Спрос - это объём продукции, который потребитель хочет и в состоянии приобрести по одной из возможных цен, в течение определённого времени, на конкретном рынке.
Из этого определения видны основные направления анализа спроса:
объём спроса;
наличие потенциальных покупателей;
потребность в товаре;
возможность приобретения товара;
цена предлагаемой продукции;
время реализации продукции на рынке;
Рынки сбыта продукции.
Закон спроса заключается в том, что существует обратная зависимость между ценой продукции и спросом на неё при неизменности всех прочих факторов (снижение цены приводит к увеличению спроса, и наоборот).
Причины, вызывающие действие данного закона:
- психология покупателя;
- принцип убывающей предельной полезности;
- эффект дохода;
эффект замещения.
Эти причины особенно актуальны при производстве и предложении новой продукции. При высокой цене, наличии на рынке аналогов и снижении реальных доходов населения и предприятий - спрос на новую продукцию может не возникнуть или опуститься ниже критической линии.
Для управления спросом предприятию-производителю новой продукции необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Они значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую продукцию.
Все факторы спроса на новую продукцию, представленные в таблице 1, делятся на внутренние, относящиеся к деятельности объекта анализа и внешние, связанные с особенностями внешней среды.
По формам образования различают:
1) потенциальный спрос возникает на стадии разработки и подготовки инновации из-за открытой коммуникации фирмы;
2) формирующийся - на стадии выхода новой продукции на рынок;
3) развивающийся - на стадии выхода новой продукции на рынок;
4) сформировавшийся на стадии зрелости.
По характеристике состояния рынка выделяют:
1) отрицательный спрос - неприятие товара рынком по какой-либо причине (микроволновые печи, окорочка куриц);
2) отсутствие спроса - незаинтересованность потребителей в продукции (не там продают или не знают о ней);
3) скрытый спрос - невозможность удовлетворения потребителей за счёт имеющихся товаров;
4) нерегулярный спрос - колебания в течение дня, недели месяца, года. Зная это, нововведения надо предлагать во время пика спроса на аналогичную продукцию;
5) полноценный спрос - адекватность нововведений желаниям потребителей;
6) чрезмерный спрос - величина спроса больше величины предложения;
7) нерациональный спрос - спрос на товары, вредные для здоровья.
Анализ спроса по потребителям позволяет определить степень удовлетворения спроса и учесть желание потребителей при создании новой продукции.
Анализ спроса по месту приобретения позволяет оценить целесообразность использования канала товародвижения.
Анализ спроса по намерениям покупателей даёт возможность учесть их требования ещё на стадии разработки.
Всё это позволяет избежать ошибок при проектировании новой продукции и планировании производственной программы.
Анализ спроса на инновации по времени проведения может быть: предварительным, текущим, последующим относительно периода, когда продукция считается новой.
Глава 2. Инновационный процесс
2.1. Основные этапы инновационного процесса
Под инновациейподразумевается объект, внедренный в производство и приносящий прибыль.
Совокупность научно-технических, технологических, организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс.
Таким образом, инновационный процесс можно представить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта, - процесс коммерциализации технологии.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.
Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.
Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения - от возникновения идеи до её разработки и распространения.
В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Поэтому инновацию - конечный результат - нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом.
Различают следующие формы инновационного процесса:
1. Простой внутриорганизационный (натуральный) процесс - это создание и использование новшества внутри одной и той же организации (новшество здесь не принимает товарной формы).
2. Простой межорганизационный (товарный) процесс. Здесь новшество выступает как предмет купли-продажи. Это означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
3. Расширенный инновационный процесс - это создание новых производителей нововведения, что дает возможность через взаимную конкуренцию совершенствовать потребительские свойства выпускаемого товара.
Субъекты инновационного процесса:
1. Новаторы - генераторы научно-технических знаний - это индивидуальные изобретатели или исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
2. Ранние реципиенты - предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок.
3. Раннее большинство - это предприятия, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
4. Отстающие - предприятия, запоздавшие с инновациям; они выпускают продукцию, которая уже морально устарела, и теряют прибыль.
Инновационный процесс имеет циклический характер. В общем виде инновационный процесс можно представить так:
ФИ - ПИ - Р - ПР - С - ОС - ПП - М - СБ,
где ФИ - фундаментальные исследования;
ПИ - прикладные исследования;
Р - разработка;
ПР - проектирование;
С - строительство;
ОС - освоение;
ПП - промышленное производство;
М - маркетинг;
СБ - сбыт.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.
Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок.
Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно их конкретного использования. ФИ делятся на теоретические и поисковые. Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации.
Следующий этап инновационного процесса - прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научно-исследовательских работ (НИР). Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются риско-инвестицями.
Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов. Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. Это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.
В зависимости от сложности инновационного проекта (разработка и освоение нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов НИР, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.
Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы учёных и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров (НТЦ).
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад. На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы.
Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.
Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и её реализация потребителям.
Первый - это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей.
Второй - доведение новой продукции до потребителя.
За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы. Уже в начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет кривую жизненного цикла изделия, периоды её подъёма и спада, обусловленные воздействием рыночной конкуренции. Инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, так как по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, рынки, новых потребителей.
2.2. Система инновационного менеджмента организации
Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо чётко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т.д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуру и решить ряд других вопросов.
Анализ системы начинается с её «выхода» - выпускаемых фирмой товаров (продукции, услуг, новшеств и т.д.). Главное требование к «выходу» - обеспечение конкурентоспособности товаров на внешнем (внутреннем) рынке и достижение за счёт этого прибыльности функционирования фирмы.