Краткий информационный материал
Основные понятия: личностно-ориентированные технологии, сотрудничество в обучении, технологии критического мышления.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр обучения личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития. Цель образования – помочь ребенку стать субъектом культуры, научить его жизнетворчеству. К данным технологиям относятся:
Гуманно-личностная технология. В основе технологии лежит идея всестороннего уважения и любви к ребенку; оптимистическая вера в его творческие силы, неприятие принуждения в обучении и воспитании.
Технология сотрудничества в обучении. Педагогический процесс строится на основе субъект - субъектных отношений. Учитель и ученик включены в совместную деятельность и выступают как равноправные партнеры (совместно вырабатывают цели, содержание и дают оценку).
Целевые ориентации педагогики сотрудничества: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход; единство обучения и воспитания.
Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных технологий. Он объединяет следующие идеи: гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной «Я-концепции».
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель-ученик». Концепция сотрудничество основана на представлении об ученике как о субъекте учебной деятельности.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: гуманно-личностный подход к ребенку; дидактический активизирующий и развивающий комплекс; концепция воспитания; педагогизация окружающей среды.
Технологию обучения в сотрудничестве рассматривают как наиболее успешную альтернативу традиционному обучению.
Варианты технологии обучения в сотрудничестве
1. Обучение в команде.Цель – «познать совместно».
2. «Пила». Работа над материалом, разбитым на блоки-задания.
3.«Учимся вместе».
Исследовательская работа в группах.
Технология развития критического мышления
Работая в технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – совместный поиск.
Таблица - Этапы технологии развития критического мышления
1 стадия | 2 стадия | 3 стадия |
Вызов: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения | Осмысление содержания: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения | Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения |
Функции трех стадий технологии критического мышления представлены следующим образом:
1.Вызов. Мотивационная – побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. Информационная – извлечение «на поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная – бесконфликтный обмен мнениями.
2.Осмысление. Мотивационная – сохранение интереса к изучаемой теме. Информационная – получение новой информации по теме. Систематизационная – классификация полученной информации по категориям знания.
3.Рефлексия. Мотивационная – побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. Информационная – приобретение нового знания. Коммуникационная – обмен мнениями о новой информации. Оценочная – соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
Ход работы
Допуск к работе
Выполнение тестового задания:
Т 1.К личностно-ориентированным технологиям относят:
1)блочно-модульную технологию;
2)гуманно-личностную технологию;
3)технологию сотрудничества в обучении;
4)технологию проблемного обучения.
Т 2.Найдите целевой ориентир, противоречащий личностно-ориентированному обучению:
1)переход от педагогики требований к педагогики отношений;
2)гуманно-личностный подход;
3)ведущая деятельность учителя;
4)Единство обучения и воспитания.
Т 3.Укажите правильное количество стадий технологии развития критического мышления:
1) 1
2)2
3)3
4) 4
Т 4.Назовите этапы технологии развития критического мышления:
1)вызов, осмысление, рефлексия;
2)вызов, осмысление, оценка;
3)актуализация знаний, получение новых знаний, оценка знаний;
4)информационный, мотивационный, оценочный.
Т 5.Определите правильное содержание деятельности ученика на стадии вызова в технологии развития критического мышления:
1)индивидуальная формулировка каждым учащимся познавательных целей относительно темы урока;
2)собственное восприятие учеником новой информации по теме урока;
3) «присвоение» учеником полученной информации по теме урока;
4)деятельность учащегося определяется стремлением оправдать ожидания учителя.
Выполнение заданий
Задание 8.2.1.На основе изученной литературы и краткого информационного материала определить характерные черты и отличительные особенности каждой из представленных технологий. Результаты оформить в виде таблиц 1.1.и 1.2
Таблица 8.2.2. «Сравнительный анализ моделей обучения (В.Я. Ляудис);
Параметры модели | Традиционная модель обучения | Инновационная модель обучения |
Единица управления | ||
Цели | ||
Ролевые позиции учителя и стиль руководства | ||
Мотивационно-смысловые установки учителя | ||
Характер организации учебно-познавательной деятельности | ||
Формы учебных взаимодействий и отношений | ||
Контроль и оценка | ||
Мотивационно-смысловые позиции обучаемых |
Таблица 8.2. 3.Основные черты развивающих технологий
Название технологий | Цель технологии | Основные идеи и характерные черты технологии | Предположительные этапы урока по данной технологии |
Задание 8.2.4. В творческих группах (3-4чел.) организуйте микропреподавание фрагмента урока на этапе закрепления материала с применением технологии сотрудничества в обучении. (Красота поэтического слова. Стихотворение волшебство природы. П. Гарбарук). Оцените соответствие хода урока методическим рекомендациям проведения.
Задание 8.2.5.Установите соответствие между стадиями и деятельностью субъектов учебного процесса (в соотв. С табл. 1.1) в технологии развития критического мышления.