Философские концепции происхождения техники.
Основные понятия:антропология техники, постав, технэ,техносистема, религия машины.
Одной из важнейших тем философии техники является обсуждение проблемы происхождения и назначения техники, ее смысла. В связи с этим можно выделить наиболее интересные концепции (их обзор был частично дан в Теме 1).
1) Эрнест Капп, немецкий философ техники: полагает, что орудия и оружие – это продолжение (проекция) человеческого организма, органов. Человек в технике бессознательно воспроизводит самого себя. Форма орудия исходит из формы соответствующего органа. Например, железная дорога воспроизводит систему кровообращения, телеграф – нервную систему. Множество технических устройств создано по прототипу функционирования руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец – прообраз крючка, горсть руки – чаша, ковш экскаватора. Человек не только бессознательно воспроизводит свои органы, но и познает затем сам себя, исходя из этих искусственных созданий. До Каппа никто не применял такого рода теории к технике. Эта концепция – одна из первых в ряду версий технологической антропологии.
2) Ф. Дессауэр, немецкий философ техники:интересовался проблемой происхождения техники и ее сущности. Общая ссылка на «природную душу» не удовлетворяла философа, он не соглашался с тем, чтобы рассматривать технику как простое применение законов природы. Разумеется, техника, связанная с законами природы, не может не считаться с ними, то есть не может выйти за их пределы. В технике обнаруживается какой-то автономный смысл. Она служит воплощением иных установлений. Сущность техники, с его точки зрения, проявляется не в промышленном производстве (которое лишь воспроизводит в массовом порядке результаты открытий и изобретений) и не в технических устройствах как таковых (которые лишь используются потребителями), но в самом акте технического творчества. Анализируя акт технического творчества, Дессауэр приходит к выводу, что оно осуществляется в полной гармонии с естественными законами и при «подстрекательстве» со стороны человеческих целей; эти законы и цели являются необходимыми, однако недостаточными условиями изобретения. Артефакты (т.е. технические устройства), которые предстоит изобрести, нельзя обнаружить в мире явлений; для этого разум должен перейти границы опыта и устремиться к трансцендентальным «вещам-в-себе», которые соответствуют техническим объектам. Дессауэр постулировал существование неких верховных, предусмотренных технических идей, которые не рождаются в человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи, по его мнению, не что иное, как мысли Бога, проявление светлого разума творца. Предмет техники может существовать материально, но он может обнаружить себя и в мире идей, в области «возможного бытия». «Первоначальным бытием» предмета техники является его «возможное бытие» как идея Бога, а конечной ступенью – познанное бытие. Признавая обусловленность техники природными предпосылками, Дессауэр, тем не менее, отвергал существование исторических, общественных факторов в оценке генезиса и развертывания техники. Она рассматривалась им как самостоятельный феномен, имеющий неизменную специфику. Когда мы говорим о технике, утверждал он, как о целостности, то имеем в виду нечто постоянное, непреходящее, небренное, находящееся вне течения времени. Говорить о прогрессе техники, по его мнению, можно только относительно единичных объектов техники. Дессауэр не считал автоматизацию новым явлением технического прогресса. Напротив, он полагал, что она планомерно развивается с древних времен, будучи неизменным результатом действия вечных законов самой техники. Природу изобретения Дессауэр трактует в духе неотомистской философии, как реализацию человеком божественной идеи. Техническое творчество предполагает встречу человеческого сознания со сферой «пред-данных решений технических проблем». Изобретение не есть просто выдумка, произвольный продукт человеческого воображения. Оно формирует условия для материального воплощения трансцендентальной реальности (для «существования сущности»), олицетворяет реальное бытие идей. Техника понимается Дессауэром как становление высших возможностей бытия посредством людей. Развиваемая этим философом трактовка моральной значимости техники не ограничивается соображениями практических выгод и пользы. Создание техники, по Дессауэру, соответствует кантовскому категорическому императиву или божественной заповеди. Современная техника не должна восприниматься как средство облегчения условий человеческого бытия – она есть «участие в творении», «величайшее земное переживание смертных». Техника создается людьми, однако ее могущество превышает все их ожидания. Дессауэр считает, что автономные последствия, преобразующие мир, свойственны только технике и что это свидетельствует в пользу взгляда на технику как на трансцендентную моральную ценность.
3) М. Хайдеггер: рассматривает проблему техники в онтологическом (бытийном), а не инструментальном смысле. Он отвергает традиционные определения техники как нейтрального средства в руках человека. Анализирует греческий термин «технэ», видя в нем значение произведения искусства, а не только ремесла. В этом значении техника – вид раскрытия потаенного, тайного, еще не случившегося. Т.е. техника – важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Современная техника иная: она связана не с раскрытием тайн бытия, а с производством, воспроизводством, увеличением производительности, массовостью. Природа, бытие через технику становятся на службу. Современная техника идет по новому пути использования земных ресурсов — она экстрагирует накопленную энергию в виде каменного угля, затем преобразовывает его в электрическую энергию, которая в свою очередь, может быть накоплена, а затем использована для дальнейшего распределения по человеческим потребностям или применена по воле человека. “Высвобождение, преобразование, накопление, распределение и коммутирование (переключение) — таковы пути технических открытий“, характерные для современного развития техники. Более того, какая-нибудь электростанция редко вписывается в естественный ландшафт или дополняет его. Огромные дамбы пересекают каньоны и пороги больших рек. Атомные электростанции не только загрязняют окружающую среду выделяемыми ими теплом и радиацией. Их строительств вызвано нуждами городов, а внешне их очертания зависят только от научных и математических расчетов, поэтому все они похожи друг на друга и в таком виде как бы накладываются на любой ландшафт независимо от его характера. Электростанция (современная техника) отличается от техники прежней (например, ветряной мельницы) тем, что первая встраивает в себя реку, а вторая – подстраивается под естественные ландшафты.
На место уникальной вещи наподобие изготовленного гончаром глиняного горшка современная техника порождает мир, который Хайдеггер называет Bestand (“резервы на длительное время“, “запасы“) — объекты, готовые для продажи. Мир современных артефактов всегда готов и пригоден для всяческого манипулирования, употребления или выбрасывания. Современную технику Хайдеггер определяет как постав – добычу, а не осуществление через технику открытия тайны бытия. Постав – это свободное потребительское распоряжение природой, человеком. Человек, таким образом, теряет путь к себе, сам становится средством, поставом. Но в то же время вбрасывание человека в потребительское существование, в распоряжение миром через технику, сама техника бросаем ему вызов, заставляет задуматься о подлинном назначении. Сущность современной техники ставит человека на путь открытия бытия, возвращает к подлинному творчеству.
4) Н. Бердяев: власть техники неразрывно связана с капитализмом. Эта власть родилась в капиталистическом мире, а сама техника стала наиболее эффективным средством развития капиталистической системы хозяйства. При этом коммунизм перенял от капиталистической цивилизации ее беспредельный гипертехницизм, и создал религию машины, которой он поклоняется как тотему. Тем самым обнаруживается глубокое внутреннее родство между атеистической верой коммунизма и безрелигиозностью современного мира.
Бердяев полагал, что господство техники открывает новую ступень действительности: «новая реальность», воплощением которой является машина, по своей сути отличается от природной как неорганической, так и органической реальности. Специфический характер реальности, созданной машинной технологией, виден в том воздействии, которое последняя оказала, с одной стороны, на жизнь человека, а, с другой, – на окружающую среду. Это воздействие является результатом нового типа организации, которую Бердяев называл «техносистемой» и рассматривал как некий рыхлый агломерат экономических, промышленных и технологических ассоциаций, распространяющих свое влияние на весь мир. Различные элементы техносистемы не имеют общего управления, действуя отчасти в конкуренции, а отчасти – в кооперации друг с другом. Ими руководят не столько конкретные личности, сколько с трудом опознаваемые анонимные и безличные управляющие силы. Деятельность техносистемы ведет к интеграции и унификации в масштабах земного шара различных укладов жизни, человеческих ожиданий и потребностей. Именно в этом смысле можно, по Бердяеву, рассматривать техносистему как «новую ступень действительности».
Таким образом, современная техника, и, прежде всего, техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.
Резюме:существуют различные концепции о происхождении, роли и назначении техники. Одной из самых интересных является антропологическая концепция Э. Каппа, который полагал, что техника создается, исходя из проекции человеческих органов (ковш экскаватора – рука, крючок – согнутый палец, система железнодорожных путей - кровеносная система). Человек бессознательно в технике воспроизводит себя. Концепция философии техники поставила вопрос о