Особенности средневекового развития техники:
1) Технические успехи Средневековья стали возможными в результате использования и развития изобретений и открытий, пришедших в Европу с Востока в самом начале нашей эры.
2) Оторванность техники от науки. Наука в средние века носила абстрактный, оторванный от практики характер.
3) В практической деятельности произошли радикальные технико-технологические изменения.
4) Применение новой системы агротехники, ориентированной на более интенсивное ведение хозяйства, имело своим следствием «инновационный взрыв», сопровождавшийся освоением новых технологий: на смену легкому плугу, который использовался в средиземноморских районах с очень теплым, сухим климатом, с легкими почвами, не нуждавшимися в глубокой вспашке, пришел тяжелый колесный плуг, предназначенный именно для глубокой вспашки; вводилось боронование. Помимо колесного плуга в сельском хозяйстве произошло внедрение более совершенной упряжи для лошадей, водяных и ветряных мельниц для помола зерна и просеивания муки. Водяной привод стал применяться в кузнечном, сыромятном, сукновальном и других ремеслах.
5) В хозяйственной и культурной жизни стали использоваться различные механические устройства (часы, подъемники и пр.).
6) Средневековая Европа ввела в обиход морской компас, порох и пушку, что привело к развитию науки. Полет пушечного ядра в воздухе должен был послужить толчком к новому изучению динамики, к созданию новой и более всеобъемлющей механики, возродить интерес к теории импульса. А изготовление пороха привлекло внимание физиков и химиков к объяснению взрыва пороха, в целом к процессу горения.
В целом технологизация средневекового производства привела к повышению социального статуса инженерии, механических искусств. Такое уважительное отношение к деятельности изобретателей и инженеров, а вместе с тем и вообще дух изобретательности и предприимчивости, со временем вышел за стены монастырей и проник в светскую жизнь. Основным носителем этого духа стали городские ремесленники.
5. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.).
Особенности развития техники в эпоху Возрождения:
1) Новое понимание человека как свободного мастера, поставленного в центр мира.
2) Новое понимание природы: на место Божественных законов постепенно становятся природные, на место скрытых Божественных сил, процессов и энергий – скрытые природные процессы, а природа сотворенная и творящая превращается в понятие природы как источника скрытых естественных процессов, подчиняющихся законам природы.
3) Необходимым условием деятельности человека, направленной на использование сил и энергий природы, является предварительное познание "законов природы".
4) Органическая связь технического творчества с художественным. Изобретатель, мастер, художник, архитектор, ученый - профессии, в эпоху Возрождения часто неразделимые.
5) Повсеместное использование ручных прялок с приводом от колеса, водяных колес, мельниц, часов.
6) Изобретение книгопечатного станка Иоганном Гуттенбергом.
7) Изобретение телескопа, микроскопа, ртутного барометра.
8) В развитии военной техники можно отметить появление в первой половине XVI в. мушкетов (ружья с курком, снабженным тлеющим фитилем), изобретение пистолета. При этом повышенный спрос на новые виды оружия привел к быстрому развитию металлургии, а значит - к увеличению добычи железной, медной и оловянной руд. Интенсивнее стала развиваться металлургия и горнодобывающая промышленность. Создавались и усовершенствовались машины, применявшиеся в горнорудном деле.
6. Эпоха Нового времени (XVII-XIX вв.).
Особенности развития техники в эпоху Нового времени:
1. В эпоху Нового времени технологический прогресс, научный прогресс, технический прогресс становится важнейшим для прогресса человеческого общества.
2. Радикальные изобретения и инновации, которые привели к созданию машинного производства.
3. Освоение новых видов энергии и создание парового двигателя (Д. Папен, Т. Севери).
4. Разработка и внедрение новых производственных технологий.
5. Сближение науки и промышленного производства.
6. Связь техники с классическим естествознанием: галилеевский эксперимент подготовил почву для формирования инженерных представлений, например, представления о механизме. С работ Гюйгенса естественнонаучные знания (механика, оптика и др.) начинают систематически использоваться для создания разнообразных технических устройств (например, часов с маятником).
7. Формирование основных видов инженерной деятельности (XVIII, XIX и начало XX столетия):
1) Изобретательская деятельность - полный цикл инженерной деятельности, при котором изобретатель устанавливает связи между всеми основными компонентами инженерной реальности – функциями инженерного устройства, природными процессами, природными условиями, конструкциями (при этом все эти компоненты находятся, описываются, рассчитываются).
2) Конструирование – это неполный цикл инженерной деятельности: связи между основными компонентами инженерной реальности уже установлены в изобретательской деятельности. Задача конструирования иная – опираясь на эти связи, определить (в том числе и рассчитать) конструктивное устройство инженерного сооружения. Конструирование – это такой момент создания инженерного объекта, который позволяет инженеру, с одной стороны, удовлетворить различные требования к этому объекту (назначению, характеристикам работы, особенностям действия, условий и т.д.), а с другой – найти такие конструкции и так их соединить, чтобы обеспечивался нужный естественный процесс (с нужными параметрами), чтобы этот процесс можно было запустить и поддержать в инженерном устройстве. И изобретение, и конструирование, и входящие в них расчеты нуждались, с одной стороны, в специальных знаковых средствах инженерной деятельности (схемах, изображениях, чертежах), с другой – в специальных знаниях. Сначала это были знания двоякого рода – естественнонаучные (отобранные или специально построенные) и собственно технологические (описания конструкций, технологических операций и т.д.). Позднее естественнонаучные знания были заменены знаниями технических наук.
3) Инженерное проектирование: в проекте без обращения к опытным образцам имитируются и задаются функционирование, строение и способ изготовления инженерного устройства (машины, механизма, инженерного сооружения).
8. Развитие технического знания. Его основатели - «философствующие инженеры» - Э. Гартиг, И. Бекманн, Фр. Рело и др. Выдающиеся организаторы промышленности, практические инженеры, они пытались показать особенности инженерного мышления, концептуализировали современные им технологические и технические знания.
7. Этап научно-технической революции(с XX века). Научная и технико-технологическая сферы человеческой деятельности вышли за рамки отдельных государств и регионов и приобрели международный характер.