Тематика домашней контрольной работы
1. Разработка структурно сложного текстового документа.
2. Разработка шаблонов деловых документов.
3. Разработка текстового документа с полями форм.
4. Подготовка писем и рассылок.
5. Разработка текстового документа с защищенными разделами.
6. Возможности иллюстрирования текстовых документов.
7. Разработка табличного документа с защищенными ячейками.
8. Обработка данных в таблицах большого объема.
9. Разработка сводной таблицы.
10. Выполнение консолидации данных.
11. Реализация функций подбора параметров и поиска решений.
12. Использование автофильтра для выборки данных.
13. Использование расширенного фильтра для выборки данных по заданному и вычисляемому критериям.
14. Организация вычислений с помощью встроенных функций.
7. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
Для реализации компетентностного подхода все проводимые занятия, в том числе самостоятельная работа студентов, предусматривают сочетание передовых методических приемов с новыми образовательными информационными технологиями. Используются современные формы и методы обучения (тренинги, исследовательские методы, проблемное и проектное обучение), направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности студентов, привитие им интереса к исследовательской работе, формирование убеждения о необходимости при решении любых прикладных задач использования инновационных информационных технологий.
Лекционные занятия проводятся в специализированных аудиториях с применением мультимедийных технологий и предусматривают развитие полученных теоретических знаний с использованием рекомендованной учебной литературы и других источников информации, в том числе информационных ресурсов сети Интернет.
Практические занятия проводятся в компьютерных классах с применением офисных пакетов информационных технологий, справочных правовых систем и специализированных комплексов тестирования знаний, навыков и умений студентов. Тематика практических заданий ориентирована на рассмотрение аналитических типовых и исследовательских задач правового характера с решением их путем поиска, анализа и обработки законодательных актов и других нормативно-правовых документов.
В ходе самостоятельной работы, при подготовке к плановым занятиям, контрольной работе, зачету студенты анализируют поставленные преподавателем задачи и проблемы и с использованием нормативно-правовых актов, учебно-методической литературы, электронных дисков СПС, содержащих специализированные подборки по правовым вопросам, сведений, найденных в глобальной сети Интернет, находят пути их разрешения.
На лабораторных занятиях и в часы консультаций преподаватель дает оценку правильности выбора конкретными студентами средств и технологий разрешения поставленных задач и проблем, привлекая к дискуссии других учащихся.
Участие в многоступенчатой системе олимпиад по знанию СПС «Консультант Плюс», «Гарант» и др. позволяет развить компетенции, знания, умения и навыки студентов. Лучшим студентам предоставляется возможность получения сертификатов фирм-разработчиков СПС.
По каждой из тем теоретические знания и практические навыки студентов оцениваются с помощью автоматизированных систем тестирования и контроля, в том числе с применением технологий Интернет-тестирования.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В ходе изучения дисциплины уделяется внимание как теоретическому усвоению понятий информационных систем и технологий правовой информатики, так и приобретению, развитию и закреплению практических навыков и умений по использованию специализированных информационных средств и технологий СПС при решении прикладных правовых задач.
На лекциях раскрываются основные вопросы рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее важные, сложные и проблемные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание.
На лабораторных занятиях, ориентированных на предметную область будущей профессиональной деятельности студентов, выборочно контролируется степень усвоения студентами основных теоретических положений. Рассматриваются технологии применения информационных средств для решения типовых задач поиска, обработки и анализа правовой информации с помощью специализированных средств СПС.
Для лучшего усвоения положений дисциплины студенты должны:
· постоянно и систематически с использованием рекомендованной литературы и электронных источников информации закреплять знания, полученные на лекциях;
· находить решения проблемных вопросов, поставленных преподавателем в ходе лекций и практических занятий;
· регулярно и своевременно изучать материал, выданный преподавателем на самостоятельную проработку;
· с использованием средств информационных систем, комплексов и технологий, электронных учебников и практикумов, справочных правовых и тренинго-тестирующих систем и информационных ресурсов глобальной сети Интернет выполнить на компьютере тематические практические задания, предназначенные для самостоятельной работы;
· найти, используя разные источники информации, ответы на теоретические и практические контрольные вопросы по темам дисциплины;
· при подготовке реферата проявить исследовательские и творческие способности;
· отслеживать и использовать информацию, найденную на сайтах фирм-разработчиков СПС, а также сайте кафедры информационных технологий.
9. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
№ № п/п | Форма текущего контроля | Компетенция | Приобретённые знания, умения и навыки |
1. | Домашняя контрольная работа. | ОК-7 ОК-8 | Овладение навыками работы с компьютером как средством управления информацией. Развитие навыков применения офисных средств информационных технологий по обработке текстовых и табличных данных сложной структуры. |
2. | Реферат. | ОК-7 ОК-8 ОК-9 | Овладение навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности. |
3. | Комплексная аудиторная контрольная работа. | ОК-7 ОК-8 ОК-9 | Умение применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации. |
4. | Компьютерное тестирование (в среде автоматизированной системы объективного контроля АСТ, с применением ТТС «Консультант Плюс», Интернет-тестирование). | ОК-7 ОК-8 ОК-9 | Знание основных закономерностей создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере, основ государственной политики в области информатики, методов и средств поиска, систематизации и обработки правовой информации. |
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
На экзамене осуществляется комплексная проверка компетенций студентов. Теоретические знания оцениваются путем компьютерного тестирования. Практические навыки и умения проверяются посредством решения прикладных задач в реальной среде информационных технологий.
Учитываются как результаты текущего контроля, так и знания, навыки и умения, непосредственно показанные студентами в ходе экзамена.
В результате освоения содержания дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» студент должен обладать следующими компетенциями:
- осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-7);
- иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- быть способным использовать полученные знания, навыки и умения для формирования и развития профессиональных компетенций.
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) № 30-ФЗ от 18.12.2006 г. (с изменениями).
2. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.07.1993 г. (с изменениями).
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. (с изменениями), статьи 146, 147, 183, 272, 273, 274, 283, 284.
4. Федеральный Закон Российской Федерации «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. (с изменениями).
5. Федеральный Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.
6. Федеральный Закон Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи» № 1-ФЗ от 10.01.2002.
Рекомендуемая литература
а) основная:
1. Акопов Г.Л. Правовая информатика: Учебное пособие. –М.: Дашков и К, 2009.
2. Беляева Т.М., Чубукова С.Г., Кудинов А.Т. и др. Правовая информатика. Справочные правовые системы. –М.: Элит, 2008.
б) дополнительная:
1. Гобарева Я.Л., Городецкая О.Ю., Золотарюк А.В. Технология экономических расчетов средствами MS Excel: Учебное пособие. –М.: КноРус, 2006.
2. Информационно-справочные правовые системы. Правовая информатика. /Под ред. С.Г. Тихомирова. – СПб: Кодекс, 2008.
3. Консультант Плюс. Технология ПРОФ в примерах. – М.: ЗАО КонсультантПлюс, 2009.
4. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М. Информационная безопасность и защита информации. –М.: Академия, 2008.
5. Система Гарант. Платформа F1 Эксперт. Практикум для студентов юридических и экономических специальностей вузов. –М.: ООО «НПП Гарант-Сервис», 2009.
6. Экономическая информатика. Учебное пособие. /Под ред. Д.В. Чистова. – М.: Кнорус, 2009.
7. Электронный диск «Консультант Плюс: Высшая школа». Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов юридических, финансовых и экономических специальностей. Учебное пособие. –М.: Учебный центр «Консультант Плюс», 2009.
8. Электронный диск «Система Гарант: Энциклопедия российского законодательства». Специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических специальностей. Выпуск 16. –М.: Гарант, 2009.
Ресурсы INTERNET
1. Официальный сайт ЗАО «Консультант Плюс» – www.consultant.ru
2. Официальный сайт ООО «НПП Гарант-Сервис» – www.garant.ru