Тема 2. Социальная технология как социальный феномен
И все-таки я, рискуя прослыть
Шутом, дураком, паяцем,
И ночью и днем твержу об одном:
Не надо, люди, бояться!
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы.
Не бойтесь мора и глада.
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: “Я знаю, как надо”.
А. Галич
1. Понятие “социальная технология”. Социальная технология и технология социальной работы.
2. Современные классификации социальных технологий.
3. Социальная технология как процесс.
4. Эффективность социальной технологии.
1. Организовать воздействие на человеческую деятельность можно разными способами и средствами. Искусство, философия, наука, религия делают это по-своему: своими средствами и способами. Гуманистическое искусство, например, стремится облагородить человека, вовлечь его в сопереживание, катарсис, воздействуя на его эмоции и разум своими произведениями: картинами, кинофильмами, спектаклями.
Социальная технология организует воздействие на человеческую деятельность путем ее алгоритмизации, разбивки на отдельные процедуры, операции, приемы[11]. Она поставляет политикам способы воздействия на общественное мнение в период выборов, руководителям предприятий – способы групповой выработки решений и контроля за ходом их выполнения, социономам – способы эффективного социального обслуживания клиентов. Заметим, кстати, что технология “каких-то три или четыре миллиона лет назад” стала такой же неотъемлемой собственностью человека, какой стало четыре миллиарда лет назад космически-планетарное остывание огненной оболочки шара, каковым тогда была планета Земля[12]. “Таким образом, – постулирует С. Лем, – на технологию можно сердиться, технологию можно не признавать, к процессу ее развития можно иметь претензии точно так же, как ненавидеть законы термодинамики или держать зло на гравитацию”[13]. Иными словами, писать против технологий научные труды или воспринимать их как зло – “все это несет в себе столько же смысла, сколько дисциплинарное бичевание моря за то, что оно поглотило корабли какого-то тирана”[14].
“Технология” – слово греческого происхождения и первоначально означало “искусство”, “мастерство”, “умение”. Традиционно данный термин применялся к неодушевленным предметам материального мира и означал совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства. По сути, речь шла о методах обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства. Поэтому многие специалисты социальной сферы не принимают данный термин, считая его искусственно перенесенным из технических наук. Так, шведские ученые Г. Бернлер, Л. Юнссон подчеркивают, что среди некоторых специалистов считается дурным тоном слишком много говорить о технике[15]. Однако анализ составляющих данного термина: techne и loqos (“путь” и “мастерство”, “искусство”) – позволяет вести речь о правомерности его применения к любой деятельности. Действительно, проектируя работу с клиентом, специалист уже занимается технологизацией, исключая экспромты и непродуманные действия. Причем в данном случае речь должна идти о социальных технологиях. В этой связи зададимся вопросом: почему некоторые технологии называются социальными?[16] Во-первых, они представляют собой продукт длительного отбора, проверки на пригодность в социальной организации общества; во-вторых, они отвечают на вопрос, как взаимодействуют люди в обществе, и поэтому входят в культуру, общественное сознание и дают универсальную характеристику состояния общественной жизни и самого человека. Именно в этом смысле поставил знак равенства между культурой и технологией известный ученый Э.С. Маркарян[17].
В современной науке представлено множество определений социальной технологии. Наиболее существенными, содержательными моментами этих определений являются следующие:
– социальная технология – это определенный способ достижения общественных целей;
– сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности;
– операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно;
– эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний;
– при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность
– социальная технология – элемент человеческой культуры, она возникает двумя путями: 1) вырастает в культуре эволюционно либо строится по ее законам; 2) как искусственное образование, главная функция которого – в соединении науки и практики.
Воспользовавшись данными характеристиками, под социальной технологией будем понимать методы воздействия на социальные субъекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей[18]. Заметим, что данный вид технологии известен давно. Еще в первобытном племени использовались определенные способы воздействия на психику человека с целью создания подходящего настроения для охоты, военных действий, совета или празднества. Как правило, такие технологии носили массовый характер, так как в играх, пениях, плясках и других ритуальных действиях участвовали все члены племени.
В России, как замечает В.В. Щербина, социальные технологии известны с 1613 года, хотя в науке это нашло отражение лишь с конца 30-х гг. ХХ века[19].
В систему социальных технологий входят политические технологии, технологии информационного и правового обеспечения функционирования общества, технологии экономического его функционирования и технологии духовно-культурного развития. Так, политические технологии призваны обеспечивать процессы административно-властного и самоуправленческого регулирования общественной жизни, в то время как технологии экономического функционирования общества включают в себя технологии обеспечения гарантий собственности и соблюдения обязательств в экономических отношениях, антимонопольные технологии и другие. Социальные технологии разнопланово воздействуют на субъекта. Это могут быть и агрессия, и разрушение, и летальный исход. Примеров такого манипулирования как индивидуальным, так и общественным сознанием, поведением людей множество. Это в корне противоречит сути социальной работы. Иными словами, понятие “технология социальной работы” уже, чем “социальная технология”.
Развитие социальных служб позволило оказывать давление на частную жизнь. Так появилась возможность сделать объектом общественного контроля психологические процессы, которые ранее считались сугубо личными. Обращенность социального работника к конкретным людям, группам лиц, пребывающих в трудной жизненной ситуации, которая порой быстро меняется, неопределенна, ставит его перед проблемой постоянного поиска наиболее оптимальных способов деятельности, направленных на восстановление нарушенных связей между этими людьми и социумом в целом или на предупреждение подобного рода нарушений. В этой связи априори ставятся следующие задачи:
1) разработка новых технологий социальной работы;
2) овладение этими технологиями;
3) обучение данным технологиям клиентов, насколько это возможно.
Этот процесс носит непрерывный, сложный характер, что связано с ростом и разнообразием клиентов социальных служб, появлением новых проблем социальной работы, совершенствованием процесса оказания социальной помощи.
На современном этапе развития науки понятие “технология социальной работы” используется в нескольких смыслах. Во-первых, как название учебной дисциплины общеобразовательного цикла основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 35 05 00 – “Социальная работа”. Данная дисциплина условно включает в себя два основных раздела: функциональные (общие) и частные технологии социальной работы. Тем и другим технологиям присущи определенные методы, способы реализации. Поэтому предметную основу изучения данного курса составляет совокупность функциональных и частных технологий с их основными методами[20].
Одной из важнейших задач учебного курса “Технология социальной работы” является ознакомление студентов со знаниями технологического характера, с навыками оказания профессиональной помощи нуждающимся, способами обеспечения оптимизации функционирования различных социальных объектов (субъектов). При изучении данной дисциплины необходимо опираться на знания таких наук, как социология, психология, медицина, педагогика, антропология.
Во-вторых, анализируемое понятие используется как обозначение совокупности взаимосвязанных способов и процедур профессионального воздействия на социальный объект (субъект) с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия[21].
2.Как подчеркивалось выше, социальных технологий множество, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни. Наличие этого множества технологий порождает потребность в их классификации. Анализ данных классификаций, определение содержания наиболее важных социальных технологий способствуют более обстоятельному рассмотрению специфики технологий социальной работы.
С точки зрения масштабности выделяют глобальные, региональные и локальные социальные технологии. Целью первых из них является решение общечеловеческих проблем, разновидностью их – технология глобального моделирования, например. Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений, в то время как локальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.
По степени новизны все социальные технологии можно подразделить на комбинаторные (т.е. доработанные, адаптированные к новым условиям) и радикальные (принципиально новые). Инновационные социальные технологии направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, приводящих к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. В отличие от инновационных, рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к изменениям.
В зависимости от характера воздействия социальные технологии можно подразделить на мягкие, принципиальные, корректирующие, реабилитационные.
По степени внедрения выделяют разработанные, адаптированные, внедренные, полностью используемые; внедренные, но используемые слабо; не внедренные.
По объекту воздействия социальные технологии можно подразделить на субъектные, деятельностные и средовые. Остановимся поподробнее на данной классификации социальных технологий. Что касается субъектных технологий, то они, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные, групповые, сферные и технологии на уровне общества в целом[22]. Среди индивидуальных социальных технологий особое место занимают методы самоорганизации, саморазвития, самозащиты, самообеспечения. Все их можно определить как персональный менеджмент. Задача специалиста – обучить клиента этим способам деятельности. Групповые технологии можно подразделить в зависимости от половозрастных, профессиональных, статусных признаков. Например, технологии трудоустройства бывших осужденных, трудотерапия людей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
Деятельностные технологии можно подразделить на: 1) направленные на улучшение деятельности организационных структур социальной работы (технологии управления, прогнозирования и т.п.); 2) направленные на совершенствование социальной работы как вида деятельности; 3) технологии, оптимизирующие деятельность социального работника (социальное консультирование, например); 4) технологии, улучшающие деятельность клиента (улучшение коммуникативных навыков, например).
Средовые социальные технологии можно определить как методы оздоровления окружающей среды, среды обитания человека: как природной, так и социальной. По сути дела, сюда входят технологии, способствующие достижению определенного статуса в обществе со всеми его характеристиками[23].
Наконец, социальные технологии можно классифицировать и с помощью ответа на ключевой с точки зрения становления социальной работы вопрос: “На стыке с какой научной дисциплиной получила развитие практика социальной работы?” По данному основанию все технологии социальной работы подразделяются прежде всего на социолого- и психолого-ориентированные, а также комплексные.
Таким образом, классификация социальных технологий способствует более глубокому постижению их сути, взаимосвязи с технологией социальной работы, более продуманному выбору тех из них, которые обеспечивают эффективность социономической деятельности.
3. Понятие “социальная технология”, подчеркнем это вновь, определяется и как деятельность, базирующаяся на использовании определенных способов этой деятельности. В этой связи она может быть описана как ряд этапов. Обычно в ней выделяют следующие три этапа:
1) теоретический, на котором определяется цель социальной поддержки, ее объект, с расщеплением последнего на составляющие и выяснением его социальных связей;
2) методический, для которого характерен выбор методов вмешательства, включая средства получения информации о клиенте, его ситуации, а также способы активизации клиента в контексте улучшения этой ситуации;
3) процедурный, связанный с организацией практической деятельности по оказанию помощи клиенту или по профилактике трудной жизненной ситуации.
Отметим, что теоретический этап – исключительной важности. На нем определяется цель вмешательства, от которой зависит как выбор методов, так и в конечном счете эффективность соответствующей деятельности. При определении цели крайне важно не только знание особенностей предметной области социальной работы, ситуации клиента, но и учет того, что цели должны быть достижимыми, конкретными, ясными.
При выборе методов вмешательства также рекомендуется руковод-ствоваться рядом правил. Обратим внимание на те из них, которые часто используются в социальной практике.
Во-первых, практическая применимость метода. Речь идет о том, что серьезным ограничителем при выборе метода может быть время. Например, метод требует времени, а его фактически нет. Недостаток квалифицированного персонала или слишком большое количество проблем, требующих решения, также могут стать тормозом в анализируемом контексте.
Во-вторых, стоимость используемого метода. Порой проблема решается на уровне интуиции профессионала, на основе прежнего опыта. Но некоторые методы требуют расходования внушительных средств.
В-третьих, достоверность метода: надо знать, сколь крупные ошибки в данном процессе являются допустимыми. Иначе говоря, при решении проблем следует руководствоваться не только оценкой ожидаемого результата, но и тем, насколько достоверна эта оценка, каковы предполагаемые предельные ее погрешности.
В-четвертых, стабильность решения, полученного с помощью данного метода. Если предполагается, что решение будет использоваться часто и на протяжении относительно долгого времени, то требуется его строгая стандартизация. При этом необходим и учет изменений, происходящих во внешней среде.
В-пятых, сбалансированность методов. Речь идет о необходимости использования на разных этапах вмешательства взаимно совместимых методов. Например, если на этапе выявления проблем клиента используются элементарные методы, то и на последующих этапах процесса обслуживания этого клиента не следует применить сложные способы вмешательства.
В-шестых, выход, получаемый при использовании метода, то есть его эффективность. Важно соотнести затраты, которые необходимы при использовании избранного метода, с ожидаемыми результатами[24].
4.Говоря об эффективности социальных технологий, подчеркнем, что, подобно любой технологии, социальная технология ни хороша и ни плоха сама по себе. Все зависит от того, как ее используют человеческая воля и рассудок. Если она предоставлена сама себе и развивается бесконт-рольно, то это ведет к укреплению власти меньшинства и диктатуре. Если же эту технологию постоянно контролировать и заставить служить добрым целям, если не технология господствует над человеком, а человек над технологией, то ее можно считать одним из самых великолепных достижений человечества[25]. Причем, как постулировал К. Манхейм, характер социальной технологии для общества более важен, нежели его экономическая структура или социальная стратификация. С ее помощью можно затормозить или изменить функционирование экономической системы, разрушить одни социальные классы и поставить на их место другие[26].
Нередко в качестве критериев эффективности социальной технологии предлагаются следующие: 1) простота (технология не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции); 2) гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке); 3) надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма); 4) экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной; 5) удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология оказывается бесполезной, если она неудобна для людей, которым предстоит с ней работать). Перефразируя К. Манхейма, скажем так: ясно, что принцип эффективности более или менее уместен в зависимости от характера различных задач. Так, на транспорте преобладает измерение эффективности во времени и затратах, в то время как в социальной работе измерение эффективности по затратам не имеет первостепенного значения. Более того, сам термин “эффективность” в высшей степени двусмыслен, поскольку невозможна ее оценка, если мы не уясним себе, “для чего эта эффективность”[27].
Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что реализация социальной технологии происходит в условиях социальной среды и требует ее учета. В каждой конкретной обстановке важно уяснить:
– цель реализации данной технологии;
– условия ее реализации;
– особенности и возможности клиента и помогающего ему специалиста.
В соответствии с целью и условиями осуществления социальной поддержки клиента осуществляется либо выбор из имеющихся технологий, либо ставится задача разработки новых способов вмешательства.
Темы рефератов
1. Современная дискуссия о понятии “технология социальной работы”.
2. Особенности деятельностного подхода к классификации технологий социальной работы.
3. Тема методов социальной работы в творчестве М.Э. Ричмонд.
4. Теория стадий изменения как научная основа технологии социальной работы.
5. Эффективность технологии социальной работы как теоретическая и практическая проблема.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково соотношение понятий: “технология”, “социальная технология” и “технология социальной работы”, с одной стороны, и “технология социальной работы”, “метод социальной работы”, “техника социальной работы” – с другой?
2. Какая из известных вам классификаций технологий социальной работы наиболее представлена в социономической деятельности?
4. Назовите основные формы технологии социальной работы.
5. Проанализируйте технологию социальной работы как процесс.
6. Будучи специалистом (социономом) социальной службы, какими принципами руководствовались бы вы при выборе технологии социальной работы с клиентом этой организации? Аргументируйте свой ответ.
Задачи и упражнения
1. Первоначальный смысл понятия “технология”, история использования данного понятия – достаточные основания недопустимости его применения в практике социальной работы, убежден А. Меллер. Разделяете ли вы точку зрения А. Меллера? Аргументируйте свою позицию в данном вопросе.
2. Гр. мetodos (“метод”) в переводе на русский язык – “путь к истине”, способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Можно ли данный тезис рассматривать как определение понятия “метод”? Дайте обоснование своей точки зрения.
3. К. Манхейм в “Диагнозе нашего времени” постулировал, что социальные технологии ни хороши, ни плохи сами по себе. Все зависит от того, как используют их люди. Можно ли рассматривать данное положение как основание для утверждения о том, что неэффективных социальных технологий не бывает?