Особенности и значение малых инновационных фирм.
Эффективность малых инновационных фирм в деле освоения того или иного нововведения чаще бывает выше, чем у крупных фирм. Преимущества малых фирм по В.Г. Медынскому следующие:
- энтузиазм, сплоченность, инициативность персонала;
- в области финансов – относительно низкая капиталоемкость;
- личный пример руководства, минимум бюрократизма, «предпринимательский дух», способность принятия риска;
- в области внутренних коммуникаций – коммуникация «лицом к лицу», быстрая реакция на внутренние проблемы;
- в области маркетинга – быстрая реакция на изменения спроса. К сожалению, в России число малых фирм, занятых в науке и научном обслуживании, за последние голы существенно уменьшилось: 1996 – 46700 (5.5% к общему итогу); 1999 –37100 (4.2%); 2001 – 28500 (3.4%). В США в расчете на 1 доллар малые фирмы дали в 4 раза больше новинок чем средние и в 24 раза больше, чем крупные. Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер в книге «Теория экономического развития», которая вышла в 1911 г., трактует понятие «предприниматель» как новатор. «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент»
А.В. Сорокин выделяет пять основополагающих принципов новаторской деятельности:
1. Целенаправленные систематизированные нововведения начинаются прежде всего с анализа источников инновационных возможностей. Все эти источники должны систематически анализироваться и учитываться.
2. Нововведения требуют концептуальности и восприимчивости. Лучшие новаторы аналитическим путем выходят на тот тип нововведения, который более всего необходим для удовлетворения возникающих потребностей.
3. Нововведения должны быть простыми, направленными, подчинять-
ся выполнению только одной задачи. Усложнение нововведений не срабатывает. Все новое всегда с большим трудом пробивает себе дорогу, а если это новое еще и усложнено, то возникает большая вероятность принятия неверных решений, которые крайне трудно или невозможно исправить.
4. Эффективные нововведения начинаются с малого. Они призваны решать одну конкретную задачу и могут быть предельно простыми.
Начинать нововведения с малого следует еще и потому, чтобы на начальном этапе не требовались большие вложения финансовых и людских ресурсов. При этом надо ориентироваться на небольшой или ограниченный рынок. Чтобы хватило времени на отладку оперативных изменений.
5. Хотя нововведения задумываются в основном для выхода на лидирующую позицию, целью их применения не обязательно должно быть создание «Большого бизнеса». Как показывает практика, невозможно заранее предсказать, станет данное нововведение основой для крупного бизнеса, или его ждут лишь небольшие достижения.
Наряду с обычными инновационными предприятиями в сфере разра-ботки и внедрения технических новинок функционируют еще более мобильные и перспективные венчурные фирмы (рисковые) малые фирмы, использующие венчурное финансирование, венчурный капитал.
«Венчурное финансирование – это долгосрочные (5-7) лет рисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний или уже хорошо зарекомендовавших себя венчурных предприятий, ориентированных на разработку и производство наукоемких продуктов, для их развития и расширения с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств».
Выделяется пять наиболее существенных и характерных особенностей этого своеобразного вида финансирования.
1. Венчурный капитал направляется в малые высокотехнологичные компании, ориентированные на разработку и выпуск новой наукоемкой продукции.
2. Венчурный капитал предоставляется новым высокотехнологичным компаниям на средний и длительный срок и не может быть изъят венчурным вкладчиком по собственному желанию до завершения жизненного цикла компании.
3. Венчурный капитал направляется на поддержание нетрадиционных (новых, а иногда и совершенно оригинальных) компаний, что, с одной стороны, повышает риск, а с другой – увеличивает вероятность получения сверхвысоких прибылей.
4. Венчурное финансирование – это своеобразное предоставление компаниям взаймы определенного объема средств долгосрочного кредита без получения гарантий, но под более высокий, чем в банках, процент.
5. Взаимный интерес основателей компании и инвесторов в успешном и динамичном развитии нового бизнеса связан не только с вероятностью получения высоких доходов, но и с возможностью стать участником создания новой прогрессивной технологии, стимулирующей научно-технический прогресс в стране.
Формирование и развитие венчурного бизнеса возможно только в благоприятной среде.
За последние 15 лет в Европе венчурным капиталом было проинвестировано 200 тысяч частных компаний и фирм на общую сумму 46 млрд. долл., а с учетом Америки и Азии – свыше 500 000. Непосредственно в сфере венчурного бизнеса сегодня занято более 5 млн. человек.
В России в сферу венчурного бизнеса в 1997-2000 гг. было вовлечено 100 000 человек.
Общий объем средств, которыми располагает венчурный бизнес США превышает 160 млрд.долл.
В России крайне слаба ориентация громадного национального достояния на создание и реализацию конкретных инноваций. Не хватает средств. Государственная политика пока еще слабо направлена на создание и стимулирование новых малых высокотехнологичных компаний, формирование индустрии венчурного бизнеса.