Тема 8. Социальная экспертиза
Три футбольных арбитра сидят за пивом, и один говорит: “Есть мячи и есть удары, и я называю их так, каковы они есть”. Второй говорит: “Есть мячи и есть удары, и я называю их так, как вижу”. Третий говорит: “Есть мячи и есть удары, и они ничто, пока я их не назову”.
У.Т. Андерсон
1. Понятие социальной экспертизы.
2. Цели и принципы социальной экспертизы.
3. Организация социальной экспертизы.
4. Модели социальной экспертизы.
5. Способы социальной экспертизы.
1. В современном сложном технологическом обществе человек и шагу не может ступить без экспертной поддержки. Он полагается на специалистов как на обладателей знания, позволяющего вникнуть в проблему глубже и подойти к ней ответственно, идет ли речь о безопасности транспортных систем, состоянии окружающей природной среды или об эффективности системы социальной поддержки населения.
В трансформирующемся российском обществе меняется строй, и привычные способы решения социальных проблем становятся неэффективными. В сложившейся ситуации все большую роль начинают играть специалисты, к мнению которых начинают прислушиваться во властных структурах. Наряду с этим каждый человек множество раз встречался с экспертными оценками. Врач пишет на медицинской справке: “Практически здоров”. Экзаменатор выводит в зачетной книжке “отлично”. В рекомендательном письме дана характеристика кандидата на ответственный пост: “Скромен. Деловит, образован, способен быстро решать трудные задачи”. Дегустатор вин, товаровед, искусствовед, нотариус выступают в роли экспертов – каждый в своей области. У одних это получается лучше, у других – хуже.
Тем не менее понятия “эксперт”, “экспертиза” толкуются в теории и социальной практике крайне неопределенно. Так, антрополог прошлого века К. Гиртц призывал коллег к “многослойному”, или “толстому”, изучению исследуемых культур прошлого, приводя пример, ставший с тех пор классическим: подмигивание. Это движение можно интерпретировать просто как движение век. Но насколько примитивно и неполно такое толкование! И если столь простой жест так многозначен, то тем более многозначно социальное понятие “эксперт”.
Под экспертизой нередко понимается исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения[133]. В определении данного понятия подчеркивается, что это исследование, проведенное экспертами. В таком определении появляется, как постулирует В.А. Луков, “порочный круг”: экспертиза – то, что проводит эксперт, эксперт – тот, кто проводит экспертизу. Все же указание на фигуру эксперта симптоматично: именно эксперт придает лицо данному типу исследования.
Достаточно точно, как постулирует В.А. Луков, смысл экспертной деятельности, порядок ее осуществления и требования к экспертному заключению определены относительно судебной экспертизы. Судебная экспертиза – это процессуальное действие, производимое в целях получения заключения по вопросам, имеющим доказательное значение по делу[134]. Из видов судебных экспертиз особо распространены различные криминалистические экспертизы, среди которых – экспертиза документов, фототехническая экспертиза, трассологическая экспертиза (исследование материальных следов: следы от ног и орудий взлома, от животных и автомашин и т.д.). При этом американские ученые обращают внимание на крайне “тонкую” трактовку данного понятия[135]. Экспертом-свидетелем здесь считается человек, относящийся к элитарному “слою” какой-либо профессии, обладающий знанием, образованием и опытом, достаточными для того, чтобы помочь суду выявить факты, относящиеся к рассматриваемому делу
В современном обществе в связи с особенностями окружающей природной среды, ростом экологической культуры населения и социальной ответственности возрастает роль экологической экспертизы – комплекса специальных исследований природоресурсного и природоохранного характера. Заметим, что первые шаги на международном уровне к правовой регламентации природоохранной деятельности были сделаны еще в 1913 г. на Бернской конференции по международной охране окружающей среды. Природоохранный характер это направление международного сотрудничества приобрело после Стокгольмской конференции ООН по проблеме окружающей человека среды (1972), принявшей Декларацию принципов и План действий[136]. Регулярная природоохранная деятельность международного сообщества началась после одобрения этих документов Генеральной Ассамблеей ООН. Была создана ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) для осуществления контроля за важными изменениями в окружающей среде и для поощрения и координации разумной экологической практики.
Отечественная практика экологической экспертизы формировалась по мере развития законодательства об охране окружающей среды и становления соответствующих государственных органов и учреждений. Правовая же база для экологической экспертизы была заложена в 60 – 70-х гг. ХХ в. Были приняты основы Земельного кодекса и водного законодательства, законодательство СССР и союзных республик о здравоохранении, а также Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов”, а также Постановление Верховного Совета СССР “О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов”. Правовые основы государственной экологической экспертизы заложены законами Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” и “Об экологической экспертизе в Российской Федерации”. Шагом в направлении становления в России гражданского общества может считаться статья 39 Закона Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”, в которой обозначены правовые рамки общественной экологической экспертизы. Это тем более актуально, что ряд общественных организаций и движений задолго до принятия этого закона вели такую деятельность.
В силу тесной исторической связи социальной работы и социологии экспертиза в социологии наряду с экологической экспертизой (социально-экологические проблемы – одна из базовых групп социальных проблем) представляется значимой в социономии. Экспертиза в социологии – один из наиболее распространенных способов получения первичных эмпирических данных. Весьма распространен метод экспертной оценки, состоящий в “опросе специально отобранных экспертов относительно значений некоторых переменных, дающих необходимую информацию об объекте оценки”[137]. Во многих случаях социолог имеет дело с ситуацией, когда трудно или невозможно выявить объект – носителя социальной проблемы. “Чаще всего такие ситуации, - пишет известный социолог Ф.Э. Шереги, – связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего исследователя предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц – экспертов, – имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования”[138]. Опрос компетентных лиц и есть экспертный опрос, а его результаты представляют собой экспертные оценки. Оценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности – основные функции данного метода.
Общим для разного рода экспертиз является:
1) понимание ее как исследования, в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая) – как освидетельствования;
2) указание на специальный порядок назначения и проведения экспертизы;
3) ограничение экспертных оценок областью значений, необходимых для информационного представления объекта и для установления достоверности характеристик объекта, полученных другими способами;
4) установление таких преимущественных сфер применения экспертных оценок, как диагностика, проектирование и составление прогнозов.
Обычно к экспертизе прибегают в случаях решения трудно формализуемых задач. Для этого и актуализируется необходимость обращения к экспертам, обладающим такими свойствами, как знания, интуиция, опыт и здравый смысл.
Таким образом, экспертиза есть исследование трудно формализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на здравый смысл.
Что касается экспертизы социальной, то в современной науке не установлено необходимых границ и правил применения данного понятия. Тем не менее оно распространено в социальной практике. Часто бытовое представление о социальной экспертизе основывается на аналогии с мнением специалиста (группы специалистов) и ассоциируется с рецензией на тексты разных документов. В других случаях социальной экспертизой называется любое социальное исследование, данные которого используются при анализе принятых или подготовленных к принятию решений. Памятуя о недостаточной разработанности данного понятия, все чаще применяемого в практической деятельности, под социальной экспертизой будем понимать проводимое специалистами (экспертами) исследование, включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.
Таким образом, в основе анализируемого понятия лежит “экспертиза” как родовое понятие. Дефиниция основана на выделении четырех функций социальной экспертизы: диагностической (освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования); информационно-контрольной (исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установления ее достоверности и внесения соответствующих корректив, если информация содержит искажения); проектировочной (выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений).
Видовое своеобразие определяемого понятия выразилось в параметре “социальный объект”, который следует пояснить. Социальный объект – это люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации и социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения, т.п. Перечень социальных объектов не должен быть закрыт, поскольку социальная реальность многообразна и несводима к небольшому числу характеристик. В то же время практические задачи социальной экспертизы заставляют если не исключать какие-то из множества социальных объектов из сферы проведения экспертного исследования, то, по крайней мере, придавать различным объектам разное значение.
Наиболее эффективна социальная экспертиза, если недостает данных об объекте, среде его существования, прогнозируются средне- и долгосрочные последствия в отношении объектов, подвергшихся быстрому изменению; если наблюдается дефицит времени, ситуация экстремальна; когда имеется избыток информации о социальном объекте.
Заметим, что в практике используется множество видов социальной экспертизы. Она может быть применена при установлении достаточности правовой базы решения той или иной социальной проблемы и/или защиты прав граждан. В данном случае достаточность правовой базы рассматривается не в юридико-техническом, а в социально-концептуальном ключе. Этим делается важный шаг к отмене устаревших актов законодательства, к внесению изменений в действующее законодательство, к созданию нового законодательного акта. Не менее распространен и такой вид экспертизы, как экспертиза социальных программ разного уровня и планов социальных мероприятий. В отличие от законов, данный вид документов в своей основе прожективен, что позволяет и на проектной, и на более поздних стадиях вести критику текста в форме экспертной оценки.
2. Целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия. Социальная экспертиза не может быть безбрежной по целям и задачам, иначе ее проведение потеряет практический смысл.
Задачи же данной экспертизы таковы:
– дать аргументированное заключение о соответствии состояния нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решений и деятельности органов местного самоуправления и т.д. положениям социальной политики;
– выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий;
– оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты нормативных правовых актов, социальные проекты и программы и предоставить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;
– внести предложения по решению социальной проблемы.
Таким образом, социальная экспертиза проводится, прежде всего, тогда, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативно-правовых актов и других управленческих решений, а также тогда, когда предстоит такие акты и решения принимать по подготовленным проектам.
Объектами социальной экспертизы могут выступать:
– акты законодательства (федерального, субъектов Российской Федерации);
– ведомственные нормативные акты;
– нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
– федеральные, региональные, местные социальные программы и проекты;
– государственные концепции в области социальной политики;
– отчеты о деятельности, официальные доклады и другие информационные и аналитические материалы, на базе которых принимаются решения органов государственной власти, органов местного самоуправления.
По ряду объектов социальная экспертиза совпадает с правовой, которой подвергаются, например, все подготовленные к обсуждению законопроекты. Наряду с этим имеют место существенные отличия в предметной области. Если предмет правовой экспертизы – это соответствие проекта нормативно-правового акта законодательству и выполнение требований законодательной техники, то предметом социальной экспертизы являются:
– социальные последствия для населения принятых и подготовленных к принятию нормативно-правовых актов, управленческих решений, социальных проектов и программ;
– соответствие акта, решения, проекта, программы первоначальному замыслу;
– соответствие реализации принятому решению;
– адекватность восприятия в общественном сознании принятого решения или его проекта.
Предметная область социальной экспертизы, таким образом, направлена на преодоление разрыва нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения социальной политики с реальностями жизни.
Субъектами экспертных оценок будем называть тех, кто формирует такие оценки. В социальной экспертизе участвует немалое число тех, кто может быть назван субъектом экспертной оценки. В организационном отношении они находятся как бы на двух ступенях лестницы, на первой из которых – орган государственной власти, формирующий заказ на экспертизу, или негосударственная структура; на второй – исполнитель заказа на социальную экспертизу. В первом случае субъект определяет мотив и пределы проводимой экспертизы. Во втором случае, в зависимости от характера заказа, экспертом становится исследователь или исследовательский коллектив, практические работники из системы “заказчика”, авторитетная референтная группа. Исследователи социальных отношений – социологи, психологи, юристы, экономисты и др. – ядро этой группы. Подчеркнем, однако, что носители социальных и медико-социальных услуг в вопросах стратегий социальной политики и практическом их воплощении – социономы, социальные педагоги, семейные врачи – наиболее профессионально подготовленные группы. Что касается авторитетной референтной группы, то она включает в себя типичных представителей обследуемой совокупности. Например, если изучаются проблемы многодетной семьи, то в качестве экспертов могут привлекаться активисты общественных объединений в поддержку многодетных семей.
Очевидно, что организационно возможно соединение этих субъектов, обеспечение их взаимодействия при сохранении специфики получаемой от каждого субъекта экспертной оценки.
Социальная экспертиза основывается на ряде общих и специальных принципов[139]. К общим принципам отнесем:
– Независимость. Эксперты независимы в своем заключении от интересов заказавшего экспертизу органа.
– Гласность. Результаты экспертизы подлежат публикации. Если есть необходимость проводить экспертизу без разглашения ее результатов, то определение такого порядка действий должно предписываться законом. В то же время закрытый характер экспертизы может быть закреплен договором между органом – “заказчиком” и экспертом – “исполнителем”.
– Авторство. Экспертное заключение является авторским произведением, и авторские права подлежат защите.
– Вознаграждение. Оплата работы экспертов производится заказывающим экспертизу органом в соответствии с заключаемым договором независимо от того, признается или не признается “заказчиком справедливость экспертного заключения”.
– Невмешательство. Эксперты имеют своей задачей только формирование экспертного заключения и не могут вмешиваться в действия соответствующего органа государственной власти или негосударственной структуры по принятию решений либо осуществлению иной деятельности, получающей экспертную оценку. Недопустимо возлагать на социальную экспертизу не свойственные ей функции, особенно те, которые обладают нормативным содержанием.
Специальные принципы социальной экспертизы зависят от избранной модели социальной политики, концепция которой и есть система принципов, соответствие каковым и должно зафиксировать экспертное заключение.
Социальная экспертиза сформировалась в практике реализации крупных социальных программ, осуществлявшихся государством и крупным бизнесом. В США еще по инициативе президента Т. Рузвельта сложилась система экспертных обсуждений важных социальных проблем страны в рамках конференций Белого Дома по социальной политике. На конференциях, в частности, рассматривались темы здоровья детей (1930 г.), образования (1944 и 1955 гг.), равных возможностей в сфере занятости (1965 г.), гражданских прав (1966 г.), положения лиц с физическими и психическими недостатками (1977 г.), положения семьи (1980 г.) и др. После раздоров на конференции 1980 г., когда часть участников покинула зал, эта норма стала применяться редко. Тем не менее она представляет интерес как экспертирование социальной политики в целом.
В рамках крупных предприятий долгое время не осознавалась необходимость оценивать социальный эффект нововведений. Чаще всего сами социальные меры имели иную мотивацию.
Особо мобилизующими в исследовательском отношении стали негативные эффекты крупных социальных программ в ряде промышленно развитых стран. В США, например, большой резонанс вызвал провал масштабных социальных программ администрации президента Л. Джонсона, провозглашенных в 60-х гг. ХХ в. под девизом “безусловной войны с бедностью”. В ряде случаев (прежде всего в области жилищной политики) эти программы привели к результату, прямо противоположному тому, который планировался. Причем если планировавшееся улучшение должно было затронуть лишь некоторую часть семей, то реальное проведение программ отрицательно сказалось не на части, а на всех семьях со средним достатком. Подобным образом не оправдали себя правительственные социальные программы в Италии и ряде других европейских стран.
Примерно с этого времени повышаются требования к обоснованию социальных программ и в государственном, и в частном секторах. Самое пристальное внимание оценке программ стали уделять те, кто их финансирует. Возникает также практика комплексной оценки законодательства по социальным вопросам.
Возможно, одной из крупных работ такого рода стало проведение в 1984 г. тотального экспертирования законодательства Финляндии на предмет соответствия интересам семьи. Заказанная Министерством просвещения Финляндии экспертиза была выполнена в университете г. Тампере проф. П. Ренкке. Итоги экспертизы приняты к сведению государственными органами, включая парламент.
Следует подчеркнуть, что широкое применение экспертных методов в мировой практике оценки социальной политики, в том числе в международных организациях (прежде всего в ООН и ее специализированных органах – ЭКОСОС, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО), приводит к сворачиванию других видов социальных исследований. Нередко экспертизой называют комплексное социальное исследование. Ограниченность социальной экспертизы по своим информационным возможностям ведет к тому, что ее результаты комбинируются с информацией, получаемой другими путями. Так, в американской практике использование экспертных методов осуществляется в рамках более широкой исследовательской деятельности, получившей название “оценка социальных последствий”. Исследования такого рода включают применение для сбора и анализа социальной информации различных социологических методов.
Само применение экспертных методов существенно различается в зависимости от укоренившейся традиции. Т.М. Дридзе обращала в свое время внимание на разницу между социальным экспертированием в России и во Франции: в первом случае экспертиза придумана ведомствами, во втором она представляет собой “арбитраж”. В первом случае она построена таким образом, что эксперты становятся ответственными за принимаемые программы. Во втором речь идет об экспертировании конфликтных ситуаций, складывающихся в ходе реализации тех или иных программ и проектов.
В последние годы все определеннее стремление российских государственных структур к применению экспертных оценок социальных последствий своих решений. Но пока не удалось обеспечить связи между выводами экспертов и принятием управленческих решений.
3.Организация социальной экспертизы ведется по-разному – в зависимости от того, признаются ее выводы обязательными для принятия определенного класса управленческих решений. Если заключение эксперта содержит обязательные для исполнения предписания, социальная экспертиза становится видом государственной службы, основывается на ее нормативно-правовой базе и подчиняется организационным требованиям, предъявляемым к подразделениям или учреждениям государственной службы. Заметим, что пока решение организационных вопросов социальной экспертизы не регламентировано правом. Более того, в государственных структурах укрепляется представление о необходимости расширения роли общественности в экспертировании государственных решений.
Возможности и способы проведения социальной экспертизы имеет смысл выводить не из ведомственных прерогатив, а из специфики организационно-управленческих решений, поскольку к их обслуживанию в конечном счете сводится назначение социальной экспертизы. Значит, проблемы организации социальной экспертизы напрямую связываются с проблемами организационно-управленческой деятельности. Принципиальная сторона организационно-управленческой деятельности по-разному понимается и в теории, и на практике. Для целей социальной экспертизы наиболее приемлема позиция, сформировавшаяся в рамках методологической школы Г.П. Щедровицкого, согласно которой “основной интеллектуальной функцией руководителя является функция понимания и мышления, а не действия и принятия решений”[140]. На этой основе организация социальной экспертизы функционально связывается с приоритетом понимания над волеизъявлением в социальных вопросах. На этом основании строится трактовка прикладного назначения, уровней, ресурсов и контекста социальной экспертизы в организационном аспекте.
Прикладное назначение социальной экспертизы состоит в способности экспертных оценок и предложений влиять на управленческие решения по социальным вопросам с точки зрения оптимизации таких решений. Потребность в социальной экспертизе возникает всякий раз, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельности людей. При этом у принимающего органа нет ясности, например, о возможных масштабах влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей, о необходимом ресурсном обеспечении или есть желание опереться в своих действиях на авторитет специалистов.
Что касается уровней социальной экспертизы, то уровневые ограничения устанавливаются по: территории действия подвергаемого экспертизе, например, нормативного акта; по статусным возможностям решающего органа по принятию управленческих решений; по возможным партнерам в части реализации экспертируемого решения; по его ресурсным возможностям. Заметим, что ресурсы социальной экспертизы понимаются как совокупность ограничений целеполагания в соответствии с возможностями решения поставленной проблемы заказывающим экспертизу органом.
Социальная экспертиза свидетельствует о степени реалистичности или нереалистичности мер, предусматриваемых экспертным решением, оценивая наличные и возможные для привлечения ресурсы, а также их сочетание, в том числе:
1. материально-технические ресурсы;
2. финансовые ресурсы;
3. организационные ресурсы;
4. кадровые ресурсы.
Многие из названных ресурсов могут быть оценены преимущественно или исключительно экспертными методами.
При принятии решения о социальной экспертизе “заказчик” определяет:
1) лежащую в основе экспертирования социальную проблему (включая ее масштаб, носителей, стадии развития);
2) постановку цели экспертного исследования;
3) форму представления результатов экспертизы.
Для порядка заказа социальной экспертизы характерна следующая последовательность действий: орган (его должностные лица) намечает контуры проблемы; устанавливает способы исследования проблемы и определяется по поводу необходимости экспертизы, формирует те части заказа, которые соответствуют его компетентности. Далее “организатор” (исполнительный орган, должностное лицо и т.д., оказывающие соответствующие услуги) избирает модель экспертного исследования в зависимости от характера задачи. Он формирует предложения по кандидатуре эксперта (составу экспертной группы). Ни при каких условиях эксперт не должен представлять доказательств своей компетентности “заказчику”.
После согласования организационных вопросов “заказчик” оформляет свое решение о проведении экспертизы, устанавливая ответственность “организатора”, но не экспертов, ответственность которых возникает лишь в порядке заключенных с “организатором” трудовых договоров или ином договорном порядке. Таким образом, эксперт или группа экспертов выступают в качестве “исполнителя” только по отношению к “организатору”, но не к “заказчику”.
4. К наиболее распространенным в практике моделям социальной экспертизы отнесем рецензию, мониторинг, проект.
Рецензирование – наиболее традиционная форма экспертной оценки. Оно включает:
1) заказ на рецензию лицу (организации), выступающему в качестве эксперта;
2) предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию;
3) принятие итогового документа – рецензии и соответствующие этому действия; одобрение и последующее завершение отношений с рецензентом (оплата рецензии, предоставление слова при обсуждении документа, авторско-правовые вопросы и т.д.); отправка рецензии эксперту на переработку или доработку, перезаказ рецензии другому эксперту.
Рецензия – простое и наименее затратное экспертирование документа. Но она не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести принимающий решение орган в серьезное заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа. В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант. Его схема такова:
1) рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты обязательно должны ответить;
2) рецензии принимаются без каких-либо ограничений по качеству, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании;
3) тексты рецензий обрабатываются социологическими, принятыми при обработке документальных источников методами специально привлеченными специалистами, перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи;
4) итоги вторичной обработки экспертных оценок составляют акт экспертизы, рассматриваемый органом, заказавшим экспертное исследование.
В рамках данной модели может использоваться и консультирование: фактически это рецензирование без предоставления экспертного заключения.
Мониторинговая модель применяется, если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе. Специфика мониторинга в данном случае может быть представлена такой последовательностью действий:
1) принимающий решение орган заключает договор об экспертизе в порядке мониторинга, в соответствии с которым становится на оговоренный срок клиентом подрядившегося эксперта (или используется более правильная по организации схема, включающая “заказчика” – “организатора” – “исполнителя”, о чем речь шла выше);
2) эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга, которую автоматически применяет в том или ином временном режиме;
3) эксперт представляет органу итоги исследования, проведенного в порядке мониторинга, по стандартной форме, предполагающей, в том числе, сравнение данных результатов с более ранними результатами, полученными в том же порядке.
Модель мониторинга может быть эффективно применена, если в качестве эксперта выступает научное учреждение или подразделение, квалификация сотрудников или партнеров которого позволяет рассчитывать на высокое качество экспертной оценки однородного, но довольно обширного материала. В рамках мониторинга экспертная оценка связывается с другими исследовательскими технологиями.
Применение мониторинга ограничено, если характер решаемых задач отличается разнообразием и несводимостью к ограниченной лишь некоторыми параметрами модели общества, в отношении которой проводится мониторинг. Другая особенность мониторинга – выявление им своей эффективности лишь тогда, когда накапливается достаточный материал для сравнения изучаемых явлений или процессов.
Проект – это модель экспертного исследования, направленная на решение группы смежных задач. В ней экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.
В наиболее общей форме организация экспертизы с помощью модели “Проект” включает следующие шаги:
1) осознание “заказчиком” наличия проблемы и проявление воли к ее решению;
2) постановка “заказчиком” задачи на проведение социальной экспертизы перед “организатором”;
3) осмысление “организатором” задачи и выбор адекватной организационной схемы решения, составление предложений “заказчику’, включая бизнес-план;
4) проработка предложений “организатора” с “заказчиком”; принятие “заказчиком” решения относительно проведения экспертизы, включая порядок и гарантии финансового, материально-технического, информационного обеспечения, а также условия одобрения экспертного заключения (уровень минимальных требований);
5) работа “организатора” по привлечению эксперта; постановка задачи, договорной процесс относительно условий труда и вознаграждения по итогам работы, включая вопросы авторского права; подписание договора “организатора” с экспертом;
6) работа “организатора” по переструктурализации эксперта в смысле раскрытия его резервов для решения творческих задач, работа эксперта в творческом режиме;
7) оформление результатов творческой работы без унификации понятийной среды и ориентации на требования к интерфейсу;
8) переработка итогов экспертом (уплотнение информации, систематизация выводов);
9) обработка “организатором” полученного от эксперта результата в соответствии с интерфейсом (интерфейс – средства, обеспечивающие передачу информации пользователю в доступной ему форме; обеспечение адекватного понимания пользователем информации, предназначенной для него);
10) представление итогов экспертизы “заказчику”, оформление акта приемки продукции, завершение отношений “заказчика” с “организатором” и “организатора” с экспертом.
Трудоемкость такой модели экспертирования составляет не слабость, а силу данного варианта: итог экспертизы приобретает мультипликационный эффект, а значит, экспертное заключение можно многократно использовать в различных контекстах управленческой деятельности.
Одновременно решается и нерутинная задача по формированию творчески активного эксперта, который из исследователя по конкретному заказу превращается в инициатора выдвижения определенных социально значимых идей и решений. Обычно такие группы не распадаются годами.
Проанализированные модели не исчерпывают множества организационных форм социальной экспертизы. Различие задач, решаемых в каждом конкретном случае, и различие ресурсов, а также привычных для данной ситуации организационно-деятельностных схем определяют выбор формы экспертного исследования. Возможна и комбинация различных форм экспертизы.
5. Работа над экспертным заключением ведется разными способами, каждый из которых имеет свою специфику. Если используется организационная модель “Рецензия”, то технические приемы такой работы достаточно просты и общеизвестны. В этом случае дополнительным средством может быть памятка эксперту, в которой указывается, какие пункты должны быть в тексте заключения и на какие вопросы следует ответить в обязательном порядке.
Модель “Мониторинг” и особенно модель “Проект” требуют более сложной работы с экспертами, активизации их креативных (творческих) способностей, если речь идет о специалистах. Особенности есть и при работе с экспертами – носителями и потребителями социальных услуг. Здесь в основном приходится опираться на разработанные в социологии вариации метода опроса.
Ряд способов работы с экспертами предполагает очную форму, когда заключение (мнение) формируется в ходе непосредственного контакта экспертов между собой или с “организатором”. Другие способы – например подготовка докладной записки, ответы по опросным листам, формализованный анкетный опрос – предполагают заочное участие экспертов.
Рассмотрим некоторые из наиболее представленных впрактике способов социальной экспертизы.
При изучении сложного социального объекта нередко используется метод экспертной оценки. Процедура отбора и опроса экспертов практически совпадает с той, которую следует применять при организации социальной экспертизы, и это представляется важным и в организационном, и в содержательном отношении.
Число привлекаемых эксперто<