Понятие о стандартизации, принципы и функции ее. Стандартизация технологий, услуг.
Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции (работ или услуг) и повышение конкурентоспособности.
Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.
Экономическая функция стандартизации реализуется в следующих областях:
- представление в договорах (контрактах) достоверной информации о продукции в удобной и попятной форме;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции; благодаря стандартизации основных параметров продукции становятся возможными проведение объективной оценки уровня ее качества, конкурентоспособности и, соответственно, разработка направлений их повышения;
- внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;
- увеличение серийности и масштабов производства, способствующее повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции;
- взаимозаменяемость и совместимость; стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;
- эффективное управление производством; стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.
По некоторым данным, около 80% мировой торговли подвержено влиянию стандартов и технических регламентов, а эффект от этого влияния оценивается суммой около 4 млрд долл.
Социальная функция стандартизации проявляется в создании нормативов и достижении на практике такого уровня параметров и показателей продукции (работ, услуг), который соответствует социальным целям общества, связанным с охраной окружающей среды, здравоохранением, безопасностью людей при производстве продукции, ее обращении, использовании и утилизации.
Коммуникативная функция стандартизации обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия обществом различных видов информации через нормативную фиксацию терминов и определений, условных знаков, символов, обозначений, установление единых правил оформления документов и т.п., способствуя тем самым достижению необходимого для общества взаимопонимания, и расширяет возможности взаимообогащающего обмена информацией.
Основные принципы стандартизации:
− взаимное стремление всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижению общего согласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению многообразием продукции, ее качеству, экономичности, применимости, совместимости и взаимозаменяемости, ее безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охране окружающей среды и другим вопросам, представляющим взаимный интерес;
− программно-целевое планирование работ по стандартизации;
− техническая, экономическая, социальная обоснованность разработки нормативных документов по стандартизации;
− преемственность при применении нормативных документов по стандартизации;
− комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов, включая метрологическое обеспечение, путем согласования требований к этим объектам, к средствам измерений и увязкой сроков введения в действие нормативных документов по стандартизации;
− гармонизация нормативных документов по стандартизации с международными, региональными и национальными стандартами других государств;
− соответствие требований нормативных документов по стандартизации современным достижениям пауки, техники, передового опыта, а также законодательным актам, нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного надзора;
− взаимосвязь и согласованность нормативных документов по стандартизации всех уровней;
− открытость информации о действующих нормативных документах по стандартизации;
− утверждение стандартов на основе достижения согласия всеми заинтересованными сторонами;
− пригодность нормативных документов по стандартизации для их применения в целях сертификации.
16.Сущность качества продукции и характеристика его показателей. Способы определения показателей качества продукции.
По характеризуемым свойствам показатели качества продукции бывают следующие
· показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область её применения. В строительстве к этой группе можно отнести, например, соотношение жилой и полезной площади в квартире и другие показатели проектных и строительных решений;
· показатели надежности – характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости конструкции и изделий в конкретных условиях их использования на этапах разработки, создания и эксплуатации. Надежность закладывается на стадии разработки проектных решений (проектная надёжность), обеспечивается на стадии изготовления строительных материалов, изделий и производства строительно-монтажных работ (производственная надёжность) и поддерживается на стадии эксплуатации объектов (эксплуатационная надёжность). Таким образом, показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания;
· показатель технологичности строительной продукции – устанавливает соответствие принятых решений условиям производства; показатель технологичности не может относиться только к готовой продукции, он характеризует как технологию изготовления, так и эффективность конструктивно-технологических проектных решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;
· эргономические показатели характеризуют систему «человек–изделие–среда» и учитывают комплекс гигиенических, физиологических, психологических и других особенностей человека;
· эстетические показатели – характеризуют эстетические свойства продукции (выразительность, гармоничность, простоту форм). Их можно также отнести к проектным решениям, влияющим на качество изготовления конструкции, деталей и изделий, производства строительно-монтажных работ (мастерство выполнения, тщательность отделки);
· показатели стандартизации – характеризуют степень использования стандартизированных изделий, относятся к проектным решениям, строительным конструкциям, деталям и изделиям;
· показатели унификации характеризуют уровень унификации изделий, относятся к проектным решениям и строительным изделиям;
· патентно-правовые показатели – характеризуют возможность получения патента на проектные решения, строительные материалы и изделия;
· экономические показатели – отражают затраты на разработку проектных решений, изготовление материалов и изделий, выполнение строительно-монтажных работ и эксплуатацию готовых объектов, а также совершенство продукции по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство, экономическую эффективность эксплуатации. Экономические показатели учитываются при составлении интегральных показателей качества продукции.
Методы определения значений показателей качества
Регистрационный метод основывается на информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат.
При традиционном методе показатели качества определяются должностными лицами (работниками) специализированных экспериментальных лабораторий, полигонов, стендов и расчетных подразделений предприятий (конструкторских отделов, вычислительных центров, служб надежности). Информация о показателях формируется в процессе испытаний продукции, условия проведения которых должны быть приближены к нормальным или форсированным эксплуатационным.
При экспертном методе осуществляется определение значений показателей качества на основе решения, принимаемого группой специалистов-экспертов. В такие группы объединяются специалисты различных направлений знаний и практических навыков в зависимости от вида оцениваемой продукции. Каждый из членов группы обладает правом решающего голоса. Этим методом пользуются в тех случаях, когда показатели качества продукции не могут быть определены более объективными методами. Этот метод в совокупности с органолептическим рекомендуется для определения эстетического показателя.