Личностно-ориентированного обучения
Лабораторная работа №2.
Тема «Урок - основная форма организации образовательного процесса»
Моделирование уроков
На основе технологий
Личностно-ориентированного обучения
Литература
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика.- 1997.-№4.-С.11-17.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.-С.7-38.
Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2005.
Капранова, В.А. Основы школьной дидактики / В.А. Капранова, И.Г. Тихонова. Мн., 2002.-С. 113-117.
Коджаспирова, Г.М., Педагогика /Г.М. Коджаспирова. М., 2004. – С.335-343.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалифик. Пед. кадров / Е.С. Полант, М.Ю. Бухаркина и др.; Под ред. Е.С. Полат.-М.; Издат.центр «Академия», 2001.-С.17-64.
Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум : учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун [и др.]; под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик.- Минск ТетраСистемс, 2010.- 224 с.
Школьные технологии обучения и воспитания: учеб.-метод. пособие / Л.В. Пенкрат, А.Р. Борисевич, Л.М. Волкова и др.; под ред. Л.В. Пенкрат.- Минск: БГПУ, 2009.-С.49-73.
Цель работы
Сформировать умения моделировать уроки в рамках личностно-ориентированных технологий: сотрудничества(Е.С. Полат) и развития критического мышления учащихся.
Требования к отчету
В отчете должны быть представлены:
- таблица 1.1 «Сравнительный анализ моделей обучения (В.Я. Ляудис); (См. Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2005. С.77-80).
- таблица 1.2 «Основные черты развивающих технологий»;
- письменная самооценка микропреподавания фрагмента урока в малой группе (стадия закрепления материла) с оценкой соответствия сконструированного хода урока изученным методическим рекомендациям;
- описание соответствия между стадиями (этапами) технологии развития критического мышления и деятельностью субъектов учебного процесса;
Таблица 1.3 «Схема стадии «вызова» в технологию критического мышления»;
- технологическая карта урока по развитию критического мышления на основе предложенного развернутого конспекта урока (по выбору).
Содержание работы
Разработка заданных фрагментов урока по предмету на основе технологии сотрудничества в обучении; разработка стадии вызова по предложенной теме урока на основе технологии развития критического мышления; разработка технологической карты урока на основе предложенного развернутого конспекта урока.
Оборудование и материалы
Схема–план урока с элементами педагогики сотрудничества (по Е.С. Полату); развернутый конспект урока по предмету.
Форма проведения занятия
В малых группах (3-5 человек).
Варианты технологии обучения в сотрудничестве
1. Обучение в команде.Цель – «познать совместно».
2. «Пила». Работа над материалом, разбитым на блоки-задания.
3.«Учимся вместе».
Исследовательская работа в группах.
Технология развития критического мышления
Работая в технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – совместный поиск.
Таблица - Этапы технологии развития критического мышления
1 стадия | 2 стадия | 3 стадия |
Вызов: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения | Осмысление содержания: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения | Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения |
Функции трех стадий технологии критического мышления представлены следующим образом:
1.Вызов. Мотивационная – побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. Информационная – извлечение «на поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная – бесконфликтный обмен мнениями.
2.Осмысление. Мотивационная – сохранение интереса к изучаемой теме. Информационная – получение новой информации по теме. Систематизационная – классификация полученной информации по категориям знания.
3.Рефлексия. Мотивационная – побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. Информационная – приобретение нового знания. Коммуникационная – обмен мнениями о новой информации. Оценочная – соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
Ход работы
Допуск к работе
Выполнение тестового задания:
Т 1.К личностно-ориентированным технологиям относят:
1)блочно-модульную технологию;
2)гуманно-личностную технологию;
3)технологию сотрудничества в обучении;
4)технологию проблемного обучения.
Т 2.Найдите целевой ориентир, противоречащий личностно-ориентированному обучению:
1)переход от педагогики требований к педагогики отношений;
2)гуманно-личностный подход;
3)ведущая деятельность учителя;
4)Единство обучения и воспитания.
Т 3.Укажите правильное количество стадий технологии развития критического мышления:
1) 1
2)2
3)3
4) 4
Т 4.Назовите этапы технологии развития критического мышления:
1)вызов, осмысление, рефлексия;
2)вызов, осмысление, оценка;
3)актуализация знаний, получение новых знаний, оценка знаний;
4)информационный, мотивационный, оценочный.
Т 5.Определите правильное содержание деятельности ученика на стадии вызова в технологии развития критического мышления:
1)индивидуальная формулировка каждым учащимся познавательных целей относительно темы урока;
2)собственное восприятие учеником новой информации по теме урока;
3) «присвоение» учеником полученной информации по теме урока;
4)деятельность учащегося определяется стремлением оправдать ожидания учителя.
Выполнение заданий
Задание 8.2.1.На основе изученной литературы и краткого информационного материала определить характерные черты и отличительные особенности каждой из представленных технологий. Результаты оформить в виде таблиц 1.1.и 1.2
Таблица 8.2.2. «Сравнительный анализ моделей обучения (В.Я. Ляудис);
Параметры модели | Традиционная модель обучения | Инновационная модель обучения |
Единица управления | ||
Цели | ||
Ролевые позиции учителя и стиль руководства | ||
Мотивационно-смысловые установки учителя | ||
Характер организации учебно-познавательной деятельности | ||
Формы учебных взаимодействий и отношений | ||
Контроль и оценка | ||
Мотивационно-смысловые позиции обучаемых |
Таблица 8.2. 3.Основные черты развивающих технологий
Название технологий | Цель технологии | Основные идеи и характерные черты технологии | Предположительные этапы урока по данной технологии |
Задание 8.2.4. В творческих группах (3-4чел.) организуйте микропреподавание фрагмента урока на этапе закрепления материала с применением технологии сотрудничества в обучении. (Красота поэтического слова. Стихотворение волшебство природы. П. Гарбарук). Оцените соответствие хода урока методическим рекомендациям проведения.
Задание 8.2.5.Установите соответствие между стадиями и деятельностью субъектов учебного процесса (в соотв. С табл. 1.1) в технологии развития критического мышления.
Приложение к лабораторной работе №2.
Волшебство природы
П. Гарбарук
В том краю, где цветут васильки,
Словно небо облитое поле,
Где из недр бъют журча родники,
Разгулялась озерная воля.
Ну, а воля границы не знала,
На раздолье плела кружева;
Гладь озер – ожерелье опала,
Видно, бог здесь не раз проживал.
На холмах ветры с арфой шалят,
Нас чаруют пленительные звуки;
В диких травах лишь пчелы гудят,
И сплетаются ласково руки.
Душа просит нектара испить
В эту пору шального цветенья;
В этом мире грешно не любить,
Даже если тревожно прозренье.
Сеновал ароматом пьянит,
Буйство красок, неистовство страсти,
И загадка той встречи манит,
Неразгаданность хуже напасти.
Я вернусь в этот сказочный край,
Загляну в твои очи-озера;
Сто дорог, а в конце одной – рай,
Только это ведь будет не скоро.
Лабораторная работа №2.
Тема «Урок - основная форма организации образовательного процесса»
Моделирование уроков
На основе технологий
личностно-ориентированного обучения
Литература
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика.- 1997.-№4.-С.11-17.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.-С.7-38.
Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2005.
Капранова, В.А. Основы школьной дидактики / В.А. Капранова, И.Г. Тихонова. Мн., 2002.-С. 113-117.
Коджаспирова, Г.М., Педагогика /Г.М. Коджаспирова. М., 2004. – С.335-343.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалифик. Пед. кадров / Е.С. Полант, М.Ю. Бухаркина и др.; Под ред. Е.С. Полат.-М.; Издат.центр «Академия», 2001.-С.17-64.
Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум : учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун [и др.]; под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик.- Минск ТетраСистемс, 2010.- 224 с.
Школьные технологии обучения и воспитания: учеб.-метод. пособие / Л.В. Пенкрат, А.Р. Борисевич, Л.М. Волкова и др.; под ред. Л.В. Пенкрат.- Минск: БГПУ, 2009.-С.49-73.
Цель работы
Сформировать умения моделировать уроки в рамках личностно-ориентированных технологий: сотрудничества(Е.С. Полат) и развития критического мышления учащихся.
Требования к отчету
В отчете должны быть представлены:
- таблица 1.1 «Сравнительный анализ моделей обучения (В.Я. Ляудис); (См. Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2005. С.77-80).
- таблица 1.2 «Основные черты развивающих технологий»;
- письменная самооценка микропреподавания фрагмента урока в малой группе (стадия закрепления материла) с оценкой соответствия сконструированного хода урока изученным методическим рекомендациям;
- описание соответствия между стадиями (этапами) технологии развития критического мышления и деятельностью субъектов учебного процесса;
Таблица 1.3 «Схема стадии «вызова» в технологию критического мышления»;
- технологическая карта урока по развитию критического мышления на основе предложенного развернутого конспекта урока (по выбору).
Содержание работы
Разработка заданных фрагментов урока по предмету на основе технологии сотрудничества в обучении; разработка стадии вызова по предложенной теме урока на основе технологии развития критического мышления; разработка технологической карты урока на основе предложенного развернутого конспекта урока.
Оборудование и материалы
Схема–план урока с элементами педагогики сотрудничества (по Е.С. Полату); развернутый конспект урока по предмету.
Форма проведения занятия
В малых группах (3-5 человек).