Перспективы разрешения противоречий социотехнических систем.
Традиционно считается, что человек в данном случае выступает как «механизированный» индивид, дополняющий функционирование техники, и противоречие в системе «человек-техника» возникает в том случае, когда возможности человека не совпадают с требованиями технологического обеспечения. Изменение места человека в социотехнической системе предполагает создание новых способов преодоления противоречия между человеком и техникой, перемещения их в социальную и организационно-психологическую сферу. Это обусловлено тем, что в основе развертывания противоречия между человеком и техникой часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а социальные и организационно-психологические причины:
· низкий уровень профессиональной подготовки;
· недостаточный уровень производственной дисциплины;
· утомление работников и т.д.
Таким образом, разрешение противоречия в социотехнической системе, то есть приспособление технологии, функционирующей техники и условий труда к человеку и совершенствование, развитие самого человека, требует комплексного подхода, объединения теоретических исследований представителей разных наук. Гуманизация техники как новая парадигма существования социотехнической системы предполагает, чтобы человек в этой системе занял доминирующее место, обеспеченное приспособленными к психофизиологическим характеристикам человека технологическими решениями.
Эффективность деятельности в условиях системы «человек - техника» во многом зависит от наличия у субъекта специфических качеств: умения управлять техническими системами, умения сосредоточить свои физические и духовные силы на выполнении производственной задачи, умения принимать решения в экстремальных ситуациях и т. д. Этому должен способствовать научно-обоснованный профессиональный отбор персонала по различным профессиям, обеспечивающий соответствие психофизиологических качеств работника характеру выполняемых им функций.
Устойчивая социотехническая система связана, прежде всего, с устойчивостью самого человека, как существа биосоциального. Его мышление, психотип поведения и результаты деятельности, внутренний мир формируются под влиянием не только природных и социальных, но и технических предпосылок.
Резюме:взаимоотношения человека и техники в рамках социотехнических систем вызывает ряд острейших противоречий. Во-первых, возникает проблема достижения гармонического единства технических и социальных факторов. Во вторых, непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами (безработица, шумовые и информационные нагрузки, разобщенность людей, одиночество и пр.). Не менее остро стоит проблема этической ответственности субъекта технической деятельности, а также власти техники над человеком, подмены экзистенциально-духовных ценностей ценностями техницистскими. Усложнение техники ставит проблему управления научно-техническим прогрессом и проблему устойчивого развития человеческого общества в гармонии с природой и всем космосом. Решением этих и других проблем может стать изменение мировоззрения – с техницистского на гуманистическое, связанное с всесторонним развитием самого человека и гуманизацией техники.
Вопросы для самопроверки и обсуждения.
1. Какие существуют традиции в философской мысли в понимании проблемы взаимоотношения человека и техники?
2. Что объединяет таких авторов, как М. Хайдеггер, А. Шпенглер в понимании техники?
3. В чем заключается специфика технико-оптимистической традиции в понимании роли техники?
4. В чем сходство и различие в понимании взаимоотношений человека и техники в рамках традиционной инженерной мысли, системотехники и социотехнического подхода?
5. В чем заключается специфика социотехнических систем?
6. Какова главная цель развития социотехнических систем?
7. Назовите примеры социотехнических систем.
8. Какова структура социотехнических систем?
9. Какие противоречия во взаимоотношениях человека и техники вы считаете самыми главными?
10. Каковы перспективы развития социотехнических систем?