Понятие и виды ответ-ти менеджмента.
Ответ-ть рук-ля О предусм-ся трудо вым и гражданским закон-м. Руков-ль орг-и – физ-е лицо, к-е осущ-ет руково дство орг-ей, в т.ч. выполняет функ ции ее единоличного исп-го органа. К компетенции руков-ля орг-и относятся все вопросы руководства тек.деят-тью орг-и, за исключением вопросов, отне сенных к компетенции иных органов власти. Единоличный исп-й орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени орг-и, в т.ч. представляет его интересы, совершает сделки от имени орг-и, ут верждает штаты, издает приказы и дает указания, обяз-е для исполнения всеми раб-ми орг-и. Рук-ль несет дис циплинарную и матер-ю ответ-ть (он м/б оштрафован, уволен, к нему м/б применен выговор и т.д.). Рук-ль не сет гражданскую ответ-ть. Основания для привлечения рук-ля О к градж от вет-ти: нарушение принципа добросо вестности и разу мности в упр-нии О, несоблюдение норм права. В этом слу чае к рук-лю м/б применено: выговор, оплата ущерба, штраф, увольнение. Ответ-ть рук-ля рассм-ся при злоупо треб-нии служеб положением, наруше нием законодат-ва о банкротстве.
Осн. показатели эф-ти менеджмента.
Эф-ть упр-я - результативность дан ной деят-ти, степень рац.исп-я матер-х, фин-х и труд-х ресурсов.Показатель эф-ти – кол-я хар-ка работы П, косве нно хар-ет эф-ть упр-я. Такие показате ли эф-ти как производ-ть труда, ма териалоемкость, фондоотдача осн.про изв.фондов, оборачиваемость оборот ных средств, окупаемость капиталов ложений условно м/о объединить в группу частных или локальных показа телей. Кроме того, выделяют обобща ющие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают рез-т хоз. деят-ти и упр-я в целом но не в пол ной мере хар-ют эф-ть и кач-во упр-я труд.процессами, произв.фондами, мА тер.ресурсами. Показателями, хар-ми работу аппарата упр-я явл-ся страт-я эф-ть упр-я и своеврем.принятия и осущ-я упр.решений. При оценке эф-ти упр-я необх-мо комплексное приме нение всей системы обобщающих и частных показателей. Эф-ть упр.деят-ти применительно к субъекту упр-я м/т хар-ся кол-ми (эк-й эффект) и кач-ми показателями (соц.эф-ть)
Стили руководства.
Типовые стили руководства- модели, где собраны опр.черты стиля. Различа ют 3 типовых индив-х стиля руков-ва: 1.Авторитарный: преимущественное исп-е командных методов упр-я, орие нтация на задачу или на себя, центра лизация полномочий, подавление ини циативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей во ли, минимальное информ-е, малая гла сность, предпочтение наказаниям, уст ранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, не выдержанность. 2.Демократический: упор на соц-псих-е и эк-е моменты уп р-я, ориентация на чел-ка, делегирова ние полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая нра вственность, широкая гласность, пол ное информ-е, предпочтение поощре ниям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелатель ность, вежливость. 3.Пассивный – хар -е черты - бессистемность в методах, ориентировка на себя, не исп-е полно мочий, самотек в орг-и дел, бесконт рольность подчиненных, уход от ПР, исп-е коллегиальности для уклонения от ответ-ти, бессистемность стимул-я, безразличие к критике, отсутствие за боты о персонале.
Теории лидерства (ТЛ).
Лидерство (Л)- процесс влияния на индивидуумов / групп лиц для дости жения поставл.целей. Общепринятые ТЛ: Теория лидерских черт– осн-е внимание уделяется не личным кач-м, а навыкам связ-м с работой. Группо вая теория лидерства –основывают ся на идеях соц.психологии.Для достижения групповых целей д/н сущ-ть полож-й обмен м/у лидером и его послед-ми.Ситуационная ТЛ–охваты вает стиль лидерства в благопр.ситуа ции. Ситуация благоприятна для Лиде ра если высоки показатели: взаимод-е м/у лидером и членами группы; степе нь структурирования задачи; позицио нная власть лидера, опр-мая его фор мальными полномочиями. ТЛ «путь - цель» - пытается объяснить влияние, к-е оказ-ет поведение лидера на моти вацию его подчиненных, их удовле-ть и деят-ть;.Теории харизматического лидера - предсказывает, что харизма тический лидер, оказ-я возд-е на своих подчинённых, м/т добиться от них де ят-ти, превосходящей все ожидания, а также преданности лидеру и его мис сии. Теория преобразующего лидерст ва. Опр-е харизматических хар-к Лиде ров м/т оказаться особенно важным в усл-х преобразования традиц.спосо бов реал-и лидерства в орг-и для ада птации к драматическим изменениям. Именно этот процесс изменений стал объектом изучения харизматического лидерства..Теории соц.научения – поз волила сформу-ть общую концептуаль ную основу для описания орг.поведе ния, она м/т помочь в создании непре рывного взаимод-я м/у лидером, окру жением и поведением. Заменители лидерства - делают лидера не просто не нужным, но даже лишним, а также нейтрализаторы, к-е не позволяют ли деру исп-ть опр.формы поведения или нейтрализуют его.
Формы власти руков-ля.
Власть –к-лповедение человека, стре мящегося изменить поведение, отно шение и чувства др.человека через просьбу, угрозу, приказ. Для того, что влияние было результативным, руков-ль использовал власть. Власть – возм-ть влиять на поведение др.людей. Об ладать властью – значит, уметь оказы вать влияние на людей, целенаправлен но изменяя поведение и отношение чел-ка или группы людей. Формы власти: утилитарная – воздействие посредством сильных мотивов; закон ная – исполните ль верит, что влияю щий имеет право отдавать указания, а его долг – строго их выполнять; объе диненная – власть группы. Вариации власти: власть, основанная на принуж дении; на вознаграждении. Типы вла сти: экспертная – эксперт в обл.зна ний; законная – чел.свыше поставлен ный; власть примера – харизматичес кая.
Осн. типы произв. систем.
Вся сов-ть формальный орг-й сосре доточена в 4 осн.секторах произв-ва. Произв.сектор – сов-ть отраслей про изв-ва однородных по содержанию те хнол.цикла. В нар.хоз-ве страны выде ляют произв.секторы: 1. отрасли пер вичного цикла – занимаются добычей сырья, включают П и орг-и сельского и лесного хоз-в, рыбное хоз-во, добы вающие отрасли, гидро-, гелио-, ветро электростанции; 2. вторичного цикла – П и орг-и обрабатывающей промы шл-ти (легкая, пищевая, химическая – т.е. с исп-ем технологий); 3. третич ного цикла – П и орг-и, оказ-щие услу ги, необх-е для норм.жизнедеят-ти пе рвых 2 отраслей (банки, страх.компа нии, образовательные учреждения, то рговля, П сферы культуры и спорта, отдыха и развлечения); 4. сектор – информ.технологии.