Обзор статьи «Are we living in a computer simulation?»
В первой части статьи (Предположение о независимости от носителя) Бостром рассматривает предпосылки для идеи симуляции. Вначале он делает предположение о независимости от носителя, означающее, что «сознание может существовать не только в органических в своей основе биологических нейронных сетях внутри черепной коробки», но «психические и интеллектуальные состояния могут быть реализованы на множестве различных физических носителей» [1]. Хотя Бостром лишь кратко затрагивает этот вопрос и не дает ссылок на обсуждение этой возможности в существующей литературе, подобная идея не противоречит современным знаниям в биологии и теории вычислительных систем. Роджер Пенроуз [7] и несколько других авторов являются противниками этой теории, предполагая, что сознание имеет в своей основе квантовую природу и не может быть воспроизведено на носителях иных, чем человеческий мозг, но эти идеи не получили широкого распространения в научной среде.
В следующей части (Технологические ограничения вычислительной мощности) Бостром подробно анализирует вычислительные мощности, необходимые для симуляции человеческого сознания или целых цивилизаций. Наиболее важные описанные им показатели перечислены ниже:
· Вычислительная сложность человеческого мозга: ~1016—1017 операций в секунду.
· Максимальный объем чувственной информации: ~108 бит в секунду.
· Объем вычислений, необходимый для реалистичной симуляции всей истории человечества: ~1033—1036 операций.
· Вычислительная мощность компьютеров на базе нанотехнологий: 1021 операций в секунду на куб. см.
· Теоретический предел вычислительной мощности на 1 кг вещества: 5*1050 операций в секунду.
Приведенные оценки представляются достаточно обоснованными.
При этом стоит отметить, что проведенный Бостромом анализ не имеет значения для аргумента о симуляции. Как будет показано ниже, значение имеют только возможности базовой цивилизации. Если мы допускаем возможность нашего существования в компьютерной симуляции (то есть, что мы не являемся базовой цивилизацией), то лишь потенциал вышестоящей цивилизации играет существенную роль, но мы не можем определить его.
В главном разделе (Суть аргумента о симуляции) Бостром предлагает формулу для расчета вероятности произвольным образом выбранному человеку оказаться в симуляции. Бостром приходит к выводу, что по крайней мере одно из приведенных ниже утверждений верно[134]:
· Доля цивилизаций, достигающих в своем развитии постчеловеческого этапа, близка к нулю.
· Доля постчеловеческих цивилизаций, заинтересованных в создании исторических симуляций, близка к нулю.
· Большинство людей живет в одной из симуляций.
Этот раздел содержит большое число серьезных математических ошибок. Кроме того, Бостром делает несколько некорректных допущений относительно используемых переменных. Подробный анализ этих ошибок будет дан в разделе 3 настоящей работы.
В следующем разделе (Слабый принцип безразличия) Бостром объясняет логику своих расчетов и делает попытку показать, что выбор произвольного человека в нашем мире может считаться случайным для целей аргумента о симуляции. Именно в этом разделе он делает наиболее серьезные ошибки, включая использование ложной аналогии в своем примере с ДНК. В разделе 4 настоящей работы описаны логические проблемы в аргументе о симуляции, раскрыто использование «доказательства по замкнутому кругу» и другие ошибки. Кроме того, в разделе 5 приведены несколько возражений против возможности симуляции миров, схожих с нашим.
Наконец, в последней части (Интерпретация) Бостром приводит несколько объяснений формул, полученных в главном разделе. Основные ошибки, сделанные им здесь, сводятся к игнорированию фундаментального отличия симуляции — того, что она в первую очередь управляется симуляторами, и лишь после этого различными законами и правилами, заложенными при создании симуляции. Раздел 6 содержит описание ошибок интерпретации.
Необходимые допущения
В рассматриваемой статье были описаны базовые идеи о независимости от носителя и вычислительных возможностях, но не было уделено внимания необходимым философским и мировоззренческим допущениям, важным для аргумента о симуляции. Ниже я попытался привести наиболее важные гипотезы, без которых невозможно обеспечить логическую состоятельность аргумента о симуляции.
1) Существует базовая реальность. Без этого, вся дискуссия о реальности и симуляциях теряет всякий смысл. Необходимо также отметить, что предположение о существовании реальности находится примерно на том же уровне, что и рассуждения о том, является ли наш мир реальным или лишь симуляцией.
2) Существует возможность запуска симуляции мира внутри реальности. В исходной работе эта гипотеза принимается без доказательства и даже не упоминается. Однако на данный момент у нас нет достаточного опыта создания симуляций, чтобы быть полностью уверенными в том, что симуляция, неотличимая от реальности, вообще может быть создана. Лучшие образцы симуляций сегодня — это компьютерные игры и фильмы, но даже самые совершенные из них лишь частично реалистичны. Бостром ссылается на работы Дрекслера и Курцвейла, но в них обсуждаются лишь технические аспекты симуляций реальности и игнорируются философские аспекты таких возможностей.
3) Не существует циклов симуляций, где какая-то последовательность вложенных симуляций заканчивается на изначальной реальности или ее части. Если бы циклы были возможны, то не существовало бы реальных критериев для признания мира симуляцией. Более того, в этом случае наши представления о реальности пошатнулись бы настолько, что аргумент о симуляции потерял бы смысл.
4) Сложность симуляции ниже сложности мира, в котором она запущена. Это следует из теории информации и математических принципов кодирования. Важность этого допущения в том, что оно ведет к объективным различиям между симуляциями разного уровня вложенности и между симуляциями и реальностью.
5) Законы логики и математики абсолютны. Если это не так, то приходится допустить, что закон исключенного третьего и другие логические законы не верны в нашей вселенной и аргумент о симуляции (как и любой другой аргумент) в принципе не имеет смысла. Надо отметить, что существование симуляции, где логика не действует, запущенной из вселенной с действующей логикой, вполне возможно.
6) Число симуляций конечно. Аргумент о симуляции зависит от расчета вероятностей и средних показателей для всех вселенных. Если симуляций бесконечно много (или вселенных бесконечно много), то средние значения показателей теряют смысл.
Кроме того, использование аргумента о симуляции требует сделать несколько менее общих предположений о метавселенной.
1. В базовой реальности существует хотя бы одна человеческая цивилизация.
2. Человеческая цивилизация имеет ненулевую вероятность превращения в постчеловеческую цивилизацию. (Аргумент о симуляции не раскрывает каких-либо различий между цивилизациями, могущими стать постчеловеческими и всеми остальными)
3. Постчеловеческая цивилизация имеет ненулевую вероятность запустить хотя бы одну симуляцию.