История формирования научно-технической политики.
1. Первые попытки формирования принципов научно-технической политики общества обнаруживаются в Германии в 20-е годы ХХ в. Здесь были предприняты определенные усилия в области комплексного изучения социально- экономических условий и факторов научно-технического развития. Так, в 1921 г. при участии государственных органов, предпринимательских структур и научно-технических союзов был создан "Имперский попечительский совет по рентабельности индустрии и ремесла", который был должен содействовать техническому развитию и рационализации производства. Следует отметить, что для практической постановки задачи оценки и контроля последствий технического развития очень большое значение имел опыт разработки программ экономического восстановления и научно-технической деятельности.
2. В России работа в этом направлении началась ещё в ходе Первой мировой войны в рамках Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС). Однако первым в мировой истории государственным планом развития народного хозяйства, ориентированным на комплексное решение социально-политических и научно-технических проблем, стал разработанный после Октябрьской революции план ГОЭЛРО. При разработке плана ГОЭЛРО использовались такие методы, как экспертные оценки ресурсов и потребностей страны, социально-экономических условий и тенденций научно-технического развития, математическое моделирование и составление материальных и стоимостных балансов. Таким образом, в плане ГОЭЛРО были предвосхищены многие подходы и методы, получившие широкое распространение в научно-техническом прогнозировании и планировании после Второй мировой войны.
3. В новых послевоенных условиях идеи подобного рода развивает доклад Ф. Д. Рузвельта «Технологические тренды и государственная политика; социальные импликации новых изобретений» – первая попытка консультирования политических инстанций в отношении основных тенденций и последствий технического развития. Этот доклад, в целом отвечавший идеологии «Нового курса», делал основной упор на поиск новых технологий, которые способствовали бы экономическому росту, но при этом исключали возникновение технологической безработицы. Суть «Нового курса», так называемая политика технологического толчка, исходила из того, что приоритетные направления развития науки и техники определяло государство, обладая для этого необходимыми материальными ресурсами, экспертизой и информационным обеспечением. Этот вариант исходит из наличия научно-технических и социально-экономических проблем и предусматривает для их решения разработку различных государственных программ, крупных капиталовложений и других прямых форм государственного участия. Подобного рода политика находилась на вооружении правительства США в 40-50-х годах ХХ в. в период расцвета «большой науки», когда, по существу, были созданы получившие впоследствии широкое распространение новые технологические направления в области электроники, создания ЭВМ, средств связи, авиастроения. Такая стратегия в различные периоды была характерна для Франции и Великобритании. В этих условиях учёные, соответственно, оказывались в тесном контакте не только между собой, но также с политиками, государственными чиновниками, представителями индустрии, а также, главным образом в странах Запада, с представителями общественности и средств массовой информации. Такое многостороннее взаимодействие давало возможность некоторым учёным влиять на принятие решений при помощи «вненаучных» рычагов – средств массовой информации, общественных организаций и тому подобных.
4. В 40-е и 50-е годы главной темой публичной активности ряда выдающихся учёных была угроза новой мировой войны с применением ядерного и термоядерного оружия (манифест Рассела-Эйнштейна, Пагуошское движение и т. д.). Позднее в число приоритетных направлений общественной активности учёных вошли проблемы техногенного воздействия на окружающую среду и исчерпания натуральных ресурсов. В последующем в истории цивилизации появляются новые направления и формы осуществления научно-технической политики.
Научно-техническая политика реализуется через специальные управленческие структуры, которые занимаются прогнозированием и экспертизой:
- ФРГ: Комиссия по оценке технологий,
- Франция: Парламентское управление по вопросам отбора в области науки и техники,
- США: Управление по вопросам оценки технологий.
- Евросоюз: Европейское парламентское управление по вопросам оценки приоритетов и выбора в области науки и техники.
Возросший интерес к долгосрочному научно-техническому прогнозированию и определение приоритетов в стратегических направлениях государственной инновационной политики обусловило разработку соответствующих программ. Так совет по вопросам научной политики Финляндии объявил о значительном расширении НИОКР, начиная с 80-х годов ХХ в., Министерство образования и науки Нидерландов составило предварительные планы проведения НИОКР, Национальный научно- исследовательский совет Исландии подготовил план прикладных исследований в координации с университетскими структурами до конца 90-х годов и на более длительную перспективу. В Швеции закон о политике в области исследований, принятый в 1982 г., предусматривает создание планов в области НИОКР и их рассмотрение в парламенте. Национальный совет по науке и технике Ирландии разрабатывает пятилетние планы, в которых обусловлена необходимость сближения экономической и научной политики.
Резюме:Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» регулирует научно-техническую политику в РФ. Он определяет цели научно-технической политики: развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования и пр. Основными принципами научно-технической политики РФ являются: общественное обсуждение приоритетных направлений развития науки и техники; гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований; интеграция науки и образования в вузах; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности, международного научного и научно-технического сотрудничества.