Микрофонный прием натуральных звуковых сигналов
Преимущественные характеристики микрофонов, учет которых необходим в звукорежиссерской практике.
Влияние акустики помещений на микрофонный прием. Взаиморасположение исполнителей и микрофонов в тонателье. Внешняя электроакустическая связь.
Особенности стереофонического микрофонного приема. Системы A/B, X/Y и M/S.
Одномикрофонный и многомикрофонный прием при звукозаписи или звукопередаче. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения солистов-вокалистов, хора, малых вокальных и инструментальных ансамблей, оркестров народных инструментов, духовых оркестров, джазовых оркестров, камерных и симфонических оркестров.
Нестандартные способы микрофонного приема. Частичная и полная изоляция микрофонов. Акустическая коррекция диаграммы направленности микрофонов. Использование акустически связанных помещений.
Фонографическая композиция
Фонографическая плоскость и фонографическое пространство. Иллюзорная акустическая обстановка. Плановое звукоизображение. Основные признаки удаленности реальных и виртуальных источников звука. Ширина фонографических объектов и способы ее технической реализации.
Обработка звукового сигнала
Электрическая коррекция спектра звукового сигнала и ее влияние на тембр. Акустические и электрические фильтры. Типы распространенных регуляторов амплитудно-частотных характеристик трактов звукопередачи.
Темброво-спектральная композиция. Слияние и контрастирование тембров различных фонографических объектов. Метод спектральных проекций.
Звукорежиссерская акустическая палитра. Стандартные и специфические приемы обработки звуковых сигналов. Основные виды программ в цифровых электроакустических устройствах.
Программы обработки звука, использующие модуляции задержки сигналов. Эффекты CHORUS, FASING, FLANGER.
Программы обработки звука, использующие звуковысотные транспозиции и модуляции.
Создание искусственной реверберации. Основные технические параметры механических, магнитно-ленточных и электронных ревербераторов.
Устройства для динамической коррекции звуковых сигналов. Компрессирование, ограничение, повышение средней громкости. Широкополосная и многодиапазонная динамическая обработка.
Основы звукомонтажа
Художественный монтаж фонограммы. Возможности звукомонтажных компьютерных станций. Прямой и неразрушающий монтаж. Основные монтажные операции. Копирование, размещение, простые “склейки” и замена монтажных кусков. Технические и художественные возможности динамической, спектральной и колористической коррекции при звукомонтаже.
Основы реставрации фонограмм
Возможности исправления технических и фонографических дефектов. Удаление щелчков и иных дискретных помех. Шумопонижение и шумоподавление. Линейные и нелинейные коррекции. Возможность широкоспектральной и избирательной динамической обработки архивного звукового материала. Расширение кажущейся ширины звуковой картины и квазистереофония.
Часть 2. Слуховой анализ звукозаписи
Профессиональная оценка качества звукозаписи
Художественные, художественно-технические и технические параметры качества звукозаписи. Рекомендация ОИРТ “Субъективная оценка качества звукозаписи”. Оцениваемые параметры: пространственное впечатление, прозрачность звучания, музыкальный баланс, тембр, передача динамических нюансов, стереофонический эффект, аранжировка, техника приема звука, художественное качество, помехи, громкость, общее впечатление.
Анализ факторов, определяющих качество звукозаписи
Акустические характеристики натуральных звучаний (музыка, речь, шумы). Акустические условия звукозаписи. Художественно-технические приемы звукорежиссуры: выбор и расстановка микрофонов, регулирование уровней, микширование, обработка звукового сигнала. Технология звукозаписи. Технические параметры используемых средств звукозаписи.
Раздел III
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ
Часть 1. Звукотехническое оборудование студий