Современный подходи формированию ТиМ СТ
В связи с широким привлечением биологического знания в ТиМ СТ вводятся новые понятия, углубляющие ее научную основу и кардинально изменяющие принцип ее построения. К ним относятся, в частности, понятия текущего адаптационного резерва организма, большого адаптационного цикла, специфичности реакций организма на тренирующие воздействия и программно-целевого принципа построения тренировки [10-13,15,102].
Текущий адаптационный резерв (ТАР) организма - это запас адаптационной энергии, обеспечивающий организму возможность временного, но достаточно устойчивого приспособления к экстремальным условиям, требующим от него предельного функционального напряжения [15,102]. Представления о наличии ТАР организма прежде всего обращают внимание на то обстоятельство, что адаптационный процесс в условиях напряженной мышечной деятельности не может продолжаться бесконечно. Существует вполне определенный, объективно обусловленный генетическим фактором предел возможности организма отвечать на тренирующие воздействия адекватными реакциями. Такой предел, характеризующий емкость ТАР, обусловлен, можно полагать, как функциональным резервом гормональных систем [18,35,60,78,103-105], так и тем абсолютным уровнем адаптационных (морфофункциональных) перестроек, на котором организм уже находится [10,15,102].
Отсюда сила, величина и продолжительность тренирующих воздействий, объективно необходимых для полноценной реализации ТАР организма, также имеют свои соответствующие количественные значения. Если они ниже объективно необходимой величины, ТАР организма не будет реализован, если превысят его, это приведет к чрезмерному истощению резервных возможностей. И в том и в другом случае эффект тренировки будет низким [12, 13]. Таким образом, эффективной можно считать такую организацию тренировки, которая обеспечивает полноценную реализацию ТАР организма за счет объективно необходимых для этого объема и интенсивности тренировочных воздействий, оптимального темпа их наращивания, а также оптимальных затратах времени и энергии спортсмена.
Большой адаптационный цикл (БАЦ) - это структурно целостная и относительно самостоятельная часть тренировочного процесса, содержание, организация и продолжительность которой предусматривают реализацию ТАР организма1. Иными словами, это завершенная фаза развития адаптационного процесса, характеризующаяся формированием относительно устойчивых морфофункциональных преобразований в организме и переходом его на этой основе на новый, более высокий, уровень специфической работоспособности [12,13,99,102].
БАЦ- это основная организационно-временная форма построения тренировки. Он должен организационно четко выделяться в рамках тренировочного процесса, соответствующим образом программироваться и последовательно повторяться во времени, но каждый раз на более высоком уровне напряженности функционирования организма. Причем решение всех спортивно-методических задач должно организационно вписываться в главную стратегическую линию тренировки, связанную с реализацией ТАР, и, что важно подчеркнуть, опираться на достигаемые при этом морфофункциональные приобретения организма.
Наблюдения в условиях спортивной деятельности [2,14,20,21,29,30,46,52,79,80] и опыт спортивной практики [обзор, см. 10, 11] свидетельствуют о том, что практически в условиях объема и интенсивности тренировочных нагрузок, освоенных современными спортсменами высокого класса, продолжительность исчерпания ТАР организма зависит от календаря соревнований и может происходить в течение 40-45 недель в видах спорта с одним продолжительным соревновательным сезоном, 18-24 недель при двух и 14-16 недель при трех соревновательных этапах [11-13, 106,108,109]. Следовательно, в зависимости от специфики вида спорта и особенностей традиционного календаря соревнований БАЦ может иметь годичную, полугодичную или близкую к ней продолжительность [12,13].
Два непременных условия должны быть соблюдены при организации БАЦ: конкретность тренирующей направленности нагрузок (т.е. на какие физиологические и энергетические системы, механизмы и их функциональные свойства они направлены) и чет-кость постановки тренировочной задачи (что конкретно требуется достичь). Поэтому при выборе и организации нагрузок необходимо исходить, во-первых, из знания функциональных возможностей физиологических и энергетических систем, преимущественно обеспечивающих специфическую работоспособность спортсмена, во-вторых, из представлений об их адаптационной инертности и, в-третьих, из сведений о гетерохронности развития адаптационных реакций на уровне различных жизнеобеспечивающих систем организма в ходе тренировочного процесса.
Специфичность реакций организма на тренирующие воздействия - это известный биологический феномен, выражающийся в превращении качественных особенностей внешних воздействий на организм в его внутренние свойства [11, 12, 15]. Его причинным условием выступает т.н. "метаболический след", т.е. накопление промежуточных продуктов обмена веществ (метаболитов) во время мышечной работы, являющихся основными индукторами послерабочего синтеза белка.
Метаболиты специфически определяют набор белков, синтез которых детерминируется повышенной мышечной активностью. Синтезируются те белки, из которых образуются активно функционирующие клеточные структуры, а также ферменты, катализирующие биохимические реакции, лежащие в основе соответствующих клеточных функций [18,81]. Тем самым обеспечивается качественное соответствие между двигательной активностью спортсмена и характером морфофункционального совершенствования его организма. Именно поэтому в подготовке спортсмена высшего класса важное значение имеет не только высокий тренирующий потенциал нагрузки, но и качественный (специфический) характер инициируемой ею индукции адаптивного протеиносинтеза [ 11 -13,69,100,101 ]. Практически это указывает, во-первых, на необходимость предвидения физиологического эффекта ("метаболического следа") задаваемой тренировочной нагрузки; во-вторых, на важность такой организации нагрузки, которая обеспечит требуемую специфичность ее тренировочного эффекта; в-третьих, на обязательность выбора такого режима и продолжительности после рабочего периода, которые объективно необходимы для развертывания и завершения реституционного процесса, и в частности белкового синтеза [11,12,18,82].
Программно-целевой принцип организации тренировки. Углубление знаний о физиологических механизмах ПССМ кардинально изменяет подход к организации тренировочного процесса. В частности, аналитико-синтетический принцип, долгое время господствовавший в теории спортивной тренировки, заменяется программно-целевым [10,11,48,69,99-101].
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом, присущим концепции т.н. "периодизации" тренировки [43], тренировочный процесс расчленялся на отдельные элементы - микроциклы (МЦ) и представлялся как сумма МЦ, выстраиваемых в цепочку, логика линейной последовательности которой определялась чисто умозрительно. Из отдельных МЦ, рассматриваемых в качестве основной организационной формы построения тренировки, конструировались ("структурировались") более крупные этапы (мезоциклы). В качестве объединяющего их начала провозглашались этапы становления т.н. спортивной формы, динамика которой обеспечивалась варьированием общего объема и интенсивности тренировочной нагрузки [43]. Последняя организовывалась на основе комплексного принципа, в соответствии с которым одновременно (в отдельном тренировочном занятии или микроцикле) и параллельно (на отдельных этапах и в годичном цикле) решались все задачи, присущие тренировочному процессу [43,57,73,77]. Сегодня эта концепция устарела и не соответствует требованиям современного спорта (см. предыдущую статью в № 2 1998 г.).
Сточки зрения программно-целевого подхода тренировочный процесс представляется не как аддитивное образование, составленное из частей (микроциклов) , комбинируемых в том или ином линейном сочетании, а как монолитное, многоуровневое целое, дифференцирующееся на части (этапы и микроциклы), содержание и организация которого определяются целевыми задачами и объективными предпосылками, исходящими из закономерностей развития процесса адаптации организма к конкретному режиму мышеч-ной деятельности. В таком контексте МЦ рассматривается уже не как основная структурная единица тренировочного процесса [43], а как, и это особенно важно подчеркнуть, рабочая форма организации той части тренировочной нагрузки, которая на него приходится в соответствии с генеральной стратегией построения тренировки. В качестве системообразующего фактора в данном случае выступает цель тренировки, которая проецируется на все ее этапы и отражается в их содержании и организации [10-13,48,69,99,100].
В соответствии с программно-целевым принципом при программировании тренировки вначале формулируются конкретные целевые задачи подготовки, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки. Отсюда процедура программирования заключается не в формальной расстановке и перестановке во времени "цепочек" МЦ с различными названиями [43], а прежде всего в создании объективно необходимых условий для достижений того конкретного тренировочного эффекта, который выступает в качестве причинной предпосылки к реализации целевых задач подготовки спортсмена. На этом основании и принимается решение о подборе соответствующего содержания тренировки и ее организации.
Таким образом, нетрудно заметить, что программно-целевой принцип не только кардинально изменяет представления об идеологии и технологии построения тренировочного процесса, но и переводит его на уровень количественных решений, опирающихся на тот научный фактологический багаж, который в изобилии имеется в литературе и в диссертационных работах (см. библиографию к статье, которая может быть весьма полезна для молодых ученых).
Основные разделы ТиМ СТ
Здесь речь пойдет главным образом о центральной части ТиМ СТ, относящейся непосредственно к феномену тренинга и рассматривающей преимущественно ее научно-прикладные аспекты. Социальные, воспитательные и дидактические, врачебно-гигиенические, образовательные, материально-технические и другие стороны спортивной деятельности достаточно подробно освещены в других работах [43, 57, 72-74,77].
Итак современная научная ТиМ СТ должна включать в себя следующие основные разделы: теорию тренинга, теорию тренировочной нагрузки, теорию спортивной техники, теорию построения тренировки, теорию программирования тренировки, теорию управления тренировочным процессом.
Теория тренинга. Тренинг-основная содержательная часть тренировочного процесса, преимущественно обеспечивающая феномен морфофункциональной специализации организма спортсмена и повышение уровня его специфической работоспособности [10,95,99,101]. Теория тренинга концентрирует в себе систему знаний о факторах и условиях, детерминирующих переход организма из одного состояния в другое под влиянием тренирующих воздействий. Теория тренинга целиком базируется на биологическом знании, главным образом на закономерностях срочной и долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности и изучении физиологического механизма феномена "тренирующее воздействие-тренировочный эффект" [10,11,18,19,44,67, 71,81,85,89,99].
Теория тренировочной нагрузки рассматривает тренировочную нагрузку как физиологическую категорию, как физиологическую меру воздействия на организм специализированной мышечной работы, отражаемой в организме в виде конкретных морфофункциональных приспособительных реакций той или иной глубины и сохраняемости [10-13,71,89,99,105,108,109]. Содержит объективные основания (принципы, условия, рекомендации) к созданию оптимальных условий в тренировке для реализации феномена тренинга (определение содержания, объема и организации тренирующих воздействий на всех уровнях и во всех формах построения тренировочного процесса). Базируется на объективных тенденциях в динамике состояния спортсмена в зависимости от задаваемой тренировочной нагрузки [10,11, 14,16,48,69,100].
Теория спортивной техники включает и рассматривает два принципиальных понятия: спортивная техника и спортивно-техническое мастерство. Первое имеет в виду систему движений, присущих конкретному спортивному упражнению, ее двигательный состав и структуру и целиком принадлежит биомеханике [8, 10,27,70]. Второе относится к методике тренировки и подразумевает умение спортсмена эффективно использовать моторный потенциал в условиях тренировки и соревнований и понимается не как состояние, которое может быть достигнуто однажды, а как текущий результат непрерывного и нескончаемого движения от менее совершенного к более совершенному [10,11].
Теория построения тренировки - комплекс теоретико-методических знаний, относящихся к правилам (принципам) организации тренировочного процесса на всех его уровнях. Опирается на закономерности адаптации организма к напряженной мышечной деятельности и специфические закономерности ПССМ и МФС организма [8-13,94-97,99,100,108,109]. Содержит основания и рекомендации к созданию оптимальных условий для реализации этих закономерностей и соответствующую принципиальную модель (модели) построения системы тренировки в разных формах ее организации (см. далее).
Теория программирования тренировки разрабатывает объективные основания (принципиальные установки) к упорядочению содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена, календарем соревнований и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени [ 10, 11,44,48,68,94-97,99,108,109].
Теория управления тренировочным процессом содержит основания и рекомендации к организации контроля за ходом тренировочного процесса, а также коррекции его в случае необходимости в соответствии с критериями его эффективности и заранее заданными эталонами и моделями [2,5,10, 42, 44, 62,82,99,108,109].