Фонд оценочных средств по практике

Таблица 7

Паспорт фонда оценочных средств по практике

ПК-11 - способен организовывать учебно-исследовательскую работу учащихся
Написание планов-конспектов двух уроков: урока теоретического обучения и урока произ-водственного обучения с дидактическими разра-ботками к ним. Знать: сущность методической деятельности пе-дагога проф. образования; современные педагогические технологии; Уметь: применять методику проектирования ин-терактивных педагогических технологий; Владеть: творческим подходом к профессионально-педагогической деятельности Текущий контроль: аналитическая справка
ПК-12 - готов к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена
Изучение учебно-методической документации по профессии Знать: учебно-методический и учебно-програм-мный материал; Уметь: проводить исследования по проблемам учебной и вне учебной деятельности учащихся; Текущий контроль: аналитическая справка
Владеть: методикой составления уч. документации
ПК - 17 - способен проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно- и личностно- ориентированные технологии и методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена
1.Написание планов-конспектов двух уро-ков: урока теоретич. обучения и урока про-изводственногообуче-ния с дидактическими разработками к ним. 2. Подготовка и прове-дение уроков по пред-мету. Знать: сущность методической деятельности педагога профессионального образования; Уметь: планировать и проводить различные типы и виды занятий по теоретич. и практич. (произв.) обучению СПО; Владеть: методикой проектирования педагогических технологий, методикой разработки содер-жания и анализа различных видов уроков. Текущий контроль: аналитическая справка
ПК-22 - готов к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена
Написание планов-конспектов уроков. Подготовка и проведе-ние уроков по пред-мету. Наблюдение и анализ уроков. Знать: технологию использования и методику применения средств обучения; Уметь: составлять контрольно-оценочные материалы; Владеть: методикой проектирования пед. техноло-гий;методикой разработки содержания и анализа различных видов занятий Текущий контроль: аналитическая справка
ПК-29 - готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности
Написание планов-конспектов уроков. Подготовка и проведе-ние уроков по пред-мету. Знать: приемы, методы, средства обучения, руко-водствуясь общими положениями методи-ки, педагогики, психологии; Уметь: представлять результаты и выводы о педагогическойдеятельности Владеть: традиционными и инновационными техно-логиями обучения в профильной школе. Текущий контроль: аналитическая справка
Защита отчета   Промежуточная аттестация: зачет с оценкой
                 


Для оценивания сформированности компетенции используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий, для оценки результатов практики (отчетная документация). В оценочные средства по практике можно включить пять заданийI, II, III, IV, V уровней (либо одно комплексное задание, интегрирующее несколько уровней). В соответствии с выбором инструментария (содержания и количества контрольных заданий) изменится и интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.

Таблица 8

Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных

уровнях их усвоения

Уровни усвоения ЗУВ
Шкалы оценивания
порядка наименования отношения интервалов
I II III IV V распознание запоминание понимание применение владение I:II:III:IV:V 1:3:5:7:9 I:II:III:IV:V 1:3:5:7:9 4:12:20: 28:36
I II III IV распознавание и запоминание понимание применение владение I : II : III : IV
1:3

:5:7:9

I : II : III : IV
1:3

:5:7:9

16 : 20 : 28 : 36

I II III распознавание, запоминание, понимание применение владение I: II: III
1:3:5




: 7 : 9

I: II: III
1:3:5

: 7 : 9

36 : 28 : 36

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации

Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания. При проверке документов обращают внимание на знание их структуры, этапов, содержания, а также, возможно, оценивание уровня теоретических знаний, нормативных документов (стандартов, рабочих программ и пр.), теорий, технологий обучения и воспитания, способов взаимодействий с различными субъектами педагогического процесса и т.п.

Оценка уровня сформированности знаний отражается в листе экспертной оценки результатов практики обучающегося. Пример данной карты представлен в Приложении 3.

Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний (действия по алгоритму) в ходепедагогической практики: умений конструировать учебное занятие (воспитательное мероприятие) по предложенной схеме, осуществлять выбор методов и средств обучения и т.п.

Оценка уровня сформированности умений по педагогической практике определяется на основе анализа следующих документов:

– бланки посещенных занятий, планы-конспекты;

–отчетная документация обучающегося по практике (в соответствии с Таблицей).

Оценка уровня сформированности умений также отражается в листе экспертной оценки результатов практики обучающегося. Пример данной карты представлен в Приложении.

Третья группа заданий направлена на проверку умения применять знания в реальной профессиональной деятельности (производственная практика). При проведении учебного занятия в ходе педагогической практики определяется уровень владения активными методами обучения, способами построения учебного процесса на основе полученных результатов диагностики, умение обобщать полученный опыт и пр.

Таким образом, при определении уровня сформированности владений учитываются оценки внешних руководителей практики и руководителей практики от университета (в ходе непосредственного наблюдения, в результате проверки отчетной документации, во время защиты отчета по педагогической практике на итоговой конференции).

Оценка уровня владения возможна при анализе следующей отчетной документации практиканта по педагогической практике:

– бланки посещенных занятий, отчет по практике;

– анкета по результатам самоанализа педагогической практики (рефлексия);

– презентация опыта педагогической деятельности на итоговой конференции;

– планы-конспекты уроков;

– учебно-методическое обеспечение (практические задания, тесты и т.п.).

5. Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII)выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ)по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике

3. Процедура оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающихся.

В соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», управление процессом организации практики делится на три этапа: подготовительный, основной и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в основной и итоговой периоды педагогической практики.

В основной период практики студенты выполняют программу практики:

- во время педагогической практики посещают занятия, ведут дневник практики, готовят конспекты, разрабатывают технологические карты, осуществляют индивидуальное планирование, готовят аналитические справки и характеристики и пр. (в соответствии с содержанием программы практики).

На основе представленных студентами индивидуальных планов работы (расписания) групповые руководители и другие преподаватели кафедр проводят консультации и посещают студентов на местах практик. Руководители практики осуществляют контроль за своевременностью выполнения заданий, заполняя карту оценки сформированности компетенций обучающихся (по результатам наблюдения).

На заключительном этапе практики анализируются студенческие отчеты групповым и другими руководителями практики. На совещании руководителей и организаторов практики подводятся итоги текущего контроля (на основе характеристик с мест прохождения практики, листа экспертной оценки результатов практики обучающегося и собственно отчетной документации студента (в соответствии с программой практики. На основании анализа отчетов и итогов текущего контроля определяются коэффициенты сформированности компетенций, измеряемых в рамках текущего контроля.

Форма проведения итоговой конференции по практики определяется руководителем практики. Обучающийся на итоговой конференции по практике представляет (защищает) отчет. Защита отчета может проходить в индивидуальной и групповой форме.

Промежуточная аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля и отчета студентов на итоговой конференции по практике.

Промежуточная аттестация (контроль) по результатам практики проводится на итоговой конференции во время представления (защиты) обучающимися отчетов, которое может проходить в индивидуальной и групповой форме.

По результатам педагогической практики проводится дифференцированный зачет, к которому студент-практикант должен представить всю отчетно-методическую документацию.

Руководитель педагогической практики от выпускающей кафедры (предметной комиссии) выставляет оценку за практику каждому студенту, учитывая при этом оценки за разработку системы уроков и их проведение, психолого-педагогическую характеристику учащихся группы (класса), воспитательную и научно-методическую работу.

При выставлении итоговой оценки по педпрактике принимаются во внимание:

1. Научный и методический уровень уроков, воспитательной, внеклассной работы студента.

2. Творческий подход к делу, самостоятельность, прилежание.

3. Знание психологии учащихся и социальной психологии коллектива.

4. Личностно-ориентированный подход к учащимся.

5. Уровень общей и педагогической культуры будущего педагог.

6. Работа с родителями учащихся.

Таблица 9

Примерные критерии оценивания обучающихся по практике

Критерии Отметка
- продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 1 - выполнил в срок и на высоком уровне весь объем рабов, требуемой программой практики; - относился к практике добросовестно, творчески; - обнаружил глубокие, разносторонние знания предмета и разнообразные методики его преподавания, свободно ориентируется в нормативной и методической литературе; - владеет основами современных психолого-педагогических концепций воспитания, обучения, использует их как основу в работе; - умеет планировать, организовывать и проводить внеурочную воспитательную работу с опорой на коллектив учащихся, органы ученического самоуправления; - получил за проведенные уроки и воспитательные мероприятия большинство отличных оценок; - составил полную и объективную психолого-педагогическую характеристику учащихся группы.   «отлично»  
- продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69 - выполнил в срок весь объем работы, требуемой программой практики; - относился к практике добросовестно, творчески; - обнаружил прочные знания предмета и методики его преподавания, знает нормативные документы; - ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях воспитания и обучения, но использует их в работе эпизодически; - испытывал затруднения при планировании и организации внеурочной воспитательной деятельности; - получил за проведенные уроки и воспитательную работу большинство хороших оценок; - составил полную психолого-педагогическую характеристику учащихся группы, но в ней имеются отдельные недочеты.   «хорошо»  
- продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,59 -выполнил весь объем работы, требуемой программой практики; -выполнял основные требования руководителя педпрактики, методистов, администрации; -не проявлял активности, самостоятельности; -обнаружил существенные пробелы в знании предмета и методики его преподавания, плохо знает нормативные документы, слабо ориентируется в методической литературе; - имеет общее представление о психолого-педагогических концепциях воспитания и обучения, не может их применить их в практической деятельности; -не сумел самостоятельно спланировать и организовать внеурочную воспитательную деятельность; -получил за проведенные уроки и воспитательную работу большинство удовлетворительных оценок; -составил неполную психолого-педагогическую характеристику учащихся группы.     «удовлетворительно»  
- продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,5 - не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики; - относился к практике не добросовестно, имел нарушения учебно-трудовой дисциплины, не выполнял требования руководителя педпрактики, методистов, администрации; - не соблюдал педагогический такт, имел срывы в отношениях с учащимися; - не проявлял активности, самостоятельности в работе; - обнаружил существенные пробелы в знании предмета и методики его преподавания, плохо знает (или не знает), нормативные документы, не ориентируется в методической литературе; - имеет общее представление о психолого-педагогических концепциях воспитания и обучения, не может их применить их в практической деятельности; - не проводил внеурочную воспитательную деятельность; - получил за проведенные уроки и воспитательную работу большинство неудовлетворительных оценок; - не составил или дал необъективную психолого-педагогическую характеристику учащихся группы.     «неудовлетворитель-но»  

Итоги практики обсуждается на заседании выпускающей кафедры (предметной комиссии). Наиболее ценные и важные результаты педпрактики могут быть доложены на университетской научно – методической конференции.

Наши рекомендации