Тема №1: Введение в информатику
Тема №1: Введение в информатику
Цель: Сформировать представление об информационном обществе, показать структуру рынка информационных продуктов и услуг, объяснить роль и назначение информатики. Ознакомиться с общими принципами работы персональных компьютеров.
Задачи обучения:формирование понятий о предмете, объектах и составных частях информатики, физических и математических аспектах информации, математических основах информатики.
Основные вопросы темы:
1. Предмет, объекты и составные части информатики.
2. Физические и математические аспекты информации.
3. Математические основы информатики.
Методы обучения и преподавания:семинар
Литература:
1. В.Я.Гельман. «Медицинская информатика». Санкт-Петербург, 2002 г.
2. С.В.Симонович. «Информатика. Базовый курс. 2-издание».Санкт-Петербург, 2003г.
3. С.В.Глушаков, А.С.Сурядный.Персональный компьютер. М.Фолио.2004 г.
4. А.Н. Степанов Информатика 4-е издание. Питер 2005 г.
5. Под. редакцией проф. Н. В. Макаровой. «Информатика». М., 2006г.
Теоретический блок
Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.
Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.
Что такое информация?
Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
· в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше";
· в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
· в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).
Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации — науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, — рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.
Приведем еще несколько определений:
· Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова);
· Информация — это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
· Информация — это мера сложности структур (Моль);
· Информация — это отраженное разнообразие (Урсул);
· Информация — это содержание процесса отражения (Тузов);
· Информация — это вероятность выбора (Яглом).
Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер, "отец" кибернетики. А именно:
Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. |
Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.
Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. |
В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.
Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения. |
Как передаётся информация?
Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
канал связи | ||
ИСТОЧНИК | ----------- | ПРИЁМНИК |
Примеры:
1. Cообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора.
2. Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.
Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.
Тема №1: Введение в информатику
Цель: Сформировать представление об информационном обществе, показать структуру рынка информационных продуктов и услуг, объяснить роль и назначение информатики. Ознакомиться с общими принципами работы персональных компьютеров.
Задачи обучения:формирование понятий о предмете, объектах и составных частях информатики, физических и математических аспектах информации, математических основах информатики.
Основные вопросы темы:
1. Предмет, объекты и составные части информатики.
2. Физические и математические аспекты информации.
3. Математические основы информатики.
Методы обучения и преподавания:семинар
Литература:
1. В.Я.Гельман. «Медицинская информатика». Санкт-Петербург, 2002 г.
2. С.В.Симонович. «Информатика. Базовый курс. 2-издание».Санкт-Петербург, 2003г.
3. С.В.Глушаков, А.С.Сурядный.Персональный компьютер. М.Фолио.2004 г.
4. А.Н. Степанов Информатика 4-е издание. Питер 2005 г.
5. Под. редакцией проф. Н. В. Макаровой. «Информатика». М., 2006г.
Теоретический блок