Этап «Описание ситуации выбора»
Главным итогом этого этапа является зафиксированное описание ситуации выбора, позволяющее перейти ко 2-му этапу – поиску альтернативных вариантов выбора.
Из всех рассмотренных технических приёмов фиксации ситуации выбора наибольшую эффективность показал способ фиксации в виде вопроса, например: «Куда мне пойти учиться?», «Какую зарплату назначить своему подчиненному?», «На какое время назначить совещание» и т.д.
Для более полной и точной фиксации ситуации выбора можно выделить и зафиксировать все ключевые элементы ситуации и их взаимосвязи и связать их с вопросом (дополнить вопрос контекстом, в котором осуществляется выбор).
Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 7.
Таблица 7
Описание ситуации
№ | Название действия | Итог действия | Пример |
1. | Повторное определение актуальной ситуации, подтверждение степени важности и принципиального решения о выборе в данной ситуации (при необходимости). | Восстановлены границы ситуации, актуализировано намерение сделать выбор относительно её. | Некоторые мои подчиненные регулярно опаздывают на работу. Изменить эту ситуацию очень важно для меня. Я изменю эту ситуацию! |
2. | Углублённый анализ ситуации (при необходимости). | Выделены дополнительные элементы ситуации и их взаимосвязи. | Опаздывают сотрудники, которые работают давно, т.к. предыдущий руководитель относился к дисциплине халатно. |
3. | Постановка вопроса для выбора. | Поставлен вопрос, относительно которого будут искаться и рассматриваться варианты. | Что я могу сделать, чтобы все сотрудники приходили на работу вовремя? |
4. | Оценка результатов этапа, принятие решения о переходе к следующему этапу. | Принято решения о переходе к следующему этапу. | Вопрос поставлен, можно искать варианты выбора. |
Может показаться, что первичный и углублённый анализ ситуации должен следовать после постановки вопроса, однако это не так.
Первичный анализ помогает правильно определить значимость ситуации и выделить для выбора ресурс, адекватный её значимости.
А углублённый анализ ситуации помогает правильно сформулировать вопрос, относительно которого осуществляется выбор. От формулировки вопроса напрямую зависит ход и результаты второго этапа выбора («Составление списка вариантов выбора»). В приведённом примере вопрос может быть поставлен по-разному: «Как сделать так, чтобы опоздания не влияли на эффективность работы?», «На кого заменить сотрудников, склонных к опозданиям», «Как мне перестать беспокоится по этому поводу» и т.д.
3.8. Этап «Составление списка вариантов выбора»
Главным итогом второго этапа Турбины выбора является сформированный список вариантов выбора, который удовлетворяет выбирающего.
Для достижения адекватного количества и качества вариантов выбора можно заранее определить критерии этого списка (сколько и каких вариантов в него войдёт), определить время на эту работу и, так же как на первом этапе, создать благоприятные условия.
Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 8.
Таблица 8
Составление списка вариантов выбора
№ | Название действия | Итог действия | Пример |
1. | Повторение вопроса для выбора. | Актуализирован вопрос, относительно которого будут искаться и рассматриваться варианты. | Что я могу сделать, чтобы все сотрудники приходили на работу вовремя? |
2. | Определение критериев списка вариантов и/или процедуры поисков | Определено количество и качество вариантов выбора и/или процедура поисков. | Я выбираю найти три варианта, которые реализуются без дополнительных финансовых затрат, эффект от которых достигается не более, чем за 7 дней. Для этого я пять минут буду записывать все варианты в режиме мозгового штурма. |
3. | Формирование первичного списка вариантов выбора | Сформирован первичный список вариантов выбора. | a) Назначить штрафы за опоздания. b) Провести воспитательную беседу. c) Ввести процедуру регистрации. d) Ввести ритуал утренней пятиминутки. e) Ввести звание «Самый пунктуальный». f) Скомбинировать варианты a-b. g) Скомбинировать варианты d-e. |
4. | Проверка найденных вариантов по выбранным критериям. | Определены варианты, соответствующие выбранным критериям. | a) Провести воспитательную беседу. b) Провести воспитательную беседу и назначить штрафы за опоздания. c) Ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный». |
5. | Оценка результатов этапа, принятие решения о переходе к следующему этапу. | Принято решения о переходе к следующему этапу. | Список сформирован, можно определять лучший вариант. |
3.9. Этап «Определение приоритетного варианта выбора»
Главным итогом этого этапа Турбины выбора является определение приоритетного варианта.
Определение одного варианта из имеющихся часто называют выбором. Однако из онтологии выбора следует, что выбор – это определение мира, а не заявление об этом намерении (если только вопрос не стоит так «Что мне сказать про это?»). Поэтому в ряде случаев действия по определению лучшего варианта выбора можно называть «принятие решения», а последующие действия – «реализация решения».
Определение приоритетного варианта является центральным и, зачастую, самым драматическим этапом Турбины выбора. Поэтому использование на этом этапе дополнительных действий, таких, как определение критериев и процедуры выбора лучшего решения, выделение времени на эту работу, создание благоприятных условий и т.д. может упростить и облегчить эту процедуру.
Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 9.
Таблица 9
Определение приоритетного варианта выбора
№ | Название действия | Итог действия | Пример |
1. | Повторение текущей задачи. | Актуализировано намерение. | Какой вариант из выделенных я выберу для реализации? |
2. | Определение критериев выбора и/или его процедуры. | Определены критерии выбора и/или его процедура. | Для меня приоритетными являются надёжность (5 баллов), скорость (3 балла), влияние на отношения (3), экономичность (2 балла) решения. Я выберу вариант, который в сумме наберёт максимальное количество баллов. |
3. | Рассмотрение выделенных вариантов | Составлен рейтинг вариантов | a) Провести воспитательную беседу. 2+3+2+2=9 b) Провести воспитательную беседу и назначить штрафы за опоздания. 5+2+1+1=9 c) Ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный». 4+2+3+1=10 |
4. | Определение лучшего варианта | Определен лучший вариант | Лучший вариант – это ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный». |
5. | Оценка результатов этапа, принятие решения о переходе к следующему этапу. | Принято решения о переходе к следующему этапу. | Определён лучший вариант, можно переходить к его реализации. |
В приведённом примере рассмотрена процедура выбора лучшего решения с помощью такого приёма, как рейтингование. Тем не менее, необходимо отметить, что этот и все другие рассмотренные технические приёмы являются только способами определения приоритетного варианта, и приведены лишь в качестве примеров. В зависимости от ситуации, наличия ресурсов, особенностей самого выбирающего, могут быть использованы самые разные способы – от смыслового анализа альтернатив с помощью описанной ранее формулы смысла до интуитивной оценки («Что мне больше нравится?») и делегирования права выбора лучшего варианта другому человеку («Как скажешь, так я и сделаю!»).
На этом примере стоит акцентировать, что важен сам выбор, а технология выбора является лишь вспомогательным инструментом в случае возникновения затруднений. Более того, если человек в состоянии сделать выбор без использования технологии, так и следует поступать, за редким исключением – например, на этапе освоения технологии.
3.10. Этап «Реализация выбранного варианта»
Может показаться, что реализация выбранного варианта (принятого решения) не требует дополнительных приёмов. Однако принятое решение – это только решение, оно может быть и не реализовано.
Сравнивая Турбину выбора со схемой «Три уровня субъектности», можно увидеть дополнительные действия, такие как «Целеполагание» и «Планирование». Несмотря на то, что не во всех случаях при реализации принятого решения требуются эти действия, их можно использовать как дополнительные элементы. Еще один инструмент повышения вероятности реализации принятого решения – это сохранение его связи с актуальной ситуацией, т.е. его смысла.
Таким образом, основных приёмов можно выделить три:
1. Целеопределение («Что и какой ценой я намерен достичь?»).
2. Планирование («Что и как я буду делать?»).
3. Удержание актуальности/смысла действия («Зачем мне это?»).
Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 10.
Таблица 10
Реализация выбранного варианта
№ | Название действия | Итог действия | Пример |
1. | Повторение формулировки выбранного варианта | Актуализировано намерение | Я намерен ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный». |
2. | Постановка цели | Определены ключевые параметры и/или критерии достижения цели. | С понедельника я введу ежедневную практику утренних пятиминуток и звание «Самый пунктуальный». Критерием достижения цели будет роспись всех сотрудников в приказе. |
3. | Разработка плана действий | Определены ключевые параметры и/или критерии достижения цели. | · На понедельник я назначу пятиминутку. · К понедельнику я подготовлю Положение и приказ. · На первой пятиминутке сообщу о введении этой практики и ознакомлю сотрудников с Положением о звании «Самый пунктуальный». |
4. | Реализация плана | Реализован план | · Назначение в понедельник пятиминутки. · Подготовка Положения о звании «Самый пунктуальный». · Сообщение на пятиминутке о введении этой практики и ознакомление сотрудников с Положением о звании «Самый пунктуальный». |
5. | Оценка итогов (достижения цели). | Зафиксировано, на сколько достигнута цель. | Все сотрудники расписались в приказе. |
6. | Оценка результатов (изменение актуальной ситуации). | Зафиксировано, как изменилась исходная ситуация. | Во вторник все сотрудники пришли на 5-10 минут раньше начала рабочего дня. |
В приложении описаны некоторые вспомогательные технологии, которые могут быть применены на 4-м этапе Турбины выбора, перечислим некоторые из них.
Технология целеполагания «Перекрёсток цели», позволяющая учесть при постановке цели как ситуацию выбора, так и имеющиеся ресурсы.
Технология целеопределения «КИРПИЧиК», фиксирующая параметры хорошо сформулированной цели.
Технология целеудержания «ЦЦЦ» (Цель-Ценность-Цена), которая заключается в том, что человек определяет и в каждый момент стремится удерживать три параметра действия: Цель – что он намерен достичь, Ценность – что ценного произойдёт, когда цель будет достигнута, Цена – какой ресурс он выделил под достижение этой цели.
Однако ещё раз напомним, что все технические приёмы – это вспомогательные элементы выбора, не стоит забывать, что их использование влечёт за собой дополнительные затраты.
Этап «Анализ»
Этап анализа является дополнительным, он направлен на извлечение опыта из процесса и результатов выбора.
Главным его итогом и показателем эффективности является принятие решений:
а) относительно себя;
б) относительно той части реальности, по отношению к которой осуществлялся выбор;
в) относительно самой техники и технологии выбора.
Этот этап можно концептуально и технически описать через модели и инструменты извлечения опыта.
Опыт здесь понимается как устойчивое интегральное образование, возникающее в сознании человека в результате его непосредственного контакта с какой-либо частью мира.
Структуру опыта можно описать через три основных объекта взаимодействия человека с миром:
- сам человек;
- объекты его деятельности;
- методы его деятельности (в данном случае – методы выбора).
В графическом виде эта модель представлена на рисунке 20.