Глава 3. техники и технологии оптиопрактики
ГЛАВА 3. ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОПТИОПРАКТИКИ
Методология разработки
В третьей главе ставилась следующая задача: на основе моделей и определений, образующих теоретическую составляющую оптиопрактики, разработать и описать систему инструментов (инструментарий), сформировав тем самым техническую составляющую оптиопрактики.
Инструментарий оптиопрактики (как вся система, так и её отдельные элементы) подбирался и разрабатывался, исходя из следующих принципов:
1. Обоснованность – соответствие интегральной теории выбора;
2. Эффективность – получение максимального результата при минимальных затратах;
3. Актуальность – соответствие типовым задачам;
4. Применимость – соответствие типовым условиям;
5. Доступность – возможность использования широким кругом пользователей в рамках максимально большого количества практик;
6. Мультизадачность – возможность решать задачи как применения, так и освоения;
7. Дополняемость – возможность комбинировать инструменты между собой и с инструментами других практик.
Технологии выбора
Как уже было сказано, необходимость в технологиях возникает в следующих случаях:
а) субъект деятельности не обладает достаточной экспертностью для интуитивных действий на желаемом уровне качества в данной ситуации;
б) необходимо повысить результативность деятельности;
в) необходимо снизить затраты и риски;
г) деятельность осуществляется распределённым субъектом.
Все перечисленные обстоятельства относятся к выбору, как особому виду человеческой деятельности. Это обусловлено четырьмя основными обстоятельствами современного мира:
1) С учетом высокой сложности, скорости, резкости и непредсказуемости изменений инстинктивные и эмоциональные реакции всё чаще и чаще дают сбои («Полководцы всегда готовятся к прошедшей войне!»);
2) Цена ошибки от неверных решений высока, как никогда;
3) Перебор вариантов в большинстве случаев делают этот способ слишком неэффективным или рискованным, а в ряде случаев – невозможным;
4) Решения всё чаще принимаются коллективно, что требует согласованности, а вследствие этого – общей структуры деятельности.
Таким образом, интуитивное выбирание в большинстве случаев уже не работает – требуются технологии выбора. Кроме того (исходя из теории выбора), использование технологий выбора является прямым способом повышения субъектности выбора и, как следствие, повышения уровня счастья жизни, а также инструментом освоения онтологии выбора.
Исходя из этого, главной структурной единицей оптиопрактики стала технология, а функциональной единицей – технология выбора.
Типы технологий выбора
Все технологии, связанные с выбором, можно условно разделить на четыре большие группы:
1) Технологии осуществления выбора;
2) Технологии осуществления совместного выбора (совыбора);
3) Технологии сопровождения выбора.
4) Технологии сопровождения совыбора.
Технология осуществления выбора позволяет технологизировать процесс индивидуального выбора, а также является основой для технологий сопровождения выбора и технологий совместного выбора.
Технология осуществления совместного выбора (далее – совыбора) позволяет технологизировать процесс выбора в тех случаях, когда выбор осуществляется коллективным субъектом, а также в случаях выраженных внутриличностных (субличностных) конфликтов.
Технология сопровождения выбора позволяет технологизировать процесс фасилитации индивидуального выбора.
Технология сопровождения совыбора позволяет технологизировать процесс фасилитации совыбора.
(Далее для краткости термин «технология осуществления выбора» заменён на «технология выбора».)
Отдельно можно выделить образовательные технологии выбора, позволяющие технологизировать процесс трансляции и освоения технологий выбора, а также трансляции и освоения онтологии выбора. Специальное рассмотрение данного типа технологий не вошло в данную работу, в связи с требованием проведения дополнительных исследований, и вследствие того, что все представленные техники и технологии выбора разрабатывались одновременно и как инструменты их трансляции и освоения (исходя из принципа мультизадачности).
Таким образом, в последующих параграфах будут описаны технологии осуществления и сопровождения выбора и совыбора.
Т.к. теоретические составляющие рассматриваемых технологий в большинстве случаев совпадают и уже описаны, в данной главе будут представлены в основном технические описания, т.е. ответы на вопросы «Что и как делать?».
Алгоритм «Турбина выбора»
Алгоритм «Турбина выбора» включает в себя четыре основных этапа:
1. Описание ситуации выбора.
2. Составление списка вариантов выбора.
3. Определение приоритетного варианта выбора.
4. Реализация выбранного варианта.
Графическое отображение алгоритма «Турбина выбора» (рис. 19) совпадает с графическим отображением операциональной модели теории выбора.
Алгоритм «Турбина выбора»
Рис. 19. Алгоритм «Турбина выбора»
Для более системного описания, применения, освоения данной технологии, в каждом этапе были выделены соответствующие ему (доминирующие на этом этапе) частные элементы, как-то:
- основной процесс;
- основная характеристика;
- основная реализуемая и осваиваемая ценность;
- основная проявляемая и развиваемая способность.
Общая структура алгоритма «Турбина выбора» и её соотнесение с потоковым выбором (рассмотрением выбора в целом) описана ниже (табл. 4).
Таблица 4
Этап «Подготовка к выбору»
К подготовительному этапу Турбины выбора можно отнести обозначение (называние) актуальной ситуации, принятие решения о выборе в данной ситуации, определение степени значимости ситуации, выделение под это временного и энергетического ресурса, создание благоприятных условий.
Главным результатом этого этапа является готовность человека сделать выбор относительно актуальной ситуации.
Ниже будет описан алгоритм действий на этапе «Подготовка» (табл. 6). Описание включает в себя: название действия (оно же краткое описание), итог действия, иллюстрирующий пример из практики менеджмента.
Эта же структура и этот же пример будут использованы при описании и всех остальных этапов Турбины выбора.
Таблица 6
Подготовка к выбору
№ | Название действия | Итог действия | Пример |
1. | Определение и называние актуальной ситуации. | Заданы границы ситуации, ситуации присвоено условное название. | Меня беспокоит, что некоторые мои подчиненные регулярно опаздывают на работу. |
2. | Первичный анализ ситуации. | Выделены ключевые элементы ситуации и их взаимосвязи. | Опоздания некоторых моих подчиненных снижают общую эффективность работы и плохо влияют на остальных сотрудников. |
3. | Определение значимости данной ситуации. | Определена значимость данной ситуации. | Изменить эту ситуацию очень важно для меня. |
4. | Принятие решения о выборе в данной ситуации. | Сформировано намерение сделать выбор в данной ситуации. | Я изменю эту ситуацию! |
5. | Выделение временного и энергетического ресурса. | Выделен временной и энергетический ресурс. | Я решу этот вопрос до следующего понедельника, для поиска решения я выделю пару часов. |
6. | Выбор благоприятных условий для поиска и принятия решения. | Созданы благоприятные условия для поиска и принятия решения. | На время поиска решения я отключу телефон, выберу удобное место и время. |
В принципе, при использовании классического алгоритма «Турбина выбора», все перечисленные действия описываются и реализуются в рамках первого этапа – «Описание ситуации выбора» (либо комплекс этих действий рассматривается и осуществляется как отдельный выбор), но в ряде случаев выделение этапа «Подготовка к выбору» является целесообразным.
Описание ситуации
№ | Название действия | Итог действия | Пример |
1. | Повторное определение актуальной ситуации, подтверждение степени важности и принципиального решения о выборе в данной ситуации (при необходимости). | Восстановлены границы ситуации, актуализировано намерение сделать выбор относительно её. | Некоторые мои подчиненные регулярно опаздывают на работу. Изменить эту ситуацию очень важно для меня. Я изменю эту ситуацию! |
2. | Углублённый анализ ситуации (при необходимости). | Выделены дополнительные элементы ситуации и их взаимосвязи. | Опаздывают сотрудники, которые работают давно, т.к. предыдущий руководитель относился к дисциплине халатно. |
3. | Постановка вопроса для выбора. | Поставлен вопрос, относительно которого будут искаться и рассматриваться варианты. | Что я могу сделать, чтобы все сотрудники приходили на работу вовремя? |
4. | Оценка результатов этапа, принятие решения о переходе к следующему этапу. | Принято решения о переходе к следующему этапу. | Вопрос поставлен, можно искать варианты выбора. |
Может показаться, что первичный и углублённый анализ ситуации должен следовать после постановки вопроса, однако это не так.
Первичный анализ помогает правильно определить значимость ситуации и выделить для выбора ресурс, адекватный её значимости.
А углублённый анализ ситуации помогает правильно сформулировать вопрос, относительно которого осуществляется выбор. От формулировки вопроса напрямую зависит ход и результаты второго этапа выбора («Составление списка вариантов выбора»). В приведённом примере вопрос может быть поставлен по-разному: «Как сделать так, чтобы опоздания не влияли на эффективность работы?», «На кого заменить сотрудников, склонных к опозданиям», «Как мне перестать беспокоится по этому поводу» и т.д.
3.8. Этап «Составление списка вариантов выбора»
Главным итогом второго этапа Турбины выбора является сформированный список вариантов выбора, который удовлетворяет выбирающего.
Для достижения адекватного количества и качества вариантов выбора можно заранее определить критерии этого списка (сколько и каких вариантов в него войдёт), определить время на эту работу и, так же как на первом этапе, создать благоприятные условия.
Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 8.
Таблица 8
Составление списка вариантов выбора
№ | Название действия | Итог действия | Пример |
1. | Повторение вопроса для выбора. | Актуализирован вопрос, относительно которого будут искаться и рассматриваться варианты. | Что я могу сделать, чтобы все сотрудники приходили на работу вовремя? |
2. | Определение критериев списка вариантов и/или процедуры поисков | Определено количество и качество вариантов выбора и/или процедура поисков. | Я выбираю найти три варианта, которые реализуются без дополнительных финансовых затрат, эффект от которых достигается не более, чем за 7 дней. Для этого я пять минут буду записывать все варианты в режиме мозгового штурма. |
3. | Формирование первичного списка вариантов выбора | Сформирован первичный список вариантов выбора. | a) Назначить штрафы за опоздания. b) Провести воспитательную беседу. c) Ввести процедуру регистрации. d) Ввести ритуал утренней пятиминутки. e) Ввести звание «Самый пунктуальный». f) Скомбинировать варианты a-b. g) Скомбинировать варианты d-e. |
4. | Проверка найденных вариантов по выбранным критериям. | Определены варианты, соответствующие выбранным критериям. | a) Провести воспитательную беседу. b) Провести воспитательную беседу и назначить штрафы за опоздания. c) Ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный». |
5. | Оценка результатов этапа, принятие решения о переходе к следующему этапу. | Принято решения о переходе к следующему этапу. | Список сформирован, можно определять лучший вариант. |
3.9. Этап «Определение приоритетного варианта выбора»
Главным итогом этого этапа Турбины выбора является определение приоритетного варианта.
Определение одного варианта из имеющихся часто называют выбором. Однако из онтологии выбора следует, что выбор – это определение мира, а не заявление об этом намерении (если только вопрос не стоит так «Что мне сказать про это?»). Поэтому в ряде случаев действия по определению лучшего варианта выбора можно называть «принятие решения», а последующие действия – «реализация решения».
Определение приоритетного варианта является центральным и, зачастую, самым драматическим этапом Турбины выбора. Поэтому использование на этом этапе дополнительных действий, таких, как определение критериев и процедуры выбора лучшего решения, выделение времени на эту работу, создание благоприятных условий и т.д. может упростить и облегчить эту процедуру.
Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 9.
Таблица 9
Определение приоритетного варианта выбора
№ | Название действия | Итог действия | Пример |
1. | Повторение текущей задачи. | Актуализировано намерение. | Какой вариант из выделенных я выберу для реализации? |
2. | Определение критериев выбора и/или его процедуры. | Определены критерии выбора и/или его процедура. | Для меня приоритетными являются надёжность (5 баллов), скорость (3 балла), влияние на отношения (3), экономичность (2 балла) решения. Я выберу вариант, который в сумме наберёт максимальное количество баллов. |
3. | Рассмотрение выделенных вариантов | Составлен рейтинг вариантов | a) Провести воспитательную беседу. 2+3+2+2=9 b) Провести воспитательную беседу и назначить штрафы за опоздания. 5+2+1+1=9 c) Ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный». 4+2+3+1=10 |
4. | Определение лучшего варианта | Определен лучший вариант | Лучший вариант – это ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный». |
5. | Оценка результатов этапа, принятие решения о переходе к следующему этапу. | Принято решения о переходе к следующему этапу. | Определён лучший вариант, можно переходить к его реализации. |
В приведённом примере рассмотрена процедура выбора лучшего решения с помощью такого приёма, как рейтингование. Тем не менее, необходимо отметить, что этот и все другие рассмотренные технические приёмы являются только способами определения приоритетного варианта, и приведены лишь в качестве примеров. В зависимости от ситуации, наличия ресурсов, особенностей самого выбирающего, могут быть использованы самые разные способы – от смыслового анализа альтернатив с помощью описанной ранее формулы смысла до интуитивной оценки («Что мне больше нравится?») и делегирования права выбора лучшего варианта другому человеку («Как скажешь, так я и сделаю!»).
На этом примере стоит акцентировать, что важен сам выбор, а технология выбора является лишь вспомогательным инструментом в случае возникновения затруднений. Более того, если человек в состоянии сделать выбор без использования технологии, так и следует поступать, за редким исключением – например, на этапе освоения технологии.
3.10. Этап «Реализация выбранного варианта»
Может показаться, что реализация выбранного варианта (принятого решения) не требует дополнительных приёмов. Однако принятое решение – это только решение, оно может быть и не реализовано.
Сравнивая Турбину выбора со схемой «Три уровня субъектности», можно увидеть дополнительные действия, такие как «Целеполагание» и «Планирование». Несмотря на то, что не во всех случаях при реализации принятого решения требуются эти действия, их можно использовать как дополнительные элементы. Еще один инструмент повышения вероятности реализации принятого решения – это сохранение его связи с актуальной ситуацией, т.е. его смысла.
Таким образом, основных приёмов можно выделить три:
1. Целеопределение («Что и какой ценой я намерен достичь?»).
2. Планирование («Что и как я буду делать?»).
3. Удержание актуальности/смысла действия («Зачем мне это?»).
Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 10.
Таблица 10
Реализация выбранного варианта
№ | Название действия | Итог действия | Пример |
1. | Повторение формулировки выбранного варианта | Актуализировано намерение | Я намерен ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный». |
2. | Постановка цели | Определены ключевые параметры и/или критерии достижения цели. | С понедельника я введу ежедневную практику утренних пятиминуток и звание «Самый пунктуальный». Критерием достижения цели будет роспись всех сотрудников в приказе. |
3. | Разработка плана действий | Определены ключевые параметры и/или критерии достижения цели. | · На понедельник я назначу пятиминутку. · К понедельнику я подготовлю Положение и приказ. · На первой пятиминутке сообщу о введении этой практики и ознакомлю сотрудников с Положением о звании «Самый пунктуальный». |
4. | Реализация плана | Реализован план | · Назначение в понедельник пятиминутки. · Подготовка Положения о звании «Самый пунктуальный». · Сообщение на пятиминутке о введении этой практики и ознакомление сотрудников с Положением о звании «Самый пунктуальный». |
5. | Оценка итогов (достижения цели). | Зафиксировано, на сколько достигнута цель. | Все сотрудники расписались в приказе. |
6. | Оценка результатов (изменение актуальной ситуации). | Зафиксировано, как изменилась исходная ситуация. | Во вторник все сотрудники пришли на 5-10 минут раньше начала рабочего дня. |
В приложении описаны некоторые вспомогательные технологии, которые могут быть применены на 4-м этапе Турбины выбора, перечислим некоторые из них.
Технология целеполагания «Перекрёсток цели», позволяющая учесть при постановке цели как ситуацию выбора, так и имеющиеся ресурсы.
Технология целеопределения «КИРПИЧиК», фиксирующая параметры хорошо сформулированной цели.
Технология целеудержания «ЦЦЦ» (Цель-Ценность-Цена), которая заключается в том, что человек определяет и в каждый момент стремится удерживать три параметра действия: Цель – что он намерен достичь, Ценность – что ценного произойдёт, когда цель будет достигнута, Цена – какой ресурс он выделил под достижение этой цели.
Однако ещё раз напомним, что все технические приёмы – это вспомогательные элементы выбора, не стоит забывать, что их использование влечёт за собой дополнительные затраты.
Этап «Анализ»
Этап анализа является дополнительным, он направлен на извлечение опыта из процесса и результатов выбора.
Главным его итогом и показателем эффективности является принятие решений:
а) относительно себя;
б) относительно той части реальности, по отношению к которой осуществлялся выбор;
в) относительно самой техники и технологии выбора.
Этот этап можно концептуально и технически описать через модели и инструменты извлечения опыта.
Опыт здесь понимается как устойчивое интегральное образование, возникающее в сознании человека в результате его непосредственного контакта с какой-либо частью мира.
Структуру опыта можно описать через три основных объекта взаимодействия человека с миром:
- сам человек;
- объекты его деятельности;
- методы его деятельности (в данном случае – методы выбора).
В графическом виде эта модель представлена на рисунке 20.
Матрица фиксации опыта
Результаты | Я | Мир | Выбор |
Изменение описания | |||
Изменение отношения | |||
Принятые решения |
Таким образом, заполнение данной матрицы может использоваться как инструмент анализа на завершающем этапе Турбины выбора.
ГЛАВА 3. ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОПТИОПРАКТИКИ
Методология разработки
В третьей главе ставилась следующая задача: на основе моделей и определений, образующих теоретическую составляющую оптиопрактики, разработать и описать систему инструментов (инструментарий), сформировав тем самым техническую составляющую оптиопрактики.
Инструментарий оптиопрактики (как вся система, так и её отдельные элементы) подбирался и разрабатывался, исходя из следующих принципов:
1. Обоснованность – соответствие интегральной теории выбора;
2. Эффективность – получение максимального результата при минимальных затратах;
3. Актуальность – соответствие типовым задачам;
4. Применимость – соответствие типовым условиям;
5. Доступность – возможность использования широким кругом пользователей в рамках максимально большого количества практик;
6. Мультизадачность – возможность решать задачи как применения, так и освоения;
7. Дополняемость – возможность комбинировать инструменты между собой и с инструментами других практик.
Технологии выбора
Как уже было сказано, необходимость в технологиях возникает в следующих случаях:
а) субъект деятельности не обладает достаточной экспертностью для интуитивных действий на желаемом уровне качества в данной ситуации;
б) необходимо повысить результативность деятельности;
в) необходимо снизить затраты и риски;
г) деятельность осуществляется распределённым субъектом.
Все перечисленные обстоятельства относятся к выбору, как особому виду человеческой деятельности. Это обусловлено четырьмя основными обстоятельствами современного мира:
1) С учетом высокой сложности, скорости, резкости и непредсказуемости изменений инстинктивные и эмоциональные реакции всё чаще и чаще дают сбои («Полководцы всегда готовятся к прошедшей войне!»);
2) Цена ошибки от неверных решений высока, как никогда;
3) Перебор вариантов в большинстве случаев делают этот способ слишком неэффективным или рискованным, а в ряде случаев – невозможным;
4) Решения всё чаще принимаются коллективно, что требует согласованности, а вследствие этого – общей структуры деятельности.
Таким образом, интуитивное выбирание в большинстве случаев уже не работает – требуются технологии выбора. Кроме того (исходя из теории выбора), использование технологий выбора является прямым способом повышения субъектности выбора и, как следствие, повышения уровня счастья жизни, а также инструментом освоения онтологии выбора.
Исходя из этого, главной структурной единицей оптиопрактики стала технология, а функциональной единицей – технология выбора.
Типы технологий выбора
Все технологии, связанные с выбором, можно условно разделить на четыре большие группы:
1) Технологии осуществления выбора;
2) Технологии осуществления совместного выбора (совыбора);
3) Технологии сопровождения выбора.
4) Технологии сопровождения совыбора.
Технология осуществления выбора позволяет технологизировать процесс индивидуального выбора, а также является основой для технологий сопровождения выбора и технологий совместного выбора.
Технология осуществления совместного выбора (далее – совыбора) позволяет технологизировать процесс выбора в тех случаях, когда выбор осуществляется коллективным субъектом, а также в случаях выраженных внутриличностных (субличностных) конфликтов.
Технология сопровождения выбора позволяет технологизировать процесс фасилитации индивидуального выбора.
Технология сопровождения совыбора позволяет технологизировать процесс фасилитации совыбора.
(Далее для краткости термин «технология осуществления выбора» заменён на «технология выбора».)
Отдельно можно выделить образовательные технологии выбора, позволяющие технологизировать процесс трансляции и освоения технологий выбора, а также трансляции и освоения онтологии выбора. Специальное рассмотрение данного типа технологий не вошло в данную работу, в связи с требованием проведения дополнительных исследований, и вследствие того, что все представленные техники и технологии выбора разрабатывались одновременно и как инструменты их трансляции и освоения (исходя из принципа мультизадачности).
Таким образом, в последующих параграфах будут описаны технологии осуществления и сопровождения выбора и совыбора.
Т.к. теоретические составляющие рассматриваемых технологий в большинстве случаев совпадают и уже описаны, в данной главе будут представлены в основном технические описания, т.е. ответы на вопросы «Что и как делать?».