Вид практики, способы и формы проведения
Вид практики –производственная, проводится на базе учреждений, соответствующихобласти профессиональной деятельности выпускника (система социального обслуживания, система социальной защиты и социально-правовой патронаж, система образования и социально-педагогическая помощь, система здравоохранения и психологическая помощь и др.).
Тип практики – производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Способ проведения – стационарная, выездная.
Форма проведения – дискретная, концентрированная.
Основной базой производственной практики являются социальные учреждения, подведомственные Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. В соответствии с ФГОС ВО направления, студенты также могут проходить производственную практику в системе образования; системе здравоохранения; системе культуры; государственной службе медико-социальной экспертизы; пенитенциарной системе; государственной службе занятости; федеральной государственной миграционной службе; МЧС; на предприятиях, в фирмах (государственных, частных, общественных).
Практика на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется на основе договоров между университетом и предприятием, учреждением или организацией Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
Руководство практикой осуществляют: руководитель от кафедры социальной работы, отвечающий за общую подготовку и организацию практики и руководитель учреждения, на базе которого студент проходит практику.
Продолжительность практики – 4 недели. Общий объем практики – 216 часов, что соответствует 6 зачетным единицам.
Функциональная роль студента на базе практики: специалист по социальной работе.
2. Цель практики и планируемые результаты практики
Основная цель производственной практики – апробация студентами трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» посредством организации социального обслуживания, предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки нуждающимся гражданам в соответствии с требованиями компетентностной концепции образования.
В результате прохождения производственной практики студент должен освоить основные функциональные обязанности специалиста по социальной работе, получить профессиональные умения и опыт профессиональной деятельности.
Данный вид практической подготовки предполагает решение следующих задач:
· выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
· определение объема, видов, форм социального обслуживания, а также мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин
· получение опыта деятельности по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения
· развитие навыков организационно-управленческой деятельности в условиях конкретного учреждения.
Задачи производственной практики соотносятся с такими видами профессиональной деятельности, как: социально-технологическая и организационно-управленческая.
Социально-технологическая деятельностьпредусматривает решение следующих задач:
оценка обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определение индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению (ПК-1);
выбор, разработка и эффективная реализация социальных технологий и технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты (ПК-2);
предоставление мер социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов (ПК-3);
осуществление оценки и контроля качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-4);
использование законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан (ПК-5);
профилактика обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи (ПК-6).
Организационно-управленческая деятельность предусматривает решение следующих задач:
реализация межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения (ПК-7);
организационно-управленческая работа в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан (ПК-8);
ведение необходимой документации и организация документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан (ПК-9);
осуществление мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан (ПК-10);
реализация маркетинговых технологий с целью формирования и развития рынка социальных услуг, привлечения внимания к социальным проблемам, формирования позитивного имиджа социальной работы и реализующих ее специалистов (ПК-11);
создание условий для обеспечения государственно-частного партнерства в процессе реализации социальной работы (ПК-12).
3. Место практики в структуре образовательной программы
Производственная практика входит в раздел блока «Б.2.П.1 Практики» ОПОП по направлению подготовки 39.03.02 - «Социальная работа» и проводится на четвертом году обучения среди студентов очной формы обучения, на пятом году обучения – среди студентов заочной формы обучения. Ей предшествуют изучение дисциплин «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», «Социальная политика», «Экономические основы социальной работы», «Основы документоведения в социальной работе», «Управление в социальной работе».
Осваиваются такие предметы, как «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг», «Информационные технологии в социальной сфере», «Медико-социальные методы и адаптивно-реабилитационные технологии», «Технологии психосоциальной работы» и др.
Требования к входным знаниям, умениям и готовности студентов,