Экологизация техники и технологии.
Основные понятия:экологизация, экологическая культура, экологическое сознание.
Решение экологических проблем возможно лишь путём экологизации различных сфер жизни. Экологизация -проникновение экологических идей во все сферы общественной жизни (Н.Ф. Реймерс). Экологизация является одним из важнейших требований современности. Она выступает одной из насущных потребностей нашего времени, её развитие призвано решить экологическую проблему как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях. Стремление к комплексному исследованию поведения природных систем – одна из наиболее характерных черт экологизации науки. Экологизация способствует преодолению конфликтов между познающей и преобразующей деятельностью человека
Задачи философии по экологизации техники:
1) Необходимость формирования экологической культуры и экологического сознания – понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя.
«Способность правильно использовать и регулировать мощь современного общества и означает «экологическую культуру» и «экологическое мышление» (Н.Н. Моисеев).
2) Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства.
Экология – это ростки нового мировоззрения, доказательство взросления человечества. Экологическое мировоззрение намного шире по своему нравственному содержанию конкретных целевых установок науки экологии. Его и надо прививать в первую очередь детям – поколениям, идущим в жизнь. Прививать тщательно, терпеливо, усилиями семьи и школы, на всех уровнях обучения ребенка, подростка, молодого человека. Соединение экологии с эстетикой могло бы, вероятно, дать здесь наибольший воспитательный эффект. Природа, красота, добро – всегда нераздельны.
3) Необходима реформа высшей школы, способной формировать гуманистически мыслящего и разумно действующего специалиста.
Экологическое мышление нашло свое отражение в четырех экологических законах, сформулированных Барри Коммонером:
1) Первый закон экологии: все связано со всем. Все явления, происходящие на планете, пространственно связаны между собой. Любой процесс, имеющий место в частных экосистемах планеты, так или иначе отражается на всей экосистеме Земли.
2) Второй закон экологии: все должно куда-то деваться. Земля приближается к такому моменту, когда ее экономика должна будет перейти на экономику замкнутой системы... в отличие от открытой экономики, где всегда обеспечен новый приток ресурсов и отток отходов.
3) Третий закон экологии: природа знает лучше. Все явления связаны во времени. Человек всегда должен помнить, что он принадлежит к человечеству, живущему не только в настоящем, но и в будущем.
4) Четвертый закон экологии: ничто не дается даром. Необходимо осознавать свое место во Вселенной, в пространственной и временной бесконечности.
Результатами экологизации сознания являются практические меры, к которым можно отнести следующие:
1. Создание инфраструктуры экологической службы: экологический мониторинг, службы слежения за состоянием почвы, атмосферы, гидросферы, биосферы (миграция химических элементов, изменение в биоте и т.п.).
2. Совершенствование правовых норм и механизмов в области охраны окружающей среды.
3. Переход от естественнонаучного экспериментирования над природой и обществом к глобальному моделированию экосистем на ЭВМ с целью прогнозирования экологического будущего.
- Экологизация техники и технологии:
· Необходимо осознать, что технический прогресс никогда не бывает автономным.
· Люди не должны немедленно воплощать вновь открытые технические возможности, не оценивая роли этого внедрения для природы в целом.
· Чтобы выжить, семимиллиардное человечество должно учитывать каждый компонент глобальной экосистемы.
· Экономически обоснованное планирование в мировом масштабе материалов, энергии, питания, ландшафта, климата и народонаселения может сделать землю пригодной для жизни, если человечество сумеет всесторонне «одомашнить» природу.
· Требуется бóльшая полнота наших знаний, мощный сдвиг в изобретательском искусстве человека, позволяющем осуществить новое искусственное ранжирование экосистемы.
· Сегодня необходимо организовать социальную и экологическую привязку науки и техники, например, за счет многоступенчато проводимых обсчета и оценки последствий применения техники. В тех случаях, когда эту оценку последствий оказывается невозможно осуществить, это должно служить поводом для того, чтобы воздержаться от использования непредсказуемой технологии.
5. Введение экологической проблематики в процессы обучения и подготовки научно-инженерных кадров, гуманитаризация их образования (см. след. параграф).
6. Объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения состоялась еще в начале XX в. Тогда, в ноябре 1913 г., в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды – «зеленые» («Гринпис»).
Основные проблемы, влияющие на экологию:
1) Проблема энергии. Существует зависимость между экологичностью и энергоемкостью: чем экологически чище производство, тем оно более энергоёмко. Поэтому уменьшение загрязнений и ресурсосбережение сплошь и рядом ведёт к росту энергопотребления. И, как итог, в будущем энергопотребление будет расти. Переход на использование атомной энергии решает экологические проблемы, связанные с выбросами, но создает угрозу новых Чернобылей и Фукусим. При повышении уровня надёжности вероятность аварий снижается, но никогда не достигает нуля.
2) Проблема регулирования народонаселения: связана со стремительным ростом численности населения в развивающихся странах (если в начале XX века население планеты составляло около 1,6 миллиарда человек, то на сегодняшний день – около 7,3 миллиарда). Это создает колоссальную нагрузку на планету в плане потребления ее ресурсов и загрязнения окружающей среды. Требуется серьезная коррекция: в первую очередь, демографическое просвещение и осуществление демографической политики (например, как в Китае – одна семья – один ребенок), введение «зеленых налогов» для тех, кто загрязняет среду, снижение потребления, комплексное рассмотрение хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей среды и пр.
Резюме: экологизация -проникновение экологических идей во все сферы общественной жизни. Экологическая проблема в ее глобальном масштабе - плата за технологический взлет человечества. Для решения этих проблем требуется сформировать экологическую культуру и экологическое сознание через систему воспитания и образования, а также следовать экологическим императивам, совершенствовать правовую и нормативную базу в области обеспечения экологической безопасности, осуществлять контроль за внедрением научно-технических разработок и инноваций, обеспечивать мониторинг технических и технологических объектов, решить проблему безопасной чистой энергии, регулирования народонаселения и пр.
§3. Гуманизация техники и гуманитаризация технического образования.
Основные понятия:гуманизм, гуманизация техники, гуманитаризация, антропогенная цивилизация, техногенная цивилизация.
Наука и техника ценны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они способствуют улучшению образа жизни людей, их духовно-нравственному развитию, гуманизации социальных связей и отношений.
Чисто прагматические, сциентистские ориентации ученых ныне дискредитировали себя, показали свою полную несостоятельность, стали просто социально опасными. Ученые несут ответственность за возникновение многих глобальных проблем, за ряд негативных последствий научно-технического прогресса. Сейчас гуманизация науки и техники приобретает императивный характер. Науке просто необходима гуманистическая парадигма. Она должна полностью обратиться к человеку, его существованию, выживанию и перспективам дальнейшего развития. Гуманизм – система взглядов, учение, согласно которому человек – высшая ценность мироздания, он обладает правом на развитие, творчество, свободу и достоинство.
Гуманизация техники –совершенствовании технического развития на основе гармонизации взаимоотношения техники и человека, гуманистических ценностей.
Основные аргументы в пользу гуманизации современной техники:
1) Эволюция техники тесно связана не только с ростом фундаментальных исследований в области естествознания, что исключает непосредственную ориентацию инженерного мышления на практический эффект, его техноцентризм, утилитаризм, инструментализм, но и должна явно учитывать культурные ценности, в которых создается и функционирует техника.
2) Сегодня ясно, что не слепое, а критическое отношение к техническому прогрессу в контексте культуры является условием выживания и развития человечества.
3) В современном обществе зреет понимание необходимости перехода от техногенной к антропогенной цивилизации – цивилизации, базирующейся на утверждении человека основной ценностью функционирования общества в целом и отдельных его подсистем. Без этого невозможно выживание и развитие человечества.
4) Тенденция автоматизации технической реальности, проективной деятельности человека, эскалация техногенного поля во все новые сферы бытия, глобализация негативных последствий технической деятельности, конфликты в выборе целей и средств развития социума остро ставят вопрос о гуманитарной коррекции инженерной деятельности.
5) В ситуации социально-политической и экономической нестабильности общества, когда на первый план выступает критерий эффективности функций политических и производственных структур, одним из немногих гарантов гармонизации отношения системы «человек – техника» выступает сфера образования и воспитания.
6) Основные проблемы современного образования:
· полный разрыв естественного, технического и гуманитарного знания,
· доминирование естествознания с прикладной ориентацией и прикладных наук,
· ломка классического варианта системы образования, ориентированного на включение человека в целостную духовную культуру и замена его прагматическими задачами,
· вооружение индивида набором интеллектуальных инструментов узкопрофессиональной деятельности,
· требования к технознанию, вступившие в противоречие с обладающим общественной значимостью критерием целостности специалиста.
Пути гуманизации и гуманитаризации технического образования:
1) Гуманитарный вектор образования инженера может быть проведен благодаря таким тенденциям, как:
· интегративные процессы, происходящие в технических и естественных науках,
· интенсивное развитие наук о человеке, способное блокировать отрицательные черты надличностной объективности научных знаний ради достижения гармонии человеческого и техногенного компонентов цивилизации.
· насыщение образования гуманитарными ценностями из внетехнической сферы – из науки, философии, этических и эстетических концепций и др. Данный процесс называется гуманитаризацией – соединением научного знания по общественным и специальным дисциплинам с нравственно-гуманистической подготовкой человека. Гуманитарные науки – не придаток образовательных программ, их цель – формирование свободной, мыслящей и ответственной личности.
· естественное соединение технического знания и гуманитарных ориентаций может быть достигнуто нацеливанием процесса образования на обладание фундаментальностью и широтой профессионального мышления, духовной культурой как органической целостностью, на формирование в специалисте интеллекта в подлинном смысле этого слова, человека с повышенным чувством этической и социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности.
2) Необходимо наполнить новым содержанием такое нравственное понятие, как «мера ответственности», с которым человек технического труда подходил бы ко всему окружающему. Требуется расширить из моральных соображений концепцию ответственности, не исключая ориентированную на прошлое ответственность за результат действия.
3) В техническом развитии должна быть свобода выбора, ибо проблема приобретает нравственный смысл лишь там, где есть диалектика интересов, где есть возможность выбора. При этом субъектом выбора должна быть не организация, проектный институт или министерство, которое оценивает с точки зрения экономической выгоды, а широкая общественность, информированная о тех альтернативах, в настоящее время поддающихся учету.
Резюме: позитивное развитие общества не возможно без гуманизации техники и всей техносферы–совершенствования технического развития на основе гармонизации взаимоотношения техники и человека, гуманистических ценностей. Для этого необходимо осуществить переход от техногенной к антропогенной цивилизации – цивилизации, базирующейся на утверждении человека основной ценностью функционирования общества в целом и отдельных его подсистем. Следует отказаться от бездушной, слепой, прагматической ориентации на техницизм и технократизм, но учитывать культурные ценности, в которых создается и функционирует техника. Необходима настоящая, а не фиктивная гуманитаризация образования, включающая в образовательные программы гуманитарные науки не «в довесок», а ради нравственно-гуманистической подготовки личности, выработки в человеке понимания своей ответственности перед будущими поколениями.