Соотношение философии науки, гносеологии, эпистемологии.
Философия науки – достаточно молодая философская дисциплина, хотя изучение науки и особенно процесса познания насчитывает долгую историю. Так уже в рамках философского знания с XVII века выделилась особая дисциплина - гносеология. Гносеология - это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы. Зачастую для обозначения теории познания в литературе используют термин «эпистемология». Эпистемология (от древнегреческого слова «эпистема» – знание и «логос» – наука, понятие) – теория научного познания. Чаще всего гносеологией принято называть теорию познания, а эпистемологией – теорию научного познания. Философия науки во многом опирается на «теорию познания» (гносеологию и эпистемологию), однако она рассматривает не только процедуры научного познания, критерии научной истины, взаимоотношений субъекта и объекта научного познания, но и динамику, рост научного знания, взаимоотношение науки и власти, общества, культуры, что выходит за пределы общей теории познания.
Чтобы определить специфику предметной области философии науки, рассмотрим другие науки, изучающие научные процессы и явления.
Дисциплины, изучающие науку:
1) Социология науки: интересуется наукой в контексте системы социальных взаимосвязей. Для социологов науки наука выступает социальным феноменом, складывающимся в процессе взаимодействия одной группы ученых с другой, а само развитие науки есть не что иное, как особый вид социального процесса. Один из важнейших предметов социологии науки — проблема многообразия научных коммуникаций, а также вопросы норм научного сообщества, этический кодекс ученого.
2) Психология науки: ориентируется на анализ тех процессов, которые протекают в сознании ученого как индивида: мотивы ученого, его личностные характеристики, такие компоненты процесса творчества, как воображение, интуиция и пр.
3) Политология науки: изучает науку как фактор организации и управления общественной жизнью. Политология науки изучает науку как общественный институт, играющий, прежде всего политическую роль, то есть связанный с борьбой за власть.
4) Экономика науки:занимается просчетом эффективности инвестиций в науки, вложений в фундаментальную науку и экономической отдачей от прикладных и технических наук. Экономика науки исходит из очевидного понимания науки как общественного института, принципом легитимации которого является эффективность и результативность.
5) Науковедение: изучение различных процессов и отношений, характерных для науки наших дней, а также практическое использование результатов этого изучения для совершенствования организации науки и управления ею. В рамках науковедения анализируются самые различные аспекты наук и научной деятельности: формирование научного знания и информационных массивов, функционирование науки как особого социального института, особенности организации исследовательских учреждений, проблема управления научными коллективами, проблемы научного творчества, вопросы подготовки научных кадров.
6) История науки: описание различных открытий и изобретений в различных отраслях наук в разные периоды времени. История науки – это дескриптивная, описательная наука, которая не занимается выявлением тенденций в формировании новых направлений в развитии науки.
Все упомянутые дисциплины схожи в том, что рассматривают науку извне. Они изучают привходящие признаки науки, абстрагируясь от ее сущностного содержания, не ставя о нем специальные вопросы. Однако то, что лежит в основе науки как таковой, в чем смысл научности, определяющей науку — все это остается за рамками рассмотрения этих дисциплин. Таким сущностным анализом науки занимается именно философия науки, которая дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для конкретных дисциплин, изучающих отдельные аспекты функционирования и развития науки. Ее главная цель заключается в раскрытии методов, способов и приемов достижения объективно истинного знания о мире, для чего она привлекает знания из области истории науки, науковедения, социологии и экономики науки, психологии научного творчества. Без этих знаний философия науки пуста, а другие науки «без верного научно-мировоззренческого ориентира - слепы.
Цель философии науки – исследовать науку как реальный феномен, живущий своей особой жизнью, порождающий свои собственные проблемы, испытывающий влияние со стороны других ценностей культуры, общества. Кроме того, философия науки исследует развитие науки в ее целостности и динамике.