Противоречия техногенной цивилизации и пути их решения.
Основные понятия:техногенная цивилизация, глобальные проблемы, глобальная этика, коэволюция, устойчивое развитие, экологическая политика, экологическая безопасность.
Техногенная цивилизация в своем развитии привела к ряду проблем и противоречий.
Противоречия техногенной цивилизации:
1. Глубочайшие глобальные кризисы (экологический, энергетический, демографический и т. д.).
2. Обеднение духовной жизни человечества, выдвижение в центр внимания людей заботу о материальном комфорте, который создает техника. Техника унифицирует, стандартизирует условия жизни людей, уничтожает национальное своеобразие культур, а вместе с тем - и свойственные народам особенности их духовной жизни. В результате духовная культура вырождается и умирает.
3. Социальные связи становятся анонимными, происходит «конец социального», т.е. распадение социального взаимодействия, атомизация общества (термин Ж. Бодрийара).
4. С одной стороны, превращение людей в простые функции, орудия эффективной экономической деятельности (зависимость от императивов технологии и экономической эффективности), с другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободной деятельности.
5. Трансформация природы человека, изменение хода эволюции на Земле (генная инженерия, биотехнологии).
6. Рост материального благосостояния в ущерб духовным потребностям.
7. Возможность техногенных катастроф, угрожающих обществу и природе.
Пути решения противоречий техногенной цивилизации:
1. Поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров в различных областях человеческой культуры - в философии, искусстве, религиозном постижении мира, в науке: выработка фундаментальных оснований человеческого бытия, новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества, пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека.
2. Осознание нашей ответственности за сохранение природы и существование человечества, изменение нашего отношения к окружающей человека сфере жизни на Земле.
3.Разработка экологической этики (Б. Калликотт, Р. Атфильд, Ф. Метьюэ, Б. Дивол и Д. Сеженс), в рамках которой наиболее радикальные направления провозглашают отказ от идеала господства человека над природой. Однако возврат к традиционалистскому типу развития невозможен. Он мог обеспечить жизненными благами лишь небольшое население земли, без современных технологий невозможно даже минимальное жизнеобеспечение населения планеты. Кроме того, не следует забывать, что бережное отношение к природе, благоговение перед ней в традиционных культурах сопрягалось с определенным пренебрежением к человеку, жизнедеятельность которого в шкале ценностных приоритетов была как бы на вторых ролях.
4.Разработка экологической политики как основы экологической безопасности.
5. Глобальная этика – понятие, обозначающее способность к конвергенции мировых культур. Это сложная, открытая, неравновесная, динамичная система, включающая взаимоотношения человек-природа-общество. Она является точкой отсчета реальной попытки диалога, понимания между Востоком и Западом, между культурными и религиозными традициями.Глобальная этика – это новое гуманистическое мировоззрение, динамично развивающееся, вбирающее в себя универсальный консенсус этического плюрализма культур, религий, науки, образования, экономики, политики и т.д.
6. Путь расширяющегося окультуривания природной среды (В.С. Степин). В этом процессе важную роль будут играть не только природоохранные меры, направленные на сохранение тех или иных естественных локальных экосистем, но и искусственно созданные биогеоценозы, обеспечивающие необходимые условия устойчивости биосферы. Вполне возможно, что в этом благоприятном для человечества сценарии окружающая нас природная среда все больше будет аналогичной искусственно созданному парку или саду и уже не сможет воспроизводиться без целенаправленной деятельности человека.
Многие из этих подходов образуют основу для концепции коэволюции – совместной эволюции природы и человека, а также концепции устойчивого развития.
Концепция устойчивого развития.
Свое распространение данный термин получил после доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию, где указывалось, что человечество должно придать развитию устойчивый характер, то есть: «… обеспечить долговременный поступательный прогресс человечества». На Конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) отмечалось: «Мы принимаем историческую необходимость и нравственную обязанность сформировать новую модель развития (модель движения вперед), в которой благополучие всех и сохранение окружающей среды были бы обязательно синонимами». Первыми идею устойчивого развития выдвинули экономически успешные страны, и это не случайно. Разрушив свои собственные природные экосистемы, они раньше других осознали те экологические последствия, которые несет остальному миру попытка повторить их путь.
Устойчивое развитие - комплексное развитие человеческого общества, которое на основе принципов целесообразного существования, рационального природопользования, экономической эффективности и социальной справедливости предоставляет экологические, экономические и социальные услуги всем членам сообщества, поддерживая при этом природно-экологическую, социально-экономическую и жизнеобеспечивающую системы в стабильном состоянии и служит целям удовлетворения нормальных духовных и материальных потребностей нынешних и будущих поколений людей.
Основные принципы концепции устойчивого развития:
1. Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.
2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.
3. Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попросту невозможно. Одна из главнейших причин возникновения экологических и иных катастроф - нищета, которая стала в мире обычным явлением.
4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии.
5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли.
Критерии устойчивого состояния:
• полезность (или потребление) не снижается с течением времени;
• ресурсы управляются таким образом, что сохраняют производственные возможности для будущего;
• запас природного капитала не сокращается с течением времени;
• ресурсами управляют таким образом, чтобы поддерживать устойчивый доход услуг, оказываемых ресурсами;
• обеспечиваются минимальные условия поддержания устойчивости экосистем во времени.
Озабоченность устойчивостью состояния возникает из этической заботы о будущих поколениях, а также из признания тех фактов, которые означают, что такая забота должна быть включена в текущий процесс принятия решении
вследствие, например, использования в производстве невозобновляемых ресурсов. Если бы мы не заботились о будущих поколениях, тогда вовлечение в производство невозобновляемых ресурсов не требовало бы какого-либо особого внимания в текущем процессе принятия решений. Равно как, если бы ничего из
того, что мы сейчас делали, не имело никакого значения для будущих поколений, несмотря на этическую заботу о них, не было бы никакой необходимости думать о них при текущем планировании и принятии решений.
Резюме:развитие техногенной цивилизации привело не только к прогрессу, но вызвало ряд проблем и противоречий, среди которых глобальные проблемы человечества (экологические, демографические, проблема войны, ядерной угрозы, социального неравенства и пр.). Трансформируется внутренний и духовный мир человека, его природа, все чаще и чаще возникают рукотворные техногенные катастрофы. Способами решения этих проблем является создание глобальной и экологической этики, основанной на гуманизме, ответственности в отношении природы, другого человека, всего общества и цивилизации. Разрабатываются принципы экологической политики и экологической безопасности. Предлагается и путь коэволюции – совместной эволюции человека и природы, а также концепция устойчивого развития.
§4. Понятие, формы технологического детерминизма.
Основные понятия:технологический детерминизм, технофобия, технологический «эвдемонизм», технологический «алармизм».
Начало XX в. было ознаменовано идеей прогрессивного развития общества, согласно которой развитие науки и техники определяет социальный прогресс в целом. Данное направление получило название «технологический детерминизм», который корнями уходит в эпоху Просвещения, к идеям, высказанными Ф. Бэконом, А. Сен-Симоном. В связи с этим появилось некоторое количество разных концепций «индустриального», «постиндустриального», «информационного» общества Э. Тоффлера, Д. Бэлла, З. Бжезинского, в которых техника выступает в качестве «интегрирующего» механизма, определяющего развитие экономической, политической, социальной и духовных сфер жизни общества.
Технологический детерминизм - теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур.
Технологический детерминизм включает в себя следующие постулаты:
1) техника обладает "автономией развития" - как в смысле собственной логики развития, так и в смысле независимости от социокультурного контроля;
2) развитие техники понимается как прогресс (и в том плане, что все без исключения технические новации прогрессивны, и в плане исчерпанности социального прогресса как такового прогрессом техники);
3) развитие техники носит эмерджентный характер (англ. to emerge - внезапно возникать), т.е. не испытывает никакого влияния извне, со стороны других социальных феноменов, — напротив, выступает финальной детерминантой всех социальных преобразований и культурных модификаций.
Формы технологического детерминизма:
1.Технологический «эвдемонизм» (от греч. слова «eudaimonia» — «блаженство») направление, фактически элиминирующее все негативные последствия технической деятельности человека и поэтому в техническом прогрессе видит одни только позитивные моменты.
2.Технологический «алармизм»(от фр. слова «alarmiste» — «беспокойство», «тревога») – направление, не видящее в прогрессе ничего позитивного, сводящее его к одним только негативным последствиям.
В философии техники существует методологическая установка, противостоящая технологическому детерминизму и основывающаяся на идее: наряду с техникой, важными детерминантами исторического процесса выступают факторы социально-политического, экономического и экологического порядка (Г. Рополь, С. Карпентер), а сама техника в своем развитии детерминирована воздействием со стороны эволюции социально-экономических структур (А. Гелен, Ю. Хабермас).
Концепции технологического детерминизма:
Появление во второй половине XX в. огромного количества социально-экономических, социолого-политических концепций, опирающихся на технологический детерминизм, объясняется тем, что они выполняют не только идеологическую, но и практически-политическую и прогностические функции. На основе этих концепций производятся частные и общие рекомендации, которые дают возможность определенным образом рационально корректировать социальные процессы, смягчая социальные противоречия. Прогностическая функция концепций технологического детерминизма, которая заключается в предвидении направлений и путей развития определенной сферы социальной жизни, активно используется для выработки социальных программ и социальной политики.
На основе концепций технологического детерминизма определяются социальные нормы, даются оценки происходящих процессов и явлений, происходит поиск средств и методов влияния на духовную жизнь общества, разрабатываются модели будущего рационально функционирующего общества. Некоторые концепции технологического детерминизма не лишены утопических и откровенно консервативных идей относительно желаемого будущего.
Направления технологического детерминизма:
1. Ортодоксальное направление (В. Гибсон, Д. Белл, Г. Кан): осознают необходимость адаптации социальной системы к новым вызовам НТР и стремятся выработать курс, который способствовал бы формированию будущей технической цивилизации.
2. Либерально-реформистское направление (Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, С. Рамо и др.): пытаются через реформы улучшить современное общество в соответствии со своими идеалами. Они считают, что источник власти – это сплав знаний и опыта, который олицетворяет технократию.
3. Демократически-просветительское направление (А. Тоффлер, Г. Сиборг, Дж. Пассмер и др.): полагают, что в будущем развитая технология будет служить основой прогресса, поэтому считают абсурдом переводить на технику вину за социальное бедствие.
4. Антитехнистическое направление (научно-техническая интеллигенция, Ч. Рейче): выражает социально-критическую позицию в отношении развития техники.
Резюме:технологический детерминизм - теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Данная установка строится на признании за техникой статуса автономного развития, ее прогрессивности, эмерджентного характера, влияния техники на все социальные преобразования и культурные модификации. Формами технологического детерминизма является технологический «эвдемонизм» (видение в технике только позитивных моментов) и технологический «алармизм» (установка, видящая в технике только негативные последствия). Все направления технологического детерминизма делятся на ортодоксальные, либерально-реформистские, демократически-просветительские и антитехницистские.