
Практика Движения Силы составлена последовательностями техник, которые совершенствуют конфигурацию энергетической структуры и формируют в ней скелетные системы «тонких» органов, позволяющих реализовать психоэнергетические функции более высокого уровня. Закладывая основу для функционального развития сознания, Движение Силы как бы создает энергетический каркас его измененных состояний, результатом которых становится последовательное расширение диапазона восприятия без смещения его центра, то есть без искажения уровня социальной адекватности индивида.
Как я уже упоминал, техники, которыми составлены последовательности Движения Силы, относятся к категории асан — йоговских поз (санскр. «асана» — с ударением на первом слоге). Как тренировочная техника, каждая асана образована тремя фазами: (1) фазой динамического входа, (2) фазой фиксации и (3) фазой динамического выхода. В зависимости от режима практики, относительной степени сложности конкретных асан и ряда других факторов соотношения длительности фаз и характер их чередования могут быть различными.
Главной характеристикой асаны является так называемая «глубина» фазы фиксации. Это понятие не только и даже не столько чисто механическое, сколько психоэнергетическое. Тем не менее, одним из ключевых критериев глубины асаны вообще вполне может служить механическая глубина фазы фиксации — то, насколько форма тела практикующего в фазе фиксации данной конкретной асаны приближается к предельно доступному данному конкретному индивиду при его уровне тренированности варианту данной конкретной формы. В практике асан важно не просто придать телу ту или иную форму и в течение некоторого времени ее удерживать, а принять МАКСИМАЛЬНО ТРУДНОДОСТУПНЫЙ из возможных вариантов этой формы, достичь в ней своего предела и посредством статической фиксации заставить тело еще немного глубже влиться в нее, чтобы хотя бы чуть-чуть превзойти свой предел (Это — «мужской» вариант практики. Для женщин практика должна быть более текучей и динамичной, статические фиксации — короткими и выраженными значительно менее явно. «Втекание» в форму асаны в «женском» варианте тренировочной практики достигается за счет нескольких последовательных повторений одной и той же фазы движения). В каждом элементе каждой тренировки — преодолеть свою слабость и ограниченность, хотя бы в чем-то победить самого себя. И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. В каждое мгновение принять новый вызов и победить, обрести хотя бы чуточку больше контроля над действиями своего органического и энергетического тел, то есть над своей энергетической структурой в целом, а следовательно, и над воплощенным в ней сознанием. Таков главный принцип, на котором построена вся практика любой истинно йогической системы интегрального тренинга. Именно поэтому в практике йоги используется достаточно большое количество разнообразных асан и их вариантов(Принято считать, что изначально Шивой были даны 84000 асан, но и это, вероятно, далеко не все. Обычно в практике применяется пять-шесть сотен асан и их вариантов, представляющих собой модификации двухсот-трехсот основных упражнений).
Древние йогины, тысячелетиями разрабатывавшие йогические технологии интегрального тренинга, были людьми исключительно практичными и никогда не делали того, чего можно было избежать без потери эффективности тренировочного процесса. И настаивая на применении не только относительно простых, но также исключительно сложных и замысловатых асан, они исходили из того, что вызов должен присутствовать в каждой тренировке. Тренировка ради простого «поддержания формы» принципиально ущербна и ведет к деградации. Либо развитие, либо деградация, третьего не дано — таков закон эволюции.
Совершенно очевидно, что при таком подходе каждая связка упражнений и каждый освоенный элемент, каким бы сложным он ни казался в начале практики, рано или поздно становится рутинным и теряет свою эффективность, ведь энергетическая структура человеческого существа в процессе правильной практики йоги интенсивно развивается и, делаясь все более тренированной, со временем легко справляется с тем, что прежде казалось немыслимо сложным и труднодостижимым. Простые связки и элементы хороши для начинающих, для тех, кто обладает примитивно организованной энергетической структурой. По мере ее развития и усложнения практикующему приходится искать новые и новые формы упражнений, чтобы тренировка не утрачивала необходимой напряженности.
Однако при этом также очень важно не перестараться, поскольку излишнее усердие может иметь разрушительные последствия для той же энергетической структуры, и, как следствие, для сознания практикующего(Подробнее см. «Третье открытие Силы»). Путь йоги — это путь через пропасть по острой кромке отточенного подобно бритвенному лезвию клинка. О том, каковы критерии достаточности в практике асан и как избежать травм и прочих неприятностей, обусловленных чрезмерным усердием, речь пойдет в практических разделах настоящей работы.