Какие объекты интеллектуальной собственности охраняются законом РФ?
9. Как осуществляется регулирование инновационной деятельности в РФ?
10. Каковы особенности поддержки инновационной деятельности в Евросоюзе?
11. Каковы особенности поддержки инновационной деятельности в Японии?
12. Каковы особенности поддержки инновационной деятельности в США?
13. Как осуществляется информационное обеспечение инновационной деятельности и какими нормативными актами оно регламентируется?
14. Какие существуют теоретические и практические методы в инновационном менеджменте?
Глава 4. Инновационный проект
4.1. Виды инновационных проектов
Инновационный проект - это сложная система мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям.
С точки зрения научно-технического уровня инновационные проекты делятся:
• на модернизационные, в которых конструкция прототипа или базовая технология кардинально не меняются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);
• новаторские - конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);
• опережающие - конструкция основана на опережающих технических решениях;
• пионерные - появление ранее не существовавших материалов; конструкций и технологий, выполняющих прежние или даже новые функции.
Инновационные проекты с точки зрения масштабности решаемых задач можно подразделить следующим образом:
• монопроекты - проекты, выполняемые одной организацией или одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жёстких временных или финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
• мультипроекты - комплексные программы, объединяющие десятки монопроектов и направленные на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, требуются координационные подразделения;
• мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним «деревом целей»; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра.
Создание и реализация проекта включает следующие этапы:
• формирование инвестиционного замысла (идеи);
• исследование инвестиционных возможностей;
• технико-экономическое обоснование проекта;
• подготовка контрактной документации;
• подготовка проектной документации;
• строительно-монтажные работы;
• эксплуатация объекта;
• мониторинг экономических показателей.
Под этапом «формирования инвестиционного замысла» понимается задуманный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.
Субъектами инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции. К объектам инвестиций могут быть отнесены: строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения, предназначенные для производства новых продуктов и услуг; комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи; программа производства новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.
В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций: денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, например акции или облигации, кредиты, займы залоги и т. п.); земля; здания, сооружения, машины, оборудование, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью; имущественные права, оцениваемые денежным эквивалентом.
Этап «исследование инвестиционных возможностей» предусматривает: предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учётом экспорта и импорта; оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги); подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников; оценку предполагаемого объёма инвестиций по укрупнённым нормативам и предварительную оценку коммерческой эффективности; подготовку предварительных оценок по разделам технико-экономического обоснования (ТЭО), в частности оценку эффективности проекта; утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей; подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы. Цель исследования инвестиционных возможностей - подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора.
Этап «ТЭО-проекта» предусматривает: проведение полномасштабного маркетингового исследования; подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг); подготовку исходно-разрешительной документации; разработку технических решений, в том числе генерального плана; градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения; инженерное обеспечение; мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне; описание организации строительства; данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве; описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих; формирование сменно-финансовой документации; оценку рисков, связанных с осуществлением проекта; планирование сроков осуществления проекта; оценку коммерческой эффективности проекта; формирование условий прекращения реализации проекта.
4.2. Критерии оценки инновационных проектов
При реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживающими со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты.
Перечень рекомендуемых критериев инновационных проектов.
I. Социально-экономические характеристики:
1. Социальные: благосостояние, здоровье, личная безопасность, культура, образование, уровень занятости.
2. Вклад в решение важнейших проблем развития РФ: обеспечение населения теплом и электроэнергией, обеспечение населения продовольствием, обеспечение населения медицинскими услугами и медикаментами, обеспечение населения транспортом и связью.
3. Экономические: повышение эффективности использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), создание новых экономически эффективных продуктов, вклад в крупные структурные сдвиги в экономике.
4. Рыночные параметры: конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке (спрос, замещение импорта, рентабельность продукции, экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе, коммерческий риск). Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке (спрос, повышение экспортного потенциала, объём валютных поступлений).
II. Обеспечение национальной безопасности:
1. Вклад в обороноспособность РФ.
2. Вклад в экологическую безопасность - вклад в снижение вредных веществ в различные природные среды (атмосферу, воду, землю).
III. Научно-технические характеристики:
1. Соответствие мировому уровню
2. Вклад в поддержку лидирующего положения российской науки и промышленности.
3. Вклад в развитие других научно- технических направлений.
4. Вклад в крупные технологические сдвиги.
5. Вклад в развитие научно-технического потенциала.
6. Степень новизны.
7. Включение в предыдущие программы и планы.
8. Сроки разработки.
9. Степень (вероятность) реализуемости проекта (наличие фундаментального задела, наличие кадров исследователей высшей школы, наличие экспериментальной и производственной базы, технический и организационный риск реализации проекта в срок).
IV. Экономические характеристики:
1. Затраты на проект (на НИР, на ОКР, на опытный образец, капиталовложения в создание производства, капиталовложения в процесс производства, срок окупаемости затрат).
2. Ожидаемая прибыль (потенциальный размер общей прибыли, ожидаемый размер валютной прибыли, время начала получения прибыли, рентабельность капиталовложений).
В результате формируется система критериев, которая даёт возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов. Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных критериев и основных элементов реализации проекта (таблица 3).
4.3. Управление инновационными проектами
Управление реализацией инновационных проектов осуществляется поэтапно.
На первом этапе формируются предложения по приоритетным направлениям и критически важным технологиям:
1. Фиксируется перечень наиболее существенных критериев достижения цели.
2. Для каждого проекта, реализующего приоритетные направления, делается оценка каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий».
3. Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или «высокий», из дальнейшего рассмотрения исключаются. Остальные включаются в предварительные предложения по приоритетным направлениям и критически важным технологиям.
4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу приоритетных; если более двух «высокий» или трёх «выше среднего» - кандидатами в группу особо приоритетных (критически важных). Количество параметров с высокой оценкой может меняться в процессе решения практических проблем.
На втором этапе осуществляется распределение финансов между проектами, при этом внутри программы используются правила принятия решений, основанные на схеме «затраты - эффективность»: в первую очередь наличные средства выделяются проекту с максимальной степенью экономической эффективности (степенью приоритетности). Распределяются средства между программами по признаку равенства экономической эффективности: дополнительной отдачи (прироста эффекта) на 1 рубль дополнительного финансирования.
Степень приоритетности определяется следующим образом: каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается по двум показателям - конечный результат, измеряемый приростом анализируемого показателя за фиксированный период, и затраты при производстве программной продукции. Затем рассчитывается значение показателя эффективности, характеризующего степень приоритетности: результат делится на затраты. Все проекты упорядочиваются (ранжируются) по степени приоритетности в соответствии с уровнем эффективности (эффект/затраты).
Третий этап предварительного отбора - формируются три класса проектов: особо приоритетные (критически важные), приоритетные и отклонённые. Технологии первых двух классов подлежат дальнейшей проработке на последующих этапах процедур. Внутри каждого класса упорядочение может проводиться по критерию экономической эффективности (затраты - эффективность, отдача на 1 рубль вложений). Этап предварительного отбора приоритетных направлений и критически важных технологий относится ко второй фазе общей схемы процедуры выбора и реализации приоритетных направлений НТП. Основное назначение этапа:
1. Проведение предварительной оценки, выделение основных направлений, дающих главный вклад в решение ключевых проблем.
2. Расширение и детализация перечня проектов (конкретных технологий) по выделенным направлениям.
3. Оценка вклада технологий в решение ключевых проблем и формулировка требований к конкурсу проектов.
4. Разработка форм документов для предоставляемых на конкурс проектов, потенциально реализуемых по схеме господдержки технологии, выходящих на рынок инноваций.
5. Разработка эталонных примеров проектов для рынка.
6. Разработка положения о конкурсе проектов (включая требования, формы документов и процедуры).
7. Доведение информации о конкурсе до потенциальных участников.
8. Проведение конкурса проектов.
9. Разработка рабочей методики экспертизы.
10. Организация экспертных групп и проведение экспертиз.
11. Оценка проектов по результатам расчётов и экспертиз.
12. Отсев бесперспективных проектов и предварительное ранжирование перспективных с выделением кандидатов на критически важные технологии.
13. Разработка рабочей методики и документов для формирования бюджетной заявки, заявки на различные формы господдержки.
14. Предварительные рекомендации по выбору формы господдержки реализации проектов.
15. Составление сводной бюджетной заявки по приоритетным направлениям и заявок по формам господдержки.
Содержательные исходные данные, необходимые для экспертной оценки качественных характеристик на этапе предварительного отбора критически важных технологий, включены в следующие формы:
- предварительный бизнес-план проекта для завершающих разработок технологий, ориентирующихся на рынок;
- краткая характеристика технологий, ориентирующихся на госбюджетное финансирование.
При этом форма предварительного бизнес-плана включает данные, достаточные для получения оценок, требуемых международными методиками для экспорта или иностранного инвестора. Бизнес-план должен дать возможность инвестору сделать комплексную оценку и показать, что предлагаемый товар (продукция или услуга) является конкурентоспособным и на него есть достаточный платёжеспособный спрос; имеются достаточные производственные и ресурсные возможности; возможна реализация проекта в приемлемые сроки; инвестирование проекта выгодно.
Бизнес-план разрабатывается и корректируется в три этапа: на первом -предварительный вариант для оценки и отбора проектов для дальнейшей проработки; на втором - окончательный вариант для выбранных проектов; на третьем осуществляется периодическая корректировка бизнес-плана.
В окончательном виде материалы для обоснования инновационного проекта состоят из трёх документов: сводные данные по проекту; представление предельно сжатой аналитической информации, необходимой для принятия руководством верхнего уровня; бизнес-план, необходимый для обоснования инвестиций.
4.4. Экспертиза инновационных проектов
Экспертиза инновационных проектов - процедура комплексной проверки и контроля: а) качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента; б) профессионализма руководителя проекта и его команды; в) научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности проекта и организации; г) достоверности выполненных расчётов, степени риска и эффективности проекта; д) качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.
В соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) экспертизу инновационных проектов следует проводить на основе следующих принципов:
1) наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, её проводящих;
2) при расчёте добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;
3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
4) методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.
Важным условием достижения высокого качества инновационного проекта является обеспечение нормативно-методических документов. Документы предлагается оценивать по следующим критериям качества: комплексность документа (рассмотрение в нём технических, экологических, экономических, правовых, организационных и других вопросов); степень соответствия документа международным требованиям; количество применяемых при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, функциональный); количество применяемых при разработке документа современных методов (моделирование, прогнозирование, оптимизация); экономическая обоснованность управленческих решений; степень апробирования документа в научных кругах, федеральных и региональных органах управления, на практике; имидж организации - разработчиков документа и квалификация его разработчиков; органы, согласовавшие и утвердившие документ; степень соблюдения стандартов на оформление документа.
Методика проведения экспертизы инновационных проектов основывается на методах и приёмах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения. Наиболее распространенные методы экспертизы: методы сравнения показателей, заложенных в инновационный проект, полученных в результате экспертных, сертификационных испытаний, с международными и национальными требованиями по экологичности, эргономичности, безопасности применения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаменяемости, другие параметры с мировыми достижениями; экспертный; индексный; балансовый; графический и другие методы и приемы. Эти методы дополняют друг друга. Для одного компонента или раздела применяется один метод, для другого другой.
Экспертная оценка дается в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:
5 - проект заслуживает безусловной поддержки;
4 - проект заслуживает поддержки;
3 - проект может быть поддержан;
2 - проект не заслуживает поддержки;
1 - проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.
Экспертная оценка даётся на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:
1) чёткость изложения замысла проекта;
2) четкость определения цели и методов исследования;
3) качественные характеристики проекта (проект имеет фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме);
5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы).
Эксперт должен дать описание проекта, оценить его актуальность для данной отрасли знаний; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников; ответить на вопрос - относится ли данный проект к приоритетным направлениям исследований? Подготовлен ли?
Российский фонд фундаментальных исследований проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов, при этом предусматривается три уровня экспертизы.
Первый уровень - предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:
- отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;
- составление мотивированных заключений по отклонённым проектам;
- определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.
На втором уровне устанавливается рейтинг индивидуального проекта. Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. На третьем уровне даётся заключение по проекту, принимается решение о финансировании. Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле: общий рейтинг проекта равен R1 + R2 + R3, где R1 - коэффициент, учитывающий научную ценность проекта;
R2 - коэффициент, учитывающий реальность выполнения проекта в срок;
R3 - коэффициент коррекции суммарной оценки.
Коэффициент R1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может: привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на процесс в данной или смежной научной области.
Коэффициент R2 учитывает: научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.
Контрольные вопросы
1. Что такое инновационный проект?
2. Какие существуют виды инновационных проектов с точки зрения научно-технического уровня?
3. Какие существуют виды инновационных проектов с точки зрения масштабности решаемых задач?
4. Какие формы инвестиций используются в инновационном проекте?
5. Какие существуют критерии оценки инновационных проектов?
6. На каком этапе управления реализацией инновационных проектов формируются предложения по приоритетным направлениям и критически важным технологиям?
7. На каком этапе и по каким принципам осуществляется распределение финансов между проектами?
8. На каком этапе формируются три класса проектов: особо приоритетные, приоритетные, отклоненные?
9. Как разрабатывается бизнес-план инновационного проекта?
10. Из каких документов в окончательном виде состоят материалы для обоснования инновационного проекта?
11. На каких методах основывается методика проведения экспертизы инновационных проектов?
12. Какие варианты предусматривает итоговое заключение эксперта по инновационному проекту?
13. Как рассчитывается индивидуальный рейтинг проекта?
Глава 5. Организационные структуры инновационного менеджмента
Классификация инновационных организаций Особенности организационных структур инновационных предприятий Виды венчурных предприятий Консорциум Холдинговые компании Реструктуризация
5.1. Классификация инновационных организаций
Организационные структуры инновационного менеджмента - это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
В России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций:
1. Государственный сектор науки:
А) Научные организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом, (государственное управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг), включая федеральные и местные органы.
Б) Некоммерческие организации полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством или президентом. Занимающиеся исследованиями, касающимися общественных и административных функций (Консультативные Советы при Правительстве и Президенте).
2. Предпринимательский сектор:
А) Научные и конструкторские отделы на предприятиях, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи. Б) Некоммерческие организации, обслуживающие данные предприятия (ассоциации).
3. Высшее образование: А) Университеты и другие вузы.
Б) НИИ, экспериментальные станции.
4. Частный некоммерческий сектор:
А) Частные организации, не ставящие целью получение прибыли - союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации. Б) Частные индивидуальные организации.
5.2. Особенности организационных структур инновационных предприятий
Инновационная организация представляет собой сложную систему. Описать эту систему можно при определении характера взаимодействия на каждом из её уровней иерархии. Существуют различные подходы к построению организационных структур инновационных организаций. Органический подход к проектированию организации характеризуется умеренным использованием формальных правил и процедур; децентрализацией и участием персонала в принятии решений; определяемой ответственностью в работе; гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней в иерархии. Дивизиональные структуры используются в основном для достижения высокой степени гибкости производственной системы при проведении интенсивной инновационной политики. Базой матричной организационной структуры является соединение положительных сторон линейно-функциональных и программно-целевых структур.
Характер построения подразделений, их количество определяются такими формами организации производства, как специализация, концентрация, кооперирование, комбинирование. Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность организационной структуры предприятия, являются: масштаб производства и объём продаж; номенклатура выпускаемой продукции; степень развития инфраструктуры региона и др.
Структура инновационных организаций в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной, дивизиональной.
Для выбора структуры конкретного предприятия необходимо выполнить анализ факторов, влияющих на неё. К факторам дальнейшего развития структуры предприятия можно отнести следующие: развитие специализации и кооперирования производства; автоматизацию управления; применение к проектированию структуры и к функционированию системы менеджмента совокупности научных подходов; соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов; перевод существующих структур управления на проблемно-целевую структуру.
Иерархический тип структур управления инновационных организаций представлен на рис. 2.
5.3. Виды венчурных предприятий
Американская практика организации исследований породила своеобразную форму предпринимательства - венчурный (рисковый) бизнес. Он представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производственной продукции. Их создают учёные -исследователи, инженеры, новаторы. Венчурный бизнес широко распространён в США, Западной Европе, Японии. Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных предприятий. Создание венчурной фирмы возможно при наличии: идеи инновации (нового изделия, технологии); общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной инновации организовать производство; рискового капитала для финансирования.
Венчурное финансирование осуществляется в двух формах: путём приобретения акций новых предприятий; предоставлением кредита различного рода.
Венчурный капитал - это вложение средств не только крупных предприятий, но и банков, государства, страховых и других фондов в сферы с повышенной степенью риска. Такая форма инвестирования предполагает следующее: долевое участие инвестора в капитале предприятия; предоставление средств на длительный срок; активную роль инвестора в управлении предприятием. В США - стране с высоким уровнем развития рискового капитала - его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый), на который приходится 40 % всех венчурных инвестиций.
Венчурные предприятия могут быть двух видов:
1. Собственно рисковый бизнес.
2. Внутренние рисковые проекты крупных предприятий.
Собственно рисковый бизнес - это независимые малые инновационные фирмы и предоставляющие им капитал финансовые организации.
Малые венчурные фирмы основывают учёные, инженеры, изобретатели, стремящиеся воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальный капитал составляют личные сбережения и рисковый капитал специализированных финансовых организаций.
Специфика рискового предпринимательства:
- средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе;
- не требуется обычного при кредитовании материального обеспечения;
- переданные венчурной фирме ресурсы нельзя изымать в течение всего срока действия договора;
- прибыль рискового инвестора - это разность между курсовой стоимостью принадлежащих ему акций и суммой вложенных им в проект средств (доля акций может быть до 80 %).
Функции инновационного менеджера в венчурных фирмах выполняет либо традиционный менеджер, либо специалист, приглашённый со стороны (из консалтинговой фирмы).
Внутренние рисковые проекты - это небольшие подразделения в рамках крупных предприятий, организуемые для разработки и производства новых типов наукоёмкой продукции и наделённые значительной самостоятельностью. Отбор предложений, поступающих как от сотрудников предприятия, так и от независимых изобретателей, ведётся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административном вмешательстве со стороны руководства предприятия. В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или технологию к запуску в массовое производство. Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность.
После завершения работ, ради которых они создавались, венчурные фирмы прекращают свою деятельность и либо поглощаются одним из учредителей, либо самостоятельно выходят на рынок при благоприятной коммерческой конъюнктуре и конкурентоспособности продажи коммерческих разработок и развивают предпринимательскую деятельность. Обычно при успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из производственных подразделений материнской компании, а его продукция реализуется по сложившимся в компании каналам сбыта.
Инжиниринговые фирмы представляют собой соединительное звено между нововведениями и производством. Основные направления деятельности инжиниринговых фирм:
1) оценка вероятной значимости коммерческой конъюнктуры, полезной модели, изобретения;
2) техническое прогнозирование инновационной идеи, будущей технологии научно-технической продукции;
3) доработка нововведения до промышленной реализации;
4) оказание услуг в процессе внедрения объекта разработки;
5) пусконаладочные работы.
Инжиниринговые фирмы, объединяясь в ассоциации, осуществляют координирующие действия в отношении их клиентов, объединяют нужных специалистов и ресурсы для отработки рискованных технологий и образуют для этих целей венчурные предприятия.
Внедренческие фирмы специализируются на внедрении неиспользованных патентов владельцами технологий, продвижении на рынок лицензий, доведении изобретений до промышленной кондиции, производстве небольших партий изделий с последующей продажей лицензии.
Профитцентры - одна из форм ускорения нововведений. Они представляют собой временное целевое объединение научных работников нескольких смежных отраслей науки и техники, а также менеджеров для решения конкретных научно-технических или производственных задач, например, по освоению и производству новых видов продуктов.
5.4. Консорциум
Важнейшими задачами консорциума является поиск и реализация крупных инновационных и других проектов, связанных с развитием инновационной деятельности. В рамках таких объединений создаются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации проектов.
Система управления консорциума должна обеспечивать:
- усиление целевого характера деятельности, направленной на достижение наивысших результатов;
- возрастание роли инновационной и финансово-экономической функций и усиление работы соответствующих подразделений управления путем их ориентации на выборку и реализацию новшеств и коммерческих идей;
- усиление роли подразделений, ориентированных на рынок, прежде всего таких, как служба управления изменениями, активного развития, маркетинга и внешнеэкономической деятельности;
- конкурентоспособность консорциума на внешнем и внутреннем рынке за счет инноваций, устойчивое финансовое положение;
- эффективную стратегию деятельности консорциума;
- проведение эффективной инвестиционной политики участниками консорциума;
- создание условий для перехода к управлению консорциумом на основе акционерной формы.
Правовой основой деятельности консорциума являются отношения, связанные с обязательствами его участников в виде договорных отношений в форме многосторонних договоров по реализации крупных инновационных проектов. В состав консорциума включаются предприятия разных организационно-правовых форм инновационной деятельности.
Функции управления консорциумом реализуются в основном на координационных принципах. Координационная система не подразумевает какое-либо прямое управление, непосредственное вмешательство в самостоятельные сферы деятельности предприятий и организаций консорциума. Эта система в основном будет выполнять только контрольно-аналитические, «наблюдательные» функции для принятия тех или иных решений общеэкономического и хозяйственного характера в отношении определенных видов деятельности (например, предоставление кредитов на развитие «собственных производств» отдельных предприятий или на реализацию проектов, представляющих взаимный интерес). Статус и задачи органа управления консорциумом определяются исходя из основных задач его деятельности, а именно: задач по мобилизации финансовых ресурсов научно-промышленного потенциала его участников и возможных партнеров, необходимых для разработки проектов, и задач по организации и координации их реализации.
Имущественные и правовые отношения в консорциуме строятся на следующих принципах: консорциум как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему на договорной основе участниками консорциума; владение совместно приобретенным имуществом осуществляется на долевой основе, пропорционально вкладам участников в создании этого имущества; консорциум имеет право создавать договорные предприятия, определяя в каждом конкретном случае форму их взаимодействия с консорциумом; имущественные права, права по управлению распределяются между его участниками пропорционально внесенному вкладу.
Взаимоотношения консорциума с научно-исследовательскими организациями, участвующими в разработке и реализации инновационных проектов, строятся на договорной основе. Договоры (контракты) могут заключаться как от имени консорциума, так и каждым его участником самостоятельно.
Наиболее характерная особенность предлагаемой модели производственно-хозяйственной деятельности консорциума связана с четким разделением компетенции высших органов, представляющих учредителей (собственников), и исполнительных органов руководства.
Важным направлением научно-производственной и хозяйственной деятельности консорциума является организация системы управления проектами. Хозяйственный проект как объект программно-целевого планирования может быть определен как комплекс экономических, производственных, научно-технических, организационных и других мероприятий и заданий, которые увязаны по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивают наиболее эффективное решение конкретной проблемы. Для формирования и реа