Технологический процесс изготовления изделий из бумаги и
Картона
Характеристика подготовительных, основных и отделочных операций: сущность и назначение каждой операции. Технологические карты на продукцию различных видов. Применяемое оборудование, его характеристика.
Контроль технологического процесса, нормативная документация его регламентирующая.
Нормируемые показатели качества, стандартные методы их испытаний.
Наиболее часто встречающиеся дефекты: виды, их характеристика, причины возникновения, влияние на качество готовых изделий, меры предупреждения, пути устранения.
Рекомендуемые темы индивидуальных заданий
1 Подготовить фотоальбомы или паспортизированные наборы образцов:
1.1 Выпускаемых изделий.
1.2 Изделий с дефектами.
2 Подготовить видеофильм технологического процесса изготовления бумажно-беловых товаров.
III ТОВАРОВЕДЕНО-ТОРГОВАЯ ПРАКТИКА
Общие положения
Товароведно-торговая практика в соответствии с ГОС ВПО проводится на 5 курсе обучения студентов. Целью практики является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в области коммерческой деятельности и организации торгового процесса. Задачами практики являются:
заключение договоров и контрактов на закупку и реализацию товаров;
изучение порядка проведения (участие) экспертизы, контроля качества и количества товаров;
изучение особенностей сертификации и (или) декларирования отдельных групп товаров;
анализ системы организации и форм торгового обслуживания;
участие в проведении инвентаризации товароматериальных ценностей;
приобретение навыков оформления и ведения документации при приемке, хранении и реализации товаров и т.д.
Содержание практики
1. Знакомство со свидетельством о государственной регистрации предприятия (организации), формой собственности, юридическим адресом, основными видами деятельности; изучение Устава предприятия, его организационной структуры; анализ функций отдельных частей аппарата управления предприятия, прав и обязанностей основных категорий работников и руководителя предприятия.
2. Изучение устройства и планировки предприятия, определение общей площади, удельного веса торговой площади, расчет коэффициентов использования площади торгового зала, занятой под оборудование, под выкладку товаров; определение площади складских и вспомогательных помещений, оценка этих показателей; составление схем планировки предприятия и внесение предложений по его усовершенствованию.
3. Анализ торгово-технологического оборудования предприятия (организации), его размещения; определение потребности в оборудовании, знакомство с организацией его технического обслуживания и ремонта.
4. Изучение торговой деятельности предприятия (организации): анализ структуры и динамики ассортимента товаров; знакомство с ассортиментным перечнем магазина; определение показателей широты, полноты, новизны, устойчивости ассортимента товаров; оценка степени рациональности ассортимента; разработка предложений по его совершенствованию; анализ влияния структуры ассортимента на показатели финансовой деятельности; изучение порядка заключения договоров и контрактов на поставку товаров (кратко- и долгосрочных); анализ основных положений договоров, ответственности сторон за нарушение условий договора; изучение документов, прилагаемых к договору (контракту), в том числе спецификации на поставляемые товары.
5. Изучение работы с поставщиками, выявление основных поставщиков и ассортимента, поставляемых ими товаров; анализ поступления и реализации товаров определенной группы за 1-2 года; определение основных фирм-товаропроизводителей, отличительных особенностей вырабатываемого ими ассортимента; оценка основных потребительских свойств этих товаров.
6. Знакомство с организацией приемки товаров по количеству и качеству; освоение методов контроля их качества и правила отбора проб из партии; определение основных видов товарных потерь, причин их возникновения, признаков и способов обнаружения, порядка списания; анализ средств, методов товарной экспертизы, особенностей товароведной, гигиенической, экологической экспертиз, организации их проведения; личное участие в приемке товаров по количеству и качеству; приобретение навыков оформления документации, связанной с приемкой товаров; изучение порядка возврата некачественной продукции товаропроизводителю и/или поставщику, условий возврата и ответственности изготовителя (поставщика) за поставку некачественной продукции; установление среднего процента возвращаемой некачественной продукции и суммы штрафов за ее поставку; изучение порядка оформления документов при предъявлении рекламаций поставщикам (изготовителям), транспортным организациям, систематизация претензионного материала за прошедший год.
7. Изучение правовой базы стандартизации, сертификации, декларирования, метрологии, контроля качества; ознакомление с сертификатами и/или декларациями о соответствии на поставляемые товары, их копиями утвержденными в законодательном порядке, товарно-сопроводительными документами; определение ассортимента и удельного веса товаров, подлежащих и имеющих сертификаты и/или декларацию о соответствии; анализ качества поступающих товаров по поставщикам (изготовителям), по группам товаров; изучение порядка проверки измерительного оборудования, погрешностей измерений, способов обнаружения и устранения ошибок измерений.
8. Анализ организации торгово-технологического процесса: санитарно-гигиенических требований к персоналу, оборудованию, условиям хранения, транспортирования и реализации товаров и их соответствия оптимальным режимам и нормам. Определение площади складских помещений; знакомство с оборудованием торгового зала, в том числе с измерительными, массоизмерительными приборами и устройствами, контрольно-кассовыми машинами, приборами для штрихового кодирования, торговыми автоматами и др.; с организацией и оборудованием для погрузочно-разгрузочных, складских работ; оценка степени механизации и автоматизации торгового процесса.
9. Ознакомление с размещением и выкладкой товаров в торговом зале, подготовкой товаров к продаже, правилами реализации отдельных групп товаров; анализ организации продажи товаров, внесение предложений по размещению и организации продажи товаров.
10. Изучение организации видов рекламы в торговом предприятии, особенностей рекламы отдельных видов товаров; анализ планирования и проведения рекламных компаний, оценка их эффективности; ознакомление с методами проведения маркетинговых исследований, изучения покупательного спроса; с сегментацией, выбором целевого рынка, стратегией маркетинга, управлением маркетинговой деятельностью; формулирование выводов и внесение предложений по организации маркетинговой деятельности.
11. Анализ режима работы торгового предприятия, перечня оказываемых услуг, форм обслуживания покупателей, покупательских потоков и обобщение его результатов.
12. Изучение процесса организации сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии, форм материальной ответственности работников магазина, постановки учета и отчетности материально-ответственных лиц, порядка актирования потерь; участие в инвентаризации материальных ценностей, знакомство с работой материально-ответственных лиц.
13. Анализ организации и управления товарными запасами, каналами распределения и товародвижения, способами доставки товаров в торговое предприятие, транспортных услуг по доставке товаров на дом, новых логистических технологий; обобщение результатов и внесение предложений.
14. Изучение организации работы с тарой, хранения, порядка приемки и возврата тары; анализ финансовых результатов работы с тарой.
15. Ознакомление с порядком и формами контроля за работой торговой организации со стороны различных служб, администрации города и области.
16. Изучение правового регулирования профессиональной деятельности, в том числе: анализ видов договоров и внедоговорных обязательств; оценка расчетных и кредитных правоотношений, правовой защиты интересов субъектов коммерческой деятельности и их правовых отношений с органами государственной власти и управления; анализ правового регулирования внешнеэкономической деятельности, договоров международной купли-продажи (поставки) товаров; правового регулирования таможенных операций; критическая оценка обеспечения потребительского права, защиты прав потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации; проверка соблюдения основных положений ФЗ «О защите прав потребителей», правил продажи и обмена отдельных групп товаров; анализ законодательства об административной ответственности; составление перечня федеральных и региональных законов, действующих в профессиональной сфере деятельности, арбитражном и трудовом законодательстве.
17. Изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, налогообложения, функций и классификации налогов; форм кредитных отношений; структуры производственных планов, методов их обоснования и взаимосвязи; бизнес-планирования, управленческого учета, стратегического и оперативного контролинга на предприятии.
18. Анализ оптового и (или) розничного товарооборота в фактических и сопоставимых ценах, валовых доходов, издержек обращения, в том числе по статьям; установление прибыли от реализации, балансовой прибыли; анализ основных показателей за текущий год и их сравнение с аналогичными показателями за предыдущий год; оценка состояния товарных запасов и товарооборачиваемости; формулирование выводов о влиянии товарооборачиваемости на финансовое состояние предприятия.
19. Изучение порядка ценообразования, нормативных документов по ценообразованию, Постановлений администрации по вопросам установления предельных торговых надбавок и другим вопросам ценообразования, протоколов согласования цен; анализ уровня торговых надбавок и другим вопросам ценообразования, протоколов согласования цен; анализ уровня торговых надбавок; средних наценок на различные товары и выявление факторов, влияющих на размер торговых наценок.
20. Изучение охраны труда, техники безопасности и противопожарной техники; знакомство с имеющимися на предприятии правилами и нормами по технике безопасности и производственной санитарии, правилами и обязанностями лиц, на которых возложено руководство и практическая работа по охране труда; с видами и содержанием проводимых по технике безопасности инструкций, сроками их проведения, документацией по оформлению и регистрации инструктажей; с организацией рабочих мест на предприятии; со средствами наглядной агитации, организацией кабинетов и уголков по технике безопасности; с правами и обязанностями администрации в обеспечении пожарной безопасности; проведением противопожарной профилактики в зданиях предприятия и складов; наличия противопожарного водоснабжения, машин и аппаратов пожаротушения.
Студентам, обучающимся по специальности «Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья)» дополнительно изучить следующие вопросы:
методы экспертизы непродовольственных товаров, в том числе экспертные, организация проведения экспертизы по качеству, количеству, определению ущерба, процента снижения качества;
обеспечение безопасности товаров в сфере обращения, виды опасностей, классы опасности веществ; маркировка безопасных товаров; ознакомление с санитарными правилами и нормами на реализуемые товары;
анализ эстетических свойств и особенностей дизайна непродовольственных товаров, влияние моды, художественного стиля, конструирования на создание изделий; предложения по формированию потребительских комплексов реализуемых товаров, создание системы взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров;
основные функции упаковки, современные требования, предъявляемые к таре и упаковке реализуемых товаров, виды упаковочных материалов, транспортной тары; характеристика тарооборота, тарооборачиваемости, виды потребительской тары и упаковки; утилизация тары и упаковки;
основные функции маркировки непродовольственных товаров; содержание, способы и место нанесения транспортной маркировки, требования, предъявляемые к маркировке опасных грузов; содержание, способы нанесения маркировки экспортных грузов; назначение, содержание потребительской маркировки, способы ее нанесения; характеристика используемых товарных знаков и марок;
технология хранения непродовольственных товаров: основные задачи, режимы, особенности хранения реализуемых товаров; нормируемые и актируемые потери товаров при хранении; размещение товаров при хранении, соблюдение товарного соседства, типы складских помещений;
технология транспортирования непродовольственных товаров, виды перевозок, влияние условий транспортирования на сохранение их качества, нормы потерь (убыли) товаров;
особенности таможенной экспертизы качества непродовольственных товаров, ее документальное оформление, правила и порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ; определение таможенного наименования товара по классификатору ТН ВЭД страны происхождения товара, случаев фальсификации упаковки, маркировки и качества товаров.
Студентам, обучающимся по специальности «Товароведение и экспертиза товаров (в области таможенной деятельности)» дополнительно изучить следующие вопросы:
организация внешнеторговых операций, управление внешнеэкономической деятельностью предприятия; страхование грузов, международные расчеты, контракты, финансовые договоры, внешнеторговые документы, нормативно-правовая регламентация внешнеторговых сделок;
организация и функционирование таможенных складов, порядок ввоза и вывоза, таможенного регулирования пропуска товаров через границу, особенности правового регулирования и декларирования товаров в рамках государств-членов СНГ и стран дальнего зарубежья;
соглашения, регламентирующие внешнеторговые отношения, внешнеэкономические расчеты, права на интеллектуальную собственность, международное инвестиционное сотрудничество, международные перевозки, внешнеэкономический арбитраж; влияние международных правовых актов на содержание внешнеэкономических договоров;
особенности экспертизы товаров при экспортно-импортных поставках; виды экспертиз товаров, используемые в системе таможенного контроля и оформления товаров; качество и сертификация товаров в международной торговле, значение основных классификационных систем и товарных номенклатур в практике международной торговли;
законодательная база декларирования; таможенные режимы, классификация и кодирование товаров, режимы праференции; документальное обеспечение процедуры декларирования, ответственность сторон за соблюдение законодательных требований.
3 Требования к оформлению отчета и порядок его защиты
По окончании практики студент в условленный срок представляет руководителю от кафедры письменный отчет, в котором в систематизированном виде излагает материалы прохождения практики в соответствии с программой: результаты изучения и анализа отдельных процессов, выводы и рекомендации по улучшению и усовершенствованию торгово-организационных процессов в организации (на предприятии). Отчет должен быть предварительно рассмотрен и подписан руководителем практики от предприятия и заверен печатью.
Отчет студента о выполнении программы производственной практики является важнейшей формой работы по закреплению теоретического материала, полученного в период обучения в университете и практических навыков, приобретенных в период производственной практики.
В процессе написания отчета студент должен использовать теоретические знания, полученные при изучении курсов товароведения и экспертизы непродовольственных товаров, менеджмента, коммерческой деятельности, маркетинга, а также других смежных дисциплин (логистики, оборудования торговых предприятий, рекламной деятельности, таможенного дела и т.д.) Отчет должен содержать описание проделанной студентом работы в соответствии с требованиями программы производственной практики, сопровождаемое критическими замечаниями, выводами и предложениями. Практический материал должен быть проанализирован, обобщен, сделаны выводы, внесены конкретные предложения. Особое внимание при написании отчета следует уделить экономическому анализу деятельности торговых предприятий, изучению недостатков, передового опыта работы торговых организаций (предприятий).
Для написания отчета студенту необходимо систематически собирать данные и анализировать практический материал: статистические и бухгалтерские отчеты, показатели хозяйственной деятельности, оперативные отчеты, докладные записки, договоры поставки, спецификации, акты и др. Весьма важное значение имеет непосредственное наблюдение и изучение студентом торгово-технологических процессов, организации труда, приемки товаров по количеству и качеству и др.
Статистические отчеты, балансы и другие материалы должны быть изучены и проанализированы за 1-2 года, что позволит правильно определить тенденции, проследить их динамику. При обработке следует обеспечить сопоставимость цифровых данных.
Изучив и обработав весь собранный материал, студент должен приступить к изложению содержания отчета. Это наиболее ответственный и сложный этап работы, требующий серьезного сосредоточения. Последовательность изложения отдельных вопросов отчета определяется программой практики.
Текст отчета должен быть напечатан на листе формата А4. Страницы необходимо пронумеровать. Объем отчета должен составлять 30-45 страниц. К основному тексту прилагается справки, таблицы, диаграммы, схемы, фотографии, заполненные образцы документов, используемые в работе предприятия.
IV ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
Общие положения
Преддипломная практика в соответствии с ГОС ВПО является завершающим этапом закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста. Цель данной практики − сбор студентом необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы. Преддипломную практику студенты могут проходить на перерабатывающих предприятиях, производящих и реализующих товары народного потребления в таможенных службах, а также в испытательных лабораториях и органах сертификации товаров и сырья или других местах, установленных вузом.
Содержание практики
За время прохождения практики студенту необходимо:
1. Определить основную научную проблему – потребность в развитии методологии и разработке методик по исследованию ассортимента, качества товаров потребительского назначения в рамках товароведения и экспертизы товаров с целью повышения эффективности и обоснованности принимаемых решений всех субъектов в сфере обращения товаров. Четко сформулировать цель, основные задачи, предмет, объект, теоретическую и методологическую основу исследования, в том числе законодательные акты, нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность на товарных рынках и при экспортно-импортных операциях в Российской Федерации; вопросы товарного обращения, жизнеобеспечения населения, качества и безопасности товаров; труды отечественных и зарубежных ученых в области товароведения, экспертизы, логистики, маркетинга, таможенного дела, экономики, менеджмента, правоведения, рынковедения, включающие учебники, учебные пособия, монографии, статьи, научные доклады, материалы конференций различного уровня, диссертации, данные государственной статистики и другие источники.
Определить информационную базу дипломной работы, в качестве которой могут бытьиспользованы материалы государственной и региональной статистики, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерства экономики и труда Свердловской области, Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, Уральского таможенного управления и других таможенных служб, Комитета по товарному рынку, Комитета по защите прав потребителей г. Екатеринбурга и других организаций, а также первичная информация, собранная студентом в результате анкетного опроса или интервьюирования ведущих специалистов оптовой и розничной торговли, таможенных служб, а также экспертов, осуществляющих регулирование товарных рынков.
Обобщить применяемые в ходе исследования общенаучные методы, в частности, системный, структурный анализ, комплексный подход, а также статистические, экспертно-аналитические, экономико-математические методы, методы экспертных оценок и анкетирования, индуктивный и дедуктивный подходы, приемы восхождения от простого к сложному, от общего к частному, взаимосвязи количественных и качественных характеристик.
2. Провести анализ рынка конкретного товара, являющегося предметом исследования в выпускной квалификационной работе. Для этих целей использовать общую, коммерческую и специальную информацию. Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом в стране, регионе, области, городе, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются материалы государственной и отраслевой статистики, официальные данные учета и отчетности. Коммерческая информация – данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций, материалы служб, предприятий, организаций и учреждений торговли по изучению рынка. Специальная информация представляет данные, полученные в результате мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли, промышленности, таможенных служб, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем.
3. Привести сведения, необходимые для изучения товарных рынков, исследуемой группы товаров, например, о предлагаемых к реализации, проданных, снятых с производства товарах; о степени удовлетворения заявок торговли, содержащихся в материалах оптовых ярмарок, аукционов по продаже товаров народного потребления, выставок-продаж; таможенной информации о конфискованных и контрафактных товарах и др. Эти данные позволяют оценить не только текущую, но и перспективную конъюнктуру рынка. Необходимая информация публикуется в конъюнктурных обзорах, материалах статистических сборников, специализированных журналах, информации Интернет и других источниках.
4. Выполнить анализ уровня цен на изучаемые товары. При анализе нельзя ограничиваться только констатацией фактов, необходимо выявлять причины, которые вызвали тот или иной сдвиг в уровне цен. При этом изучение изменений в технологии производства, в условиях потребления товаров, учет изменений в объеме и направлениях международной торговли данными товарами помогают лучше понять тенденции движения цен. Для потребительских товаров определенным критерием уровня цен могут служить так называемые справочные цены, т.е. цены продавцов, регулярно публикуемые в отраслевых и торговых справочниках. Но более правильное представление дают не справочные, а реальные цены фактических сделок. Поскольку цена товара выступает в роли регулятора спроса, то необходимо учитывать все ценовые скидки и наценки, сниженные цены распродаж, а также рассчитать среднюю цену товара за период. Помимо конкретных цен, представление о динамике цен на товары можно получить на основе анализа индексов цен. Эти индексы особенно важны при оценке изменений в уровне цен за ряд лет, определении ценовой эластичности спроса.
5. Изучить сведения о потребительском запасе по товарам кратковременного и долговременного пользования, от количественного и качественного состава которого зависит поведение домохозяйств на рынке в ближайшее время. Провести специальные обследования покупателей или домашних хозяйств, т.е. при непосредственном контакте с потребителями товаров, для изучения состояния фактического набора анализируемой группы товаров, потребительской оценки их ассортимента и качества, а также предпочтений покупателей по показателям качества, составу, применяемым материалам, местам приобретения, странам-изготовителям и др.
6. Изучить стандартную (по ГОСТам), экономико-статистические (по ОКП и ТН ВЭД торговую, учебную классификации исследуемых товаров и провести их анализ и сопоставление. Результаты оформить в виде таблицы 2
Таблица 2 – Классификация однородных групп товаров
Классификационный признак | Классификация по: | Торговая | ||
Стандартная | ТН ВЭД | ОКП | ||
7. Изучить требования к информации для потребителей и провести экспертизу маркировки анализируемых товаров. Задание выполняется в три этапа. На первом этапе изучается ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 6), ФЗ «О защите прав потребителей» (ст. 8,9,10), Правила продажи отдельных видов товаров (п.11-15), ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителей. Общие требования», который распространяется на непродовольственные товары отечественного и импортного производства, реализуемые на территории Российской Федерации. Согласно этому стандарту изготовитель или продавец обязаны предоставить потребителю всю необходимую и достоверную информацию в виде текстового документа или в виде маркировки на русском языке. Информация должна быть понимаемой, полной и достоверной. Основные данные информации для потребителя конкретного товара содержатся в п. 4.6., при этом подпункты 1-8 являются обязательными для указания изготовителями или продавцами, а подпункты 9-18 применяются в зависимости от вида и технической сложности товара. Информацию по этим документам отразить в отчете в произвольной форме.
На втором этапе по ГОСТам на изучаемые товары ознакомиться с разделом «Маркировка», обратив внимание на обязательные и дополнительные (рекомендуемые) реквизиты, предупреждающие надписи, условные обозначения, в том числе русские и международные.
На третьем этапе на примере не менее трех образцов товаров или по выборке, предусмотренной стандартами, оценить степень соответствия их маркировки предъявляемым требованиям. Результаты рекомендуется оформить в виде таблицы 3.
Таблица 3 – Экспертиза маркировки непродовольственных товаров
Информация для потребителя | Информация на товаре или в эксплуатационном документе | Оценка степени соответствия | ||
образец 1 | образец 2 | образец 3 | ||
8. Изучить факторы, определяющие качество и ассортимент рассматриваемых товаров, в том числе новые сырьевые материалы и комплектующие изделия, новые технологии изготовления, направления совершенствования функциональных возможностей, развития дизайна, способов отделки. Информацию привести в отчете в произвольной форме.
3 Требования к оформлению отчета и порядок его защиты
По окончании преддипломной практики студент в установленный срок представляет руководителю от кафедры письменный отчет, в котором в систематизированном виде излагает материалы прохождения практики в соответствии с программой и тематикой дипломной работы: результаты изучения состояния рынка; факторов, формирующих и сохраняющих ассортимент и качество однородных групп товаров; анализ существующих классификаций по исследуемой группе товаров; методики проведения экспертной, потребительской оценки или исследований ассортимента и качества, результаты проверки информации для потребителей, предоставляемой торговой организацией и другие вопросы, а также выводы и рекомендации по улучшению и совершенствованию торгово-операционных процессов на предприятии (организации).
Отчет выявляет общую теоретическую и практическую подготовку студентов, умение анализировать и обобщать конкретный опыт, самостоятельно излагать вопросы и делать правильные выводы.
Защита его производится на заседании комиссии кафедры с участием руководителя практики в установленные графиком сроки.
Объем отчета должен составлять 10-15 страниц.