Классификация информационных систем менеджмента

Информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков, относящихся как к системе в целом, так и к отдельным её элементам.

Наиболее общим признаком классификации является степень автоматизации процессов преобразования информации. В соответствии с этим признаком информационные системы могут быть ручными, автоматизированными и автоматическими.

Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной информационной системой.

Информационные системы

По степени автоматизации: ручные, автоматические, автоматизированные

По сфере применения

По целевым функциям

Интегрированные

Информационносправочные

Организационного управления

Информационнорасчётные

Управления технологическими процессами

Информационнологические

Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причём главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Автоматизированные информационные системы, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по целевым функциям и по сфере применения.

Целевые функции определяются назначением данной информационной системы. От функций, выполняемых системой, зависят форма выходной информации, алгоритмы процессов её обработки, а также характер, форма и способ взаимодействия пользователя с системой.

В соответствии с этим признаком выделяют:

− информационно-справочные системы;

− информационно-расчётные системы;

− информационно-логические системы.

Информационно-справочные системы предназначены для удовлетворения информационных запросов пользователей.

Характерная особенность таких систем – информация, найденная в соответствии с запросом, не используется непосредственно в рамках этой же системы, а выдаётся пользователю, который использует полученную информацию для любых необходимых ему целей (но не в рамках самой информационной системы).

В соответствии с запросом информационно-справочная система осуществляет поиск нужных сведений из числа тех, что хранятся в её информационном фонде. Поиск – одна из основных операций в таких системах, поэтому они являются также информационно-поисковыми системами (ИПС).

В информационно-расчётных системах хранящаяся информация используется для решения задач, связанных с различными расчётными операциями. К подобным задачам относятся статистический учёт и анализ, диагностика. К информационно-расчётным можно отнести и информационные системы, функционирующие в рамках систем автоматизированного проектирования (САПР). Последние выполняют различные проектные расчёты, решают задачи оптимизации параметров элементов, схем, устройств в приборостроении и машиностроении.

Информационно-логические системы способны выдавать информацию, не введённую ранее в систему в непосредственном виде, а вырабатываемую на основании логического анализа, обобщения, переработки сведений, имеющихся в информационном фонде. Такие системы могут решать научно-исследовательские задачи, заменяя в определённой степени труд специалиста-исследователя. Их иногда называют интеллектуальными информационными системами, так как при их разработке используется положение теории искусственного интеллекта.

При классификации по сфере применения информационные системы подразделяются на:

− системы управления технологическими процессами;

− системы организационного управления;

− интегрированные системы.

Информационные системы управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.

Для информационных систем организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:

− банковские информационные системы;

− информационные системы фондового рынка;

− финансовые информационные системы;

− страховые информационные системы;

− налоговые информационные системы;

− информационные системы таможенной службы;

− статистические информационные системы;

− информационные системы промышленных предприятий и организации и др.

Интеграция предполагает комплексное использование однократно вводимых в систему данных для решения произвольного числа взаимосвязанных задач, устранения неконтролируемого дублирования потоков информации, операций по её преобразованию.

Интеграция информационных систем предполагает формирование единых требований к формам и методам хранения, передачи и представления информации, т.е. должен быть разработан единый стандарт информационных процессов. Это необходимо для того, чтобы экономические данные однозначно интерпретировались в любой части информационной системы.

Примером крупной интегрированной информационной системы автоматизации процессов управления предприятием могут служить ERP-системы (enterprise resources planning – комплексное планирование ресурсов предприятия).

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида:

− создающие управленческие отчёты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчётах, менеджер принимает решение;

− разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятое решение при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

Информационные системы, создающие управленческие отчёты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации баз данных и её частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

− составление комбинаций баз данных, получаемых из различных источников;

− быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

− управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

− логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

− автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путём установления диалога с моделью в процессе её исследования.

Основными функциями модельной информационной системы являются:

− возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;

− достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

− оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

− возможность графического отображения динамики модели;

− возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

При классификации информационных систем по функциям, которые они выполняют в организации, выделяют:

− информационные системы, направленные на обеспечение стратегических конкурентоспособных преимуществ;

− информационные системы, направленные на обеспечение принятия управленческих решений;

− информационные системы, направленные на обеспечение текущих бизнес-операций.

Основные характеристики информационных систем менеджмента приведены в таблице 1.

Таблица 1. Информационные системы менеджмента

Уровень использования Класс системы Характеристика системы
Обеспечение стратегических конкурентоспособных преимуществ Системы для привлечения и удержания клиентов, привязки поставщиков и т.п. Широко используют мгновенный доступ к внутренним и внешним базам данных. Возможно использование экспертных систем
Обеспечение принятия управленческих решений Системы предоставления информации. Системы поддержки принятия решений Предоставляют менеджерам предопределённые и регламентированные сообщения (отчёты, справки) о текущих бизнес-операциях. Предоставляют менеджерам специальный набор диалоговых средств проектирования и выбора альтернатив для использования в непрограммируемых ситуациях.
Обеспечение принятия управленческих решений Информационные системы руководителей Обслуживают менеджеров высшего уровня. На выбор высших руководителей влияет информация о ключевых факторах, направленная на достижение фирмой своих стратегических целей. Возможно использование экспертных систем
Обеспечение текущих бизнес-операций Системы обработки операций Выполняют текущую регистрацию записей об операциях, обрабатывают эти данные и выводят разнообразные документы, отчёты
Системы управления процессами Управляют физическими процессами производства продукции, реализации товаров и т.п.
Системы автоматизации офиса Преобразуют ручные методы делопроизводства и традиционные коммуникации. Охватывают обработку текстов, управление документами, электронную почту, организацию телеконференций

Наши рекомендации