Формирование предпосылок научного мышления и опытной науки в культуре средневековья и Возрождения.
Основные понятия:схоластика, догматизм, номинализм, теоцентризм, телеологизм, алхимия, теология, Бритва Оккама, квадриум, диспут, принцип совпадения противоположностей, коперниканский переворот, гелиоцентрическая система мира.
Эпоха Средневековья и Возрождения также стали следующими важными этапами для рождения новоевропейской науки. Зачастую недооценивают вклад средневековой культуры в процесс становления научного знания, полагая эту эпоху темными, мрачными временами. Существуют две основные возможности рассматривать средневековье:
1) как развитие идей аристотелевской физики (античной науки),
2) как формирование предпосылок Новоевропейской науки.
Необходимо пытаться увидеть эти два направления как взаимодополняющие. В этом смысле основной акцент должен делаться на «синтез» античных представлений и элементов теологической доктрины, а также на вопрос о том, как меняется в связи с этим смысл базовых научных понятий в Средние века. Благодаря такому синтезу, более или менее органичному в отношении каждой конкретной темы (движение, качества, пространство, бесконечность, наблюдение, искусственное и естественное и т.п.), средневековая наука может быть рассмотрена в качестве автономного образования по отношению к предыдущей (античной) и последующей (новой) эпохам европейской учености.
Сущностные черты средневековой науки:
1) Стремление к всеохватывающему, комплексному рассмотрению предмета, получению всестороннего знания о нем, пускай даже в ущерб однородности и систематичности (стремление к систематизации и классификации, компиляции).
2) Господство теоцентризма – представления о Боге как о единственной подлинной реальности и телеологизма - принципа, согласно которому все целесообразно (все существует по промыслу Бога).
3) Изменение отношения к творчеству и творению: христианский догмат о Творении сыграл определяющую роль в изменении отношения к творческой деятельности. Именно идея творчества и свободы, заложенная в христианстве, стала идейной основой науки в собственном смысле слова.
4) Господство схоластики – рационалистического обоснования и доказательства всех знаний, в том числе религиозных без опоры на опыт и эксперимент.
5) Догматизм – господство уже заданных, готовых истин относительно природы, человека, общества, которые необходимо было признавать как неоспоримые.
6) Подчиненный, служебный характер научно-философского знания: научные истины (истины разума) имели подчиненный, низший по сравнению с религиозными истинами статус.
7) Парадигмальными образцами выступали астрология, алхимия, религиозная герменевтика (истолкование Священного писания и религиозных текстов). Эти формы знания выступали в качестве промежуточного звена между натурфилософией и техническим ремеслом (синтез умозрительности и грубого эмпиризма).
8) Становление университетской системы образования в Болонье в XI в. - первом университете Европе (центре изучения и преподавания юриспруденции). Важнейшей составляющей образования являлась логика.
В XIV-XV вв. естествознание близко подошло к созданию «новой» науки. Познание природы в этот период концентрируется вокруг двух университетских центров: Оксфордского и Парижского (XIII в.). В университетах этого времени преподавался так называемый квадриум, объединяющий арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Достижения университетского образования:
1) Переосмыслена роль опытного знания. Сочинения стали издаваться без упоминания Бога.
2) Было восстановлено в правах научное наследие Аристотеля. Девизом эпохи стали слова Роджера Бэкона «Истина – дитя своего времени, а наука – дочь не одного или двоих, а всего человечества».
3) Изменились методы научных поисков: Аристотелева дедукция уступила место индукции. Но инквизиция все еще продолжала бороться за свои принципы. Так, научный подвиг Р. Бэкона, который занимался оптикой, астрономией, алхимией, предвосхитил многие позднейшие открытия, был «оценен» ею в 15 лет тюремного заключения, а труды ученого были сожжены.
4) Появление важной формы научного обоснования - диспута как формального способа ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины.
Значимые научно-практические достижения средневековья:
1. Применение колесного плуга, что повышало производительность сельхозработ.
2. Совершенствование морских судов (здесь особо следует упомянуть викингов – известных мореплавателей).
3. Развитие водяных и появление первых ветряных мельниц.
4. Развитие стекольного ремесла, появление и использование цветного стекла, первых линз (первые очки) – как следствие новых знаний по оптике.
5. Использование попавших из Китая бумаги, компаса, пороха (изобретение пушки, использования компаса в мореплавании).
Значимые средневековые западноевропейские ученые:
1)Роберт Гроссетест: английский ученый в области физики (оптики), астрономии, математики (особенно геометрии), написал трактаты «О свете», «О тепле Солнца», «О радуге», «О линиях угла и фигурах», «О цвете», «О сфере», «О движении небесных тел», «О кометах», преподавал в Оксфордском университете. Главная заслуга Гроссетеста – применение позитивного метода в науках о природе, использование математики в физике. Гроссетест описывает широко распространенный метод наблюдения за фактами, называя его резолюцией, обращается к методу дедукции, а соединение двух конечных результатов образует, по его мнению, метод композиции. В построении объяснительных схем использовал 2 принципа:
1) Принцип единообразия природы (когда причины должны мыслиться единообразными в своих действиях).
2) Принцип экономии: если одна вещь доказана из многих предпосылок, а другая – из немногих предпосылок, одинаково ясных, то лучшая из них та, которая доказана из немногих, потому что она быстрее дает нам знание.
2) Роджер Бэкон: французский монах, ученик Гроссетеста. Пытался создать энциклопедию наук (математики, физики, оптики, астрономии, алхимии, медицины, этики). Различал три разновидности опыта:
1) Праопыт – опыт, которым Бог наделил святых отцов церкви.
2) Внутренний (мистическое озарение, ведет нас к вершинам внутренней жизни).
3) Внешний (при помощи чувств, лежит в основе всех подлинно надежных научных познаний и самой совершенной из них – экспериментальной). Выражение «экспериментальная наука» впервые стало принадлежать Р. Бэкону. Именно он сформулировал главные ее преимущества:
Ø Уверенность в ее истинах.
Ø Доказательность.
Ø Могущество, связанное с раскрытием тайн природы.
Он с огромной убеждающей силой призывал перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от диалектических рассуждений к опыту, от трактатов к природе. Он стремился к количественным исследованиям, к всемерному распространению математики. Однако работы неортодоксального монаха-францисканца были сожжены, а сам он заточен в тюрьму. Занимался алхимией, проводил многочисленные опыты и ставил интересные эксперименты в целях добиться трансмутации металлов, отыскать философский камень, эликсир жизни.
3)Уильям Оккам (1300-1349) – английский философ и логик. Выработал познавательный принцип – «Бритва Оккама»: без необходимости не следует утверждать многое, сущностей не следует умножать без необходимости. Эмпирическое острие «бритвы» расчищало поле для естественнонаучных исследований. Однако форма изложения новых идей оставалась у него схоластической. Согласно Оккаму, который был номиналистом, существуют только единичные вещи (это означало, что интерес падал на эмпирические, чувственные вещи, а не на умозрительные идеи). По мысли Э. Жильсона, данный философ и ученый «…признавал приемлемым и обязательным один-единственный род доказательства. Доказать утверждение – значит показать, что оно либо непосредственно очевидно, либо с необходимостью выводимо из непосредственного утверждения». Линия номинализма в средние века способствовала развитию опытных наук, но она была осуждена Церковью и философами-схоластами.
4) Фома Аквинский(1224- 1274) – богослов, философ, систематик средневековья, схоласт: осуществил синтез основных положений христианского учения и метафизики Аристотеля, продолжил линию телеологизма, начатую еще в Древней Греции. В известном споре о соотношении знания и веры поставил точку: предложил теорию гармонии знания и веры. Таким образом, научное знание (носящее схоластический, умозрительный характер) допускалось, но в рамках повседневной, обыденной жизни. Как отмечает Э. Жильсон, описывая томистскую философию (философию Ф. Аквинского), когда аргументирует философ, он всегда ищет принципы своей аргументации в разуме; теолог, аргументируя, всегда ищет исходные принципы в Откровении.