Краткий информационный материал

Основные понятия: личностно-ориентированные технологии, сотрудничество в обучении, технологии критического мышления.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр обучения личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития. Цель образования – помочь ребенку стать субъектом культуры, научить его жизнетворчеству. К данным технологиям относятся:

Гуманно-личностная технология. В основе технологии лежит идея всестороннего уважения и любви к ребенку; оптимистическая вера в его творческие силы, неприятие принуждения в обучении и воспитании.

Технология сотрудничества в обучении. Педагогический процесс строится на основе субъект - субъектных отношений. Учитель и ученик включены в совместную деятельность и выступают как равноправные партнеры (совместно вырабатывают цели, содержание и дают оценку).

Целевые ориентации педагогики сотрудничества: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход; единство обучения и воспитания.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных технологий. Он объединяет следующие идеи: гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной «Я-концепции».

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель-ученик». Концепция сотрудничество основана на представлении об ученике как о субъекте учебной деятельности.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: гуманно-личностный подход к ребенку; дидактический активизирующий и развивающий комплекс; концепция воспитания; педагогизация окружающей среды.

Технологию обучения в сотрудничестве рассматривают как наиболее успешную альтернативу традиционному обучению.

Варианты технологии обучения в сотрудничестве

1. Обучение в команде.Цель – «познать совместно».

2. «Пила». Работа над материалом, разбитым на блоки-задания.

3.«Учимся вместе».

Исследовательская работа в группах.

Технология развития критического мышления

Работая в технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – совместный поиск.

Таблица - Этапы технологии развития критического мышления

1 стадия 2 стадия 3 стадия
Вызов: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения Осмысление содержания: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения

Функции трех стадий технологии критического мышления представлены следующим образом:

1.Вызов. Мотивационная – побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. Информационная – извлечение «на поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная – бесконфликтный обмен мнениями.

2.Осмысление. Мотивационная – сохранение интереса к изучаемой теме. Информационная – получение новой информации по теме. Систематизационная – классификация полученной информации по категориям знания.

3.Рефлексия. Мотивационная – побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. Информационная – приобретение нового знания. Коммуникационная – обмен мнениями о новой информации. Оценочная – соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Ход работы

Допуск к работе

Выполнение тестового задания:

Т 1.К личностно-ориентированным технологиям относят:

1)блочно-модульную технологию;

2)гуманно-личностную технологию;

3)технологию сотрудничества в обучении;

4)технологию проблемного обучения.

Т 2.Найдите целевой ориентир, противоречащий личностно-ориентированному обучению:

1)переход от педагогики требований к педагогики отношений;

2)гуманно-личностный подход;

3)ведущая деятельность учителя;

4)Единство обучения и воспитания.

Т 3.Укажите правильное количество стадий технологии развития критического мышления:

1) 1

2)2

3)3

4) 4

Т 4.Назовите этапы технологии развития критического мышления:

1)вызов, осмысление, рефлексия;

2)вызов, осмысление, оценка;

3)актуализация знаний, получение новых знаний, оценка знаний;

4)информационный, мотивационный, оценочный.

Т 5.Определите правильное содержание деятельности ученика на стадии вызова в технологии развития критического мышления:

1)индивидуальная формулировка каждым учащимся познавательных целей относительно темы урока;

2)собственное восприятие учеником новой информации по теме урока;

3) «присвоение» учеником полученной информации по теме урока;

4)деятельность учащегося определяется стремлением оправдать ожидания учителя.

Выполнение заданий

Задание 8.2.1.На основе изученной литературы и краткого информационного материала определить характерные черты и отличительные особенности каждой из представленных технологий. Результаты оформить в виде таблиц 1.1.и 1.2

Таблица 8.2.2. «Сравнительный анализ моделей обучения (В.Я. Ляудис);

Параметры модели Традиционная модель обучения Инновационная модель обучения
Единица управления    
Цели    
Ролевые позиции учителя и стиль руководства    
Мотивационно-смысловые установки учителя    
Характер организации учебно-познавательной деятельности    
Формы учебных взаимодействий и отношений    
Контроль и оценка    
Мотивационно-смысловые позиции обучаемых    

Таблица 8.2. 3.Основные черты развивающих технологий

Название технологий Цель технологии Основные идеи и характерные черты технологии Предположительные этапы урока по данной технологии
       

Задание 8.2.4. В творческих группах (3-4чел.) организуйте микропреподавание фрагмента урока на этапе закрепления материала с применением технологии сотрудничества в обучении. (Красота поэтического слова. Стихотворение волшебство природы. П. Гарбарук). Оцените соответствие хода урока методическим рекомендациям проведения.

Задание 8.2.5.Установите соответствие между стадиями и деятельностью субъектов учебного процесса (в соотв. С табл. 1.1) в технологии развития критического мышления.

Наши рекомендации