Макроэкономическая безопасность инновационной деятельности
может рассматриваться как состояние, процесс и как система
Макроэкономическая безопасность как состояние – это наличие или отсутствие экономических, производственных и технологических условий, которые позволяют экономике страны осуществлять нововведения на основе собственных ресурсов.
Макроэкономическая безопасность как процесс –это совокупность действий и механизмов по созданию и упрочению условий, обеспечивающих устойчивое научно-техническое развитие экономики в настоящем и будущем на основе собственных ресурсов (темпы роста изобретений, отношение затрат на НИОКР к ВВП, доля расходов на военные НИОКР, возрастание доли страны по продаже высокотехнологичной продукции).
Системный аспект проблемы предполагает выделение основных сфер и направлений, обеспечивающих макроэкономическую безопасность нации. Их можно разделить на 4 группы: поддержка сферы фундаментальных и стратегических исследований; обеспечение взаимосвязи науки и производства; развитие системы технологического трансферта, в том числе оборонных НИОКР в гражданскую экономику; уровень развития системы информационного и патентно-лицензионного обеспечения НИОКР
Уровень изъятия первичных доходов.Высокая степень централизации изъятия налогов в бюджет не эффективна. Это соотношение зависит от степени централизации-децентрализации управления НТП в стране. Но всегда существует некая минимальная форма изъятия.
Рыночная инфраструктура.Состояние рыночной институциональной инфраструктуры (денежно-кредитного рынка, фондового рынка, страховых, пенсионных и инвестиционных фондов) может тормозить или ускорить развитие научно-технической продукции.
Законодательство. Законодательная база должна обеспечивать максимально эффективное существование рынка научно-технической продукции.
Интеграция науки и производства.Ноу-хау на рынок в части технологии не выпускают. Разработчики, продающие свою продукцию на рынке самостоятельно, не всегда знают ее цену. Кроме того, такой продукт может быть «доведен до ума» уже в исследовательских подразделениях производственного потребителя, в результате чего можно получить уже собственную научно-техническую продукцию и запатентовать ее.
Конкурентоспособность технологий.Конкурентоспособность продукции на мировых рынках определяет внутреннюю или внешнюю ориентацию ее рынка. Недостаточность конкурентоспособности определяет ряд мер на тех или иных стадиях жизненного цикла с целью повышения ее конкурентоспособности.
Уровень экономического развития.Фактор экономического развития страны оказывает очевидное воздействие на развитие рынка в следующих направлениях:
- падение уровня развития производственной сферы приводит к снижению платежеспособного спроса на нововведения. Рынок НТ продукции входит в фазу стагнации или сужается;
- падение уровня экономического развития ведет к снижению доходов государства, а, следовательно, и его расходов на науку;
- снижение расходов на науку ведет к сужению государственного
рынка НТ продукции;
- падение объемов производства и дефицит госбюджета ведут к инфляции, удорожанию кредитов, что отрицательно сказывается на рынке долгосрочных проектов НИОКР, являющихся, как правило, высокотехнологичными и наиболее перспективными.
По данным американских ученых, вклад инноваций в обеспечение экономического роста превышает вклад двух других основных факторов производства - труда и капитала, составляя по разным оценкам от 33 до 70 %. В обозримом будущем роль нововведений будет постоянно увеличиваться, при этом большое значение имеет экономическое стимулирование этого процесса.
12.2.Финансирование и кредитование нововведений.
Финансирование инновационной деятельности (ИД) представляет собой направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, новой технологии, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Решению этих задач способствуют разработка и финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных организаций, финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков и венчурных фондов. Различают внешние и внутренние источники финансирования.
Внешнее финансирование ИД предполагает привлечение и использование средств государства (бюджетные кредиты и ассигнования из бюджета), финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Формы внешнего финансирования могут быть различными: бюджетное, использование банковских кредитов, эмиссия ценных бумаг, финансирование в форме лизинга и др.
Внутреннее финансирование ИД предусматривает использование собственных средств, куда прежде всего входит часть прибыли и амортизационных отчислений, фонда развития производства, акционерный капитал предприятия.
В связи с отсутствием реального спроса на инновационные проекты в России, государство часто выступает спонсором финансирования ИД.
Кредиты и ссуды из федерального бюджета могут предоставляться на следующие цели:
- на разработку, внедрение и приобретение новых технологий, материалов, оборудования;
- на проведение структурной перестройки производства;
- для расчетов по целевым кредитам, выданным на закупку оборудования и материалов.
Безвозвратное финансирование исключено. Как правило, бюджетные средства предоставляются на возвратной основе.
Основой предоставления ссуды выступает кредитный договор.
Банковский кредит – предоставляется на основе принципов возвратности, срочности, целевого характера, материального обеспечения
Эмиссия ценных бумаг – разделяется на первичную и вторичную открытую и закрытую.
Лизинг. Эти операции регулируются Федеральным законом о
«О лизинге» от 20 октября 1998 г. В соответствии с этим законом лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Различают финансовый лизинг и оперативный лизинг.
Финансовый лизинг – это форма финансирования приобретаемого оборудования при посредничестве лизинговой компании, которая покупает его себе в собственность за свои и привлеченные средства, а затем сдает в пользование (аренду) предприятию - лизингополучателю на определенный срок. Лизинговая компания обязана приобрести то оборудование и у тех поставщиков, которые указал лизингополучатель.
При оперативном лизинге срок аренды оборудования лизинга намного меньше срока службы оборудования, сдаваемого в лизинг.
Одновременно с приобретением материальных ценностей лизинговая компания и лизингополучатель подписывают между собой соглашений о сроках аренды и ее непрерывности, о величине арендных платежей, периодичности их выплаты, условиях страхования объекта лизинга, возможных вариантах владения имуществом до окончания аренды и др.
В зависимости от сроков аренды лизинг подразделяется:
- на рентинг – аренда на срок от нескольких дней до месяца.
- на хайринг - от нескольких месяцев до года;
- собственно лизинг – от года до нескольких лет.
Обычно, срок лизинга меньше срока амортизации оборудования.
Дальнейшее ужесточение конкуренции на лизинговом рынке приводит к секъюритизации - венчурной аренде. При этом финансовые обязательства оформляются не в виде прямых договоров, а в форме ценных бумаг, что при необходимости позволяет третьему нарушить данные обязательства. Венчурная аренда представляет собой более рисковое финансирование проектов без гарантий. Особенности кредитного и лизингового механизмов представлены в табл. 7.
Особенности кредитного и лизингового механизмов Таблица 7.
Кредит | Лизинг |
Финансовые средства направляются на любую предпринимательскую деятельность | Финансовые средства направляются на активизацию производственной деятельности, в основном на ее модернизацию |
Контроль за целевым расходованием средств в процессе их использования затруднен из-за отсутствия действенных инструментов контроля | Гарантирован контроль за целевым использованием средств, так как в лизинг отдается конкретно оговоренное оборудование |
Требуется 100 % гарантия возврата кредита и процентов за его использование | Размер гарантий снижается на величину стоимости оборудования, предлагаемого в лизинг, поскольку оно само служит гарантией. |
Приобретенное оборудование отражается на балансе предприятия, на него начисляется амортизация | Оборудование не отражается на балансе предприятия, амортизация не начисляется, налог на него не платится |
Поскольку плата за кредит покрывается из собственных средств, предприятию необходимо получить доход, на который начисляются все необходимые налоги | Лизинговые платежи включаются в себестоимость, что влечет за собой уменьшение налогооблагаемой базы и стимулирует развитие производства |
Табл. 7. Особенности кредитного и лизингового механизмов
Форфейтинг – трансформация коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем. Покупатель, на располагающий на момент сделки требуемой суммой, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т.е. предоставление коммерческого кредита. Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т.е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком. Кредит по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 до 7 лет).
Источники внутреннего финансирования – составляют около 80 % всех средств, расходуемых на инновации. Расходование средств осуществляется в соответствии с порядок на предприятии.
Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации ИП, из различных источников.
Финансирование ИД включает также формирование и использование специальных фондов для ускорения НТРазвития на всех уровнях управления. Фонды финансирования НТРазвития компенсируют затраты предприятий и НТО на создание и освоение нововведений и страхуют связанные с этим риски. Компенсационные фонды также носят возвратный характер. Хорошо зарекомендовали себя:
- Фонд фундаментальных исследований при РАН.
- Фонд финансирования государственных и международных научно-технических программ.
Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей ИД (они частично исключаются из налогообложения), за счет банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджетов, заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования малых НТО, инициативных проектов, разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых ими консультационных, патентных, инжиниринговых и других услуг.
Дополнительным источником финансирования разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии, льготы по налогам, плате за ресурсы, компенсации части затрат за счет инвестиционных фондов, дотации покупателям новой дорогостоящей продукции.
В условиях рынка резко увеличиваются кредиты на НТР. Банки становятся главными центрами финансирования НТРазвития, выдающими кредиты на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства.
Банки не просто откликаются на нововведения, а рекомендуют инновации, по которым целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях от внедрения инноваций.
Выделяется два вида кредитов:
1) на приобретение научно-технической продукции, предназначенной для обновления производства;
2) на создание этой продукции.
Банк (коммерческий, государственный, инновационный) проверяет включение предприятием соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по договору, источники погашения кредита в намеченные сроки.
Наряду с кредитами на отдельные инновации банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой продукции на полный жизненный цикл нововведения.
Создается конкурентная основа финансирования: банк выбирает наиболее эффективные для кредитования инновации и организации, а последние - выбирают банк, предлагающий более выгодные условия финансирования (кредита).
Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурсы на лучшие инновационные решения.
Инновационные фонды - не предоставляют ссуд, а приобретают у владельца изобретения исключительное право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним контракт на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд финансирует доработку инновации, расчеты, эксперименты. При отрицательных результатах затраты фонда не возвращаются, при успехе он получает обусловленную контрактом часть прибыли.
12.3. Модели рынка нововведений и научно-технической продукции
Основные модели рынка нововведений следующие:
Государственный сектор рынка нововведений. На данном рынке можно назвать две основные модели:
· военно-ориентированную модель;
· приоритетно-ориентированную модель.
Военно-ориентированная модельрынка нововведений предполагает существование широкой сети государственных структур, которые являются заказчиками научно-технической продукции оборонного профиля Модель может быть представлена двумя разновидностями – замкнутой и ступенчатой.
Замкнутая модель предполагает проведение исследований преиму-щественно специализированными научно-техническими организациями военного профиля (это модель может считаться условно рыночной, так как все эти организации – государственные).
Ступенчатая военно -ориентированная модель предполагает сущес-твование развернутой, эшелонированной системы разработчиков – от специализированных государственных научно-технических организаций до частных гражданских предприятий и организаций.
Приоритетно - ориентированная модель государственного сегмента рынка научно-технической продукции предполагает финансирование со стороны государства НИОКР по широкой системе государственных приоритетов и программ (невоенных). Эта модель имеет также две разновидности:
· бюджетную;
· смешанно-долевую.
Бюджетная приоритетно - ориентированная модельхарактерна для почти стопроцентного финансирования НИОКР по государственным научно-техническим приоритетам и программам за счет средств государственного бюджета. Участники – организации различных форм собственности.
Смешанно-долевая приоритетно - ориентированная модель.В этом случае государство принимает участие в финансировании совместно с частными (коммерческими и некоммерческими) научными организациями. Владельцами выступают здесь смешанные государственно-частные организационные структуры.
Рынок научно-технической продукции промышленных предприятий. На этом рынке можно выделить:
· контрактную модель;
· монопсоническую модель (модель одного заказчика);
· полипсоническую модель;
· модель монополии разработчика;
· конкурентную модель.
Контрактная модель характеризуется наличием разработчиков НИОКР, не обладающих четкой специализацией.
Монопсоническая модель (модель одного заказчика) характеризует ситуацию, когда разработчик научно-технической продукции работает в основном на одного заказчика, который может получать научно-техническую продукцию и от других разработчиков.
Полипсоническая модельформируется тогда, когда один разработчик связан с нескольким предприятиями –потребителями, Такой случай возможен при наличии в отрасли нескольких однотипных самостоятельных предприятий и в случае диверсифицированности разработчика.
Модель монополии разработчика возникает в условиях ориентации потребителя на одного разработчика научно-технической продукции. В этом случае разработчик диктует свои условия производителю, имеет место его низкая заинтересованность в удовлетворении существующих потребностей производителя.
Конкурентная модельпредполагает наличие выбора потребителем разработчиков научно-технической продукции. В этом случае разработчики конкурируют между собой за рынки сбыта продукции и за потребителя.
Матричные модели. Матричные модели рынка позволяют предста-вить его основные типы во взаимосвязи основных факторов, воздействующих на инновационные процессы.
Модели государственного рынка нововведений, определяемые двумя факторами: долей государственного сектора в общем объеме произведенных НИОКР и емкостью (интенсивностью) государственного сегмента рынка военно- и приоритетно-ориентированных НИОКР, даны в табл. 8.
В этой таблице каждый фактор представлен на двух уровнях - высокой интенсивности действия (значения) и низкой. Конкретные уровни «высокого» и «низкого» значений факторов не уточняются, так как сами
Табл. 8.
Модели государственного рынка нововведений,
определяемые двумя факторами
Доля государ-ственного сек-тора НИОКР | Емкость рынка военно - и военно-ориентированных НИОКР | |
Высокая | Низкая | |
Высокая | I. Квазирыночная модель государственного сегмента рынка нововведений | II. Модель центробежной ориентации |
Низкая | III. Центростремительная модель рынка нововведений | IY. Модель неразвитого государ-ственного сегмента нововведений |
модели носят абстрактно-логический характер, что не требует наличия точных количественных величин.
Квазирыночная модель государственного сегмента рынка нововведений.Эта модель характеризуется высокой долей государственного сектора НИОКР в общих затратах на НИОКР при высокой интенсивности государственного сегмента рынка военных и приоритетно - ориентированных НИОКР. Такое сочетание предполагает насыщение государственного рынка разработками самих государственных научно-технических организаций. Государство покрывает затраты всем организациям.
Модель центробежной ориентации государственных НИОКР.предполагает ориентацию государственного сектора НИОКР на решение «негосударственных» задач. Она существует тогда, когда наука в руках государственного сектора, а производство - в руках частного. Эта ситуация имеет место тогда, когда оно хочет сохранить профиль и потенциал научных организаций.
Центростремительная модель рынка нововведенийхарактеризуется наличием достаточно серьезных государственных приоритетов без серьезного потенциала государственных научно-технических организаций. Поэтому государство для реализации своих приоритетов широко использует разработки частных организаций и предприятий. Рассматриваемая модель может быть эффективной в условиях высокой конкуренции на этом рынке.
Модель неразвитого государственного сегмента нововведенийсоответствует слаборазвитым экономикам, которым не под силу ни содержать науку, ни финансировать исследования частного сектора научно-технических организаций.
Модели рынка научно-технической продукции, которые формируются в результате взаимодействия факторов изъятия первичных доходов государством в централизованные бюджетные фонды представлены в табл. 9.
Табл. 9.
Модели рынка научно-технической продукции
Доля изъятия первичных доходов в централизованные фонды | Доля затрат на НИОКР, выполняемые предприятиями в общем объеме НИОКР | |
Высокая | Низкая | |
Высокая | I. Модель потенциально сужающегося рынка промыш-ленной научно-технической продукции | II. Модель стагнирующего рынка промышленной научно-техничес-кой продукции |
Низкая | III. Модель потенциально расширяющегося рынка контрактных НИОКР | IY. Модель потенциально расши-ряющегося рынка промышленной научно-технической продукции |
Модель потенциально сужающегося рынка промышленной научно-технической продукции.Здесь имеет место высокий уровень изъятия первичных доходов при высокой доле промышленных НИОКР, проводимых предприятиями. Значительная продолжительность периода высокого изъятия доходов определит тенденцию снижения как потребности в научно- технической продукции (так как снизится платежеспособный спрос), так и предложения разработок по причине направления предприятиями меньших средств на проведение НИОКР. Все это создает тенденцию снижения емкости рынка такой продукции.
Модель стагнирующего рынка промышленной научно-технической продукции.Характеризуется слабым развитием внутрифирменных НИОКР и их проведением в основном за счет разработок по контрактам с самостоятельными научно-техническими организациями. При высокой доле доходов платежеспособный спрос снизится, что будет соответствовать случаю застоя.
Модель потенциально расширяющегося рынка контрактных НИОКР.Низкий уровень изъятия дохода при высоком развитии внутрифирменных НИОКР может создать основу для наращивания рынка за счет проведения НИОКР силами сторонних контрактных организаций.
Эти работы призваны дополнить исследования, проводимые внутри-фирменными подразделениями, обеспечить основу для диверсификации производства.
Модель потенциально расширяющегося рынка промышленной научно-технической продукции. Низкий уровень изъятия доходов при недостаточном развитии внутрифирменных НИОКР создает предпосылки для расширения этих НИОКР, а также спроса на научно-техническую продукцию.
Литература
1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
3. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
4. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
План практических занятий
1. Факторы, формирующие рынок нововведений.
2. Организация инновационной деятельности при высоком уровне изъятия первичных доходов государством.
3. Организация инновационной деятельности при высоком уровне развития рыночной инфраструктуры.
4. Организация инновационной деятельности при высокой степени интеграции науки и производства.
5. Организация инновационной деятельности при высоком уровне конкурентоспособности технологий на мировых рынках.
6. Организация инновационной деятельности при высоком уровне экономического развития страны и др.
7. Схемы финансирование и кредитование нововведений.
8. Модели рынка нововведений и научно-технической продукции при развитии государственного сектора рынка нововведений.
9. Матричные модели рынка нововведений и научно-технической продукции
11. Модели рынка нововведений и научно-технической продукции,
формирующиеся в результате взаимодействия факторов изъятия
первичных доходов в централизованные бюджеты
12. Эффективность инновационного процесса и его конкурен-тоспособность.
Литература
1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
3. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
4. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
Раздел № 4. Создание благоприятных условий для
нововведений в непроизводственной сфере
(на примере индустрии туризма и гостеприимства)
Тема 13. Основные направления инноваций в сфере
туризма и гостеприимства
Лекции №№ 17-18
План
13.1. Структурная схема организации и функционирования внутрихо-
зяйственного механизма управления предприятий сферы туризма и
гостеприимства.
13.2. Приоритетные направления развития науки, имеющие значение для
развития сферы туризма и гостеприимства.
13.3. Внутрисистемные инновации в сферу туризма и гостеприимства, в том числе:
А. Инновации в производственно-технический потенциал сфер туризма и гостиничного хозяйства.
В. Инновации в организационный, экономический, социально-психологический механизмы.
13.4. Инновации, связанные с внешними условиями хозяйствования, и ориентированные на результаты деятельности.
13. 5. Инновации в методическое, правовое, информационное, прог-раммное, техническое, кадровое обеспечения и социальную инфраструктуру.
13.6. Внесистемные инновации в сферу туризма и гостеприимства, в том числе:
А. Развитие новых видов туризма.
В. Развитие туристских цепей.
13.7. Инновационные процессы в гостиничном бизнесе.
13.8. Инновационные процессы в системе гостеприимства.
13.1. Структурная схема организации и функционирования
внутрихозяйственного механизма управления предприятий сферы
туризма и гостеприимства
Структурная схема организации и функционирования внутрихозяй-ственного механизма управления предприятий сферы туризма и гостеприимства имеет вид, представленный на рис. 13.1. На рисунке приняты следующие обозначения:
1. Производственно-технический потенциал предприятия, включает:
1.1. Систему технологий предприятия.
1.2. Нематериальные активы.
1.3. Средства труда.
1.4. Предметы труда.
1.5. Трудовые ресурсы.
1.6. Подсистему организации труда и производства.
2. Организационный механизм, включающий подсистемы:
2.1. Принятия и реализации решений.
2.2. Маркетинг рынка.
2.3. Логистики.
2.4. Управления корпоративной деятельностью на внешнем рынке.
2.5. Управления послепродажным обслуживанием.
2.6. Контроля исполнения.
2.7. Подготовки и обучения кадров.
2.8. Организационного регламентирования.
2.9. Организационную структуру управления.
2.10. Организационную структуру производства.
3. Экономический механизм, включающий подсистемы:
3.1. Планирование, включающее:
3.1.1.Прогнозирование
3.1.2. Нормирование.
3.1.3. Собственно планирование.
3.2. Хозяйственный расчет, включающий подсистемы:
3.2.1. Экономические рычаги.
3.2.2. Экономический учет и контроль.
3.2.3. Оценка результатов деятельности.
Рисунок представлен отдельно
3.2.4. Экономические стимулы.
3.2.5. Экономические санкции.
3.2.6. Экономический анализ
3.3. Подсистему развития и капитализации деятельности, в том числе:
3.3.1. Технологии финансирования.
3.3.2. Инновационную деятельность.
3.3.3. Инвестиционную деятельность.
4. Социально- психологический механизм, включающий:
4.1. Социальное планирование.
4.2. Социальное стимулирование.
4.3. Психологические методы управления.
4.4. Корпоративную культуру внутрифирменного управления.
4.5. Социальные санкции.
5. Внешние условия хозяйствования, включающие:
5.1.Законодательные нормативные акты.
5.2.Экономические нормативы и правила хозяйствования.
5.3. Информационную базу об изменениях условий хозяйствования.
6. Результаты деятельности, включающие:
6.1. Показатели планирования.
6.2. Показатели уровня качества обслуживания.
6.3. Показатели использования ресурсов.
6.4. Показатели экономической эффективности.
7. Методическое обеспечение деятельности.
8. Правовое обеспечение деятельности.
9. Информационное обеспечение деятельности.
10. Программное обеспечение деятельности.
11. Техническое обеспечение деятельности.
12. Кадровое обеспечение деятельности.
13. Социальная инфраструктура.
На рис. 21 приведен наиболее полный набор функций, который необходимо учитывать при решении задач управления деятельностью предприятий сферы обслуживания, куда входят предприятия сфер туризма, гостиничного хозяйства гостеприимства и др. Эту модель можно применять для анализа деятельности любых структурных образований, входящих в ту или в иные сферы, в том числе, в первую очередь, в промышленности.
Если тот или иной аспект функциональной деятельности отсутствует в деятельности фирмы, то его можно проигнорировать. Например, если логистическая деятельность не является элементом управления той или иной гостиницы, то она не учитывается при оптимизации функций управления. Анализ возможных направлений инновационной деятельности необходимо рассматривать сквозь призму тех инноваций, которые развивают или расширяют не только функциональный аспект деятельности фирмы, но и ее обеспечивающие аспекты. При этом важнейшим моментом осуществления инновационной деятельности является то, что для России ее необходимо осуществлять с ориентацией на приоритетные направления развития научно технического прогресса, получившие развитие в мировом сообществе и в стране, и имеющие значение для развития туризма и указанной сферы деятельности.
13.2. Приоритетные направления развития науки и их значение
для развития сферы туризма и гостеприимства.
Приоритетные направления развития научно технического прогресса в РФ включают:
- информационно - телекоммуникационные технологии и электронику;
- космические и авиационные технологии;
- новые материалы и химические технологии;
- новые транспортные технологии;
- перспективные вооружения, военная и специальная техника;
- производственные технологии;
- технологии живых систем;
- экология и рациональное природопользование;
- энергосберегающие технологии.
Указанные направления развития научно-технического прогресса, должны бать трансформированы для той или иной сферы деятельности.
В данном случае речь идет о сфере туризма и гостеприимства по выделенным ранее аспектам функциональной деятельности структур в рамках внутрихозяйственного механизма деятельности предприятий. Инновационное развитие в указанных сферах сводится к следующему.
13.3. Внутрисистемные инновации в сферу туризма и гостиничного
бизнеса
Внутрисистемные инновации в сферу туризма и гостиничного бизнеса рассмотрим на примере деятельности туроператора.
А. Инновации в производственно-технический потенциал сфер туризма и гостиничного хозяйства.
Возможные инновации в производственно-технический потенциал определяются необходимостью внедрения или совершенствования необходимых функций внутрисистемного управления и межсистемного взаимодействия как на уровне туроператора, так и на уровне взаимодействия его с турагентствами и туристами:
1.1. Технологии туристической деятельности, включающие:
1.1.1) технологии выполнения основных функций туроператора, в том числе:
- технологии изучения потребностей туристов на туры и туристские программы;
- технологии взаимодействия с поставщиками услуг;
- технологии расчета тура и определения цены;
- технологии реализации туров;
- технологии обеспечения туристов необходимым инвентарем;
- технологии подбора и назначения на тур специалистов;
- технологии контроля за качеством предоставляемых услуг;
1.1.2) технологии взаимодействия с турагентом, в том числе:
- технологии заключения договоров;
- технологии рассылки предложений в виде прайс-листов;
- технологии подтверждения заявок;
- технологии оплаты счетов турагентом и передачи туроператору документов;
1.1.3) технологии проектирования туристской услуги, в том числе:
- технологии формирования системы нормативов туристских услуг;
- технологии непосредственного обслуживания туристов, в том числе:
1.1.3.1) технологии предоставления основных услуг;
1.1.3.2) технологии предоставления дополнительных услуг;
- технологии разработки документации;
- технологии методов контроля качества;
- технологии анализа проектов.
1.2. Нематериальные активы включают:
1.2.1) программные средств автоматизированного зондирования рынка туристских услуг;
1.2.2) программные средств автоматизированного построения моделей туристских маршрутов;
1.2.3) программные средства автоматизированного поиска туристских ресурсов, возникающих по предполагаемым маршрутам;
1.2.4) программные средства автоматизированного построения трасс туристских маршрутов;
1.2.5) программные средства автоматизированной разработки паспортов маршрута;
1.2.6) программные средства автоматизированного сопро-вождения процессов согласования паспорта с соответствующими службами;
1.2.7) программные средства автоматизированной подготовки технологических документов туристкой фирмы;
1.2.8) технологии предоставления услуг, учитывающих туристские мотивы отдельных личностей;
1.2.9) современные компьютерные технологии управления;
1.2.10) программы создания информационных массивов, касающихся возможного отдыха туристов;
1.3. Средства труда.
Инновационная деятельность в этой сфере связана с созданием и/или приобретением необходимых основных производственных фондов, тран-спортных средств и внедрением средств вычислительной техники и канцелярской оргтехники, необходимых для осуществления производ-ственного процесса.
1.4. Предметы труда.
Предметами труда в сфере туристской индустрии являются системы документов, определяющие условия предоставления того или иного спектра туристских услуг. Инновационная деятельность в этой сфере связана с созданием новых технологий разработки этих документов или разработки новых групп документов для расширяющегося спектра туристских услуг.