Правила использования санкальпы
Для того чтобы успешно использовать силу санкальпы в йога‑нидре, вы должны следовать перечисленным ниже правилам.
1. Ясность. Санкальпу следует формулировать в форме короткой, простой и ясной фразы. Следует использовать одни и те же слова и структуру фразы до тех пор, пока санкальпа не даст результатов. Используйте минимум слов.
2. Повторение. Санкальпу следует снова и снова повторять в уме.
3. Искренность и чувство. Следует повторять санкальпу искренне и с чувством. Она должна исходить из сердца, а не просто из уст. Чисто интеллектуальное повторение не позволит санкальпе запечатлеться в подсознательном уме. Санкальпу можно посеять глубоко в уме только с сильным эмоциональным побуждением. Отсутствие искренности также препятствует закреплению санкальпы. Будьте искренни, повторяя свою санкальпу.
4. Время. Санкальпу следует повторять в начале и в конце практики йога‑нидры. Кроме того, ее можно повторять перед сном и сразу после пробуждения утром. Это лучшие моменты, поскольку в это время ум наиболее восприимчив. Однако санкальпу можно повторять и в любое свободное время в течение дня.
5. Одна санкальпа. Выберите только одну санкальпу и держитесь ее, пока она не принесет результатов. Не меняйте ее.
Круговое движение осознания
Важным аспектом практики йога‑нидры является круговое движение осознания через различные части физического тела. Это предназначается специально для того, чтобы отвлечь восприятие от внешнего мира, вызвать интроспекцию, а также глубокое расслабление ума и тела.
Согласно текстам йоги, в теле существует семьдесят шесть физических центров. Они носят специальные названия ангастхана (местоположение конечности или органа) и адхара (физические основы или центры). Последние упоминаются в тексте Йога Чудамани Упанишада. В число этих центров входят как наружные конечности — кисти, руки, ноги и т.д. — так и внутренние члены — сердце, легкие, желудок и т.п. Большинство этих центров будут упоминаться ниже при описании полной практики йога‑нидры.
Йога‑нидра вызывает состояние пратьяхары (отключения чувств), в котором прекращается восприятие внешнего мира в форме вкуса, запаха, слуха, зрения и осязания. Это позволяет направлять осознание внутрь. Однако чувственные впечатления не отключаются сразу, поскольку для большинства людей это совершенно невозможно. Вместо этого практика йога‑нидры построена так, что осознание постепенно отвлекается от внешнего мира. В практике кругового движения осознания через различные части тела глаза остаются закрытыми. Это препятствует зрительному восприятию. Если человек осознает различные части тела, то он также перестает ощущать запах и вкус. Три из пяти органов чувств оказываются отключены. Воспринимаются только чувственные впечатления от голоса инструктора и мысленные осязательные ощущения от физических конечностей. Поле восприятия сужается. Ум становится сосредоточенным.
Кроме того, важно помнить о том, что очень трудно перемещать осознание через различные физические центры и одновременно быть погруженным в обычную мысленную болтовню ума. Либо продолжается внутренний мысленный диалог, и вы забываете о круговом движении осознания, либо вы сознательно перемещаете осознание и перестаете быть поглощенным журчащими мыслями. Возможно либо одно, либо другое. При правильной практике йога‑нидры мысленная болтовня прекращается.
На более поздних стадиях йога‑нидры от кругового движения осознания через физические центры можно отказаться. Если вы сохраняете осознание в течение всей практики йога‑нидры, то перестаете осознавать физическое тело, поскольку чувство осязания отключается.[286]Единственной оставшейся связью с внешним миром становится голос инструктора. Она слишком легко обрывается, если учитель перестает говорить. Если он выбирает для этого правильный момент, то вы оказываетесь подвешенным в состоянии пратьяхары. Тогда вы готовы начать дхарану в качестве вступления к дхьяне.
Цель кругового движения осознания через различные части тела состоит в том, чтобы сделать возможным превосхождение (трансценденцию) тела. Ум становится сосредоточенным и очень расслабленным. Это вызывает одновременное расслабление всего физического тела. В результате весь комплекс тело‑ум приходит в состояние покоя. Напряжения и конфликты исчезают.