Циклический хар-р мировой экон динамики.
Ц-ть - всеобщая форма прогрессивного развития, отражающая его неравномерность, смену эволюц-х и революц-х форм экон прогресса. Отражает непрерывное колебательное движение, чередование подъемов и спадов. Но при этом эпицентром циклического развития является кризис, в котором одновременно обнаруживаются: а) факт удовлетворения опред-го комплекса потребностей и невозм-ть дальнейш их развития на основе сущ-щего уровня техники и технологии; б) импульс дальнейшего развития. Эк цикл – периодические колебания экон-кой активности общества, промежуток времени от начала одного кризиса до начала другого. Рассмотрим некоторые экономические циклы.
1. Циклы Китчина (короткие волны 2-4 года). Главным фактором являлись товарные циклы, так как вызваны изменением величины запасов. Восстановление равновесия на потребительском рынке возможно путем перепрофилирования производства.
2. Циклы Жуглара (Средние волны 6-13 лет). порождаемы изменением спроса на оборудование, тк замена основного капитала происходит по мере его физического и морального износа.
3. Циклы Кузнеца(16-25 лет). Это строительные циклы, связанные с ростом доходов в стране, стимулирующим иммиграц-ные потоки, рождаемость, способствующим жилищному устройству.
4. Циклы Кондратьева (длинные волны 50-60 лет). Обусловлены НТП, сменой технологических укладов, ведущих к качественным изменениям в рабочей силе, системе образования, способах производства.
5. Циклы Форрестера (200 лет) связаны с использованием новых видов энергии и материалов.
6. Цикл Тоффлера (1000-2000 лет) бусловлены развитием цивилизаций.
Стадии экономического цикла:
1. Кризис – это всеобщее перепроизводство, глубокое потрясение всей хозяйственн системы, рынок, вбирающий в себя все производимые товары, рано или поздно становится переполненным. Объективно кризис играет спасающую, оздоравливающую роль. Он ликвидирует предприятия с завышенными издержками, отсталыми техникой, технологиями, организацией труда. Кризис восстанавливает соотнош-е между объемами производимых товаров и денежного спроса.
Цены падают. Происходит сокращение занятости и рост безработицы. % ставки и стоимость ц/б растут.
2. Депрессия харак-ся застоем производства, изъятием устаревшего основного капитала, прежде всего машин и оборудования, что теперь является предпосылкой снижения издержек производства, для того чтобы приспособиться к установившемуся низкому уровню цен. Низкий уровень хозяйственной активности порождает массовую безработицу.
Спрос на денежный капитал резко падает отличие от фазы кризиса. Появляется избыток денежного капитала, уровень % ставок и стоимость ценных бумаг падают. Это объясняется застоем производства, который не обеспечивает получение дивидендов.
3. Оживление связано частичным обновлением основного капитала, повышением уровня цен, прибыли и процентных ставок, ростом объемов производства, приспособлением экономики к новому уровню цен. Продолжительность данной фазы цикла прогнозируется достижением уровня общественного производства (ВВП,ВНП), соответствовавшего предкризисному состоянию. На этой фазе снижается уровень безработицы , ускоряется кругооборот капитала. Начинают расти прибыли предприятий и цены, снова повышаются курсы акций и других ценных бумаг.
4. Подъем определяется продолжением экономического роста, начатого на предшествующей фазе, достижением относительно полной занятости, расширением производственных мощностей, их модернизацией, созданием новых предприятий. Процентные ставки, ур ц/б также продолжают идти на повышение под воздействием роста инвестиций.
45. Госуд-ая инн-ая политика в РФ.
В вопросах регулир-я и стимул-я инн деят-ти глав роль принадлежит гос-ву. Функции гос-ва заключаются в обеспеч-и благопр усл-й для инициирования,создания,трансферта инн-й для повышения их экон, социал, эколог-ой эффект-ти. Основы гос-ой иин политики изложены в след документах: концепция устойч развития, конц-я инн политики РФ, конц-я реформирования росс науки, основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020г и дальнейшую перспективу. Инн политика тесно связана с научной, научно-технич политикой, гос регулир-ем науки и научно-технич развития. Меры гос инн пол-ки можно разделить на: создающие благопр-ую для инн-й соц-экон среду; непосредственно инициирующие и регулирующие инн процессы. В 1999 был принят ФЗ «О статусе наукограда РФ», кот-ый определяет порядок присвоения муницип-ым структурам статуса наукограда, меры гос поддержки и контроля за выполнением организациями научно-производств комплекса наукоградов возложенных на них функций. Цели гос инн политики: 1)повышение технологического уровня и конкурентосп-сти произв-ва; 2)обеспеч-е выхода инн продукции на внутр и внеш рынки; 3)замещение импортной продукции на внутр рынке и преревод на этой основе промышл-го произв-ва в стадию устойчивого экон роста. Главные направления гос инн политики: 1)аккумулир-е инвестиц ресурсов для финанс-ния приоритетных направл-й научно-технич и инн деят-сти за счет гос и частных структур; 2)формир-е и совершен-е законодат-го обеспеч-я инн процессов, азщита интелл собств-ти; 3)развитие экон стим-я инн деят-сти на предпр-х различных форм собств-ти через систему налоговых льгот; 4)формиров-е инн инфраструктуры, включая информац обеспеч-е научно-технич и инн процессов; 5)создание благопр-го климата для поддержки малых инн фирм; 6)развитие международ кооперации в инн сфере; 7)повыш-е обществ-го статуса инн деят-сти.
29. Особенности иннов.деят-ти (ИД).
ИД – это деят-ть, имеющая опред этапы, связанные с созданием, освоением и распространением инноваций. Орг-ция ИД – это процесс систематизации и упорядочивания инн разработок, выделение инн направлений в рамках опред-ой организ структуры.Главн функция ИД – достижение из-менений. ИД предполагает целый комплекс научных,технологических,организ-ных,финан и коммерч мероприятий,и именно в этой совокупности они приводят к ииновациям. Организация инн-й включает пункты: 1-субъект ИД (объединение людей для совместной разработки и внедрения новшеств); 2-совокупность действий (нацеленность основных процессов внутри орг-ции на осущ-ние функции в рамках ИД); 3-опред-ть структуры (построение орг-ции, обеспечивающее упорядоченность связей между всеми ее подразделениями). Формы и направления ИД: а)вся деят-сть в рамках инн процесса; б)маркетинговые исслед-я на рынке инн-й и исслед-е рынков сбыта; в)поиск новых потребителей и инн идей; г)проведение НИОКР по разработке идеи новшества; д)изготовл-е опытных образцов новых видов прод-и и техники; е)информац обеспеч-е возможной конкурентной среды и потребительских св-в товаров конкурирующих фирм; ж)поиск новаторских идей и решений; з)поиск партнеров по внедр-ю и финанс-ю инн проекта. Объект ИД –разработка техники и технологий предпр-ми, находящимися на терр-и РФ, независимо от формы собств-ти. Субъекты ИД –разнопрофильные компании, ассоциации и объед-я, корпорации, ВУЗы, НИИ, технополисы, технопарки. Принципы ИД: приоритет инн-й над традиц произ-вом, экономичность инн произв-ва, гибкость (под новую идею созд-ся самост-ая инн струкрура), комплексность (кардинальная инн-я часто вызывает появл-е целой совокупности сопутствующих ей более мелких нововведений). Типы структур в ИД: мягкие-осуществл-е исследоват дея-ти, жесткие-осущ-е производст деят-ти. Св-ва инн организаций: повышение устойчивости орг-ции, многообразие применяемых методов и технологий, инн методы управления, гибкость методов управл-я и произв-ных процессов, развитие творческого подхода, создание конкурентных преимуществ, наличие эффекта синергии.
13. Особенности и роль венчурного бизнеса. Венчурный (рисковый) бизнес представлен самост-ми небольш фирмами, специализирующимися на исслед-ях, разработках, производстве новой продукции. Особ-ти венч орг-ций: 1)создаются учеными и изобретателями; 2)основ цель создания венч фирмы- реализация инн идей, получ-е материальной выгоды; 3)создание венч орг-ций предполагает наличие инн идей, осуществление предпринимат-ой деят-ти и готовность к орг-ции венч компании и наличие рискового капитала. Венч орг-я основана на деловом сотруд-ве собств-ков компании и владельцев венч капитала в процессе реал-ции инн проектов с выс степенью риска и возм-тью получ-я большого дохода. Венч.капитал представляет собой вложение средств крупных компаний, банков, гос-ва, страховых, пенс-х фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или резко измен-йся бизнес. В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно: 1.Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме. 2.Предоставление средств на длительный срок. 3.Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой. Виды венч пред-тий: 1.Собственно венч бизнес: а)независимыеые малые инн фирмы; б)предоста-вляющие им капитал фин учрежд-я. 2.Внутрен-ние венч проекты крупных корпораций.
17. Назначение венчурных фондов.
Являются составляющей структурой венч-го финансир-ния. Владельцы венч капитала участвуют в процессе реал-ции инн проектов с выс степенью риска и возм-тью получ-я большого дохода. Источники формир-я ВФ: кредиты банков, -капитал корпорации; -средства пенс и страховых фондов; -личные сбережения граждан. Принципы функц-ния ВФ: 1)приобретение контрольного пакета акций или доли в капитале инн компании; 2)влияние на деят-ть инн компании; 3)сбор информ-и об инн направлениях деят-ти; 4)получение прибыли; 5)принятие рисков и осуществление страхования инн компании; 6)оценка рисков инн проектов.
7. Инновационный цикл и его этапы Циклический характер инновационного процесса и его расчлененность на отдельные этапы связаны не столько с общим характером процесса экономического развития, сколько с продолжительностью экономического оборота (жизни) новшества. Жизненный цикл (инновации) изделия включает в себя следующие этапы:
создание новшества,
внедрение на рынок,
этап роста,
замедление роста (зрелость),
спад объемов продаж (упадок).
Сущность первого этапа — создание новшества — состоит в комплексе работ по превращению результатов научных исследований (фундаментального и прикладного характера) в образцы новых продуктов (изделий), их адаптации на рынке и оценке условий включения в экономический оборот. При этом первые продажи опытных партий (образцов) новой продукции, т. е. маркетинговые исследования, также начинаются на этом этапе и играют основную роль во включении новшества в экономический оборот.
Второй этап (роста) связан с освоением производства и рынка, ростом продаж и наращиванием экономического результата. Протекая в сфере материального производства, этот этап является важнейшим во всем жизненном цикле продукции, именно здесь создается материально-вещественная основа цикла.
На этапе роста фирмы-продуценты ведут разработку модификации изделий, дифференцируя потребительский спрос. Это могут быть незначительные усовершенствования с точки зрения удобства пользования изделиями, их функционального назначения, миниатюризации и т. п. Каждая фирма ищет такие нюансы качества. В итоге пять-шесть, а то и десять компаний могут производить, на первый взгляд, одинаковые товары. Однако при ближайшем рассмотрении в каждом из них можно обнаружить ряд небольших новинок. Тем самым фирмы-продуценты стремятся выделить сегменты рынка, где их изделия будут выступать в роли специализированных, не имеющих полных аналогов по назначению удовлетворения потребностей.
На следующей стадии жизненного цикла (стадия зрелости) осуществляется разработка оригинальных модификаций изделий, отличающихся от аналогов других фирм, что определяет стратегию продуцента в области НИОКР.
На этапе упадка неизбежно наступает моральное старение продукции, из-за появления на товарном рынке нового, заменяющего продукта, падает спрос и, как следствие, снижаются продажи и экономические результаты.
В условиях конкретного бизнеса, по мере перехода от одного этапа жизненного цикла продукта к другому, т. е. по мере его морального старения, происходит снижение экономических результатов. Это побуждает или модернизировать продукт, или его заменить. Для обеспечения постоянного развития это делается одновременно.
Чем сильнее конкурентные условия на конкретном рынке, тем быстрее прекращается производство морально, экологически, социально устаревшего товара.
На конкурентном рынке жизненный цикл продукта (изделия), охватывающий все его этапы, составляет в среднем 10—15 лет в зависимости от его потребительской и инвестиционной области.
25. Инновации и их виды Инновация (нововедение) – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершение процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в обл. науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Под И. понимается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).
Российскими учеными разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные;в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин: 1. По распространенности:единичные диффузные.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле: сырьевые обеспечивающие (связывающие) продуктовые
3. По преемственности: замещающие отменяющие возвратные открывающие ретровведения 4. По охвату: локальные системные стратегические 5. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные комбинаторные совершенствующие
27. Классификация инноваций по степени радикальности Инновация (нововедение) – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершение процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в обл. науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Под И. понимается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. классификация инноваций рассматривается в зависимости от степени радикальности: системные, базисные, улучшающие, прирастающие и псевдоинновации.
Улучшающие инновации направлены на модернизацию продуктов, процессов и сервиса не в общей совокупности, а в единичном аспекте.
Прирастающие инновации являются техническим продолжением улучшений базисных и системных нововведений.
Прирастающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций.
Псевдоинновации считаются «обманными инновациями»: представляют собой внешние изменения процессов и продуктов, не затрагивающие модернизации их потребительских характеристик.
Базисные инновации – это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, дающие начало новым, ранее не известным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах.
Системные инновации представляет собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новым способом.
1. Достоинства и недостатки крупных фрим в организации инновационной деятельности Остановимся более подробно на преимуществах крупных фирм в освоении новой продукции и технологии для которых характерно:
Действие эффекта масштаба в процессе хозяйственной деятельности крупных производств. Новый товар сразу можно производить в больших количествах, а, следовательно, охватить большую долю рынка.
Изобретения часто требуют колоссальных усилий многочисленных коллективов и крупной материально-технической базы для проведения исследований. Издержки на освоение инноваций могут многократно превысить стоимость инновационного проекта, вследствие чего лишь фирмы, обладающие финансовой мощью, могут довести разработку крупных инноваций до конца.
Только крупные фирмы могут себе позволить многоцелевые исследования. Научные лаборатории в таких фирмах имеют возможность объединить у себя ученых по многим отраслям знаний для того, чтобы предпринимаемая попытка решения многогранной проблемы не провалилась из-за недостатка знаний в каком-либо направлении науки.
Преимущество крупных фирм в ведении НИОКР заключается также в том, что они в состоянии объединить различные подходы и попытки решения основной задачи. К развитию концентрации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок приводит стремление фирмы ослабить зависимость своих подразделений от успеха или неудачи отдельного нововведения.
Ведущая роль крупной фирмы в освоении новой продукции и технологии заключается и в том, что в современных условиях именно такая фирма получает преимущества на решающей, самой капиталоемкой, стадии — в освоении инноваций и подготовке массового производства, когда зачастую необходимо вводить новые производственные мощности. Достижение постоянного успеха после появления инноваций на рынке и возмещение всех затрат на их освоение требуют длительного периода времени.
С другой стороны, крупные предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и их коммерческое воплощение в рыночном продукте.
Повышение эффективности работы крупных инновационных предприятий происходит в условиях:
возможности масштабного использования инноваций;
наличия жесткой конкуренции на уже освоенных рынках, требующих крупных финансовых вложений для продвижения инноваций;
высоких начальных издержек в производстве инновационного продукта;
необходимости использования сложных технических систем, проведения длительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инноваций.
Перечисленные преимущества крупных фирм не означают их превосходства в осуществлении инновационной деятельности. В современных условиях развития рыночной экономики на Западе крупные фирмы зачастую, чтобы стать более конкурентоспособными, проводят реструктуризацию, стремясь использовать эффекты малых фирм, а малые предприятия вступают в широкие альянсы, чтобы получить эффекты масштаба.
Западные исследования демонстрируют, что крупные фирмы получают более высокие и стабильные прибыли. В то же время они несут большие, чем другие фирмы, финансовые затраты на научно-технические исследования, рекламу, маркетинг, направляют средства на капиталовложения.
Статистические данные свидетельствуют о том, что эффективность средней и малой фирмы, занимающейся НИОКР, чаще бывает намного выше, чем крупной организации при освоении нововведения, которое не требует значительных средств и больших коллективов: небольшая группа специалистов может его провести без использования сложного и дорогостоящего исследовательского оборудования.
12. Создание благоприятных условий для нововведений. Государственная научно-техническая политика Российской Федерации - составная часть социально-экономической политики.
Государственная научно-техническая политика Российской Федерации выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности;
определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Цель государственной политики в области развития науки и технологий: переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.
Для достижения цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть решены следующие основные задачи:
1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;
3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;
4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники:
5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;
6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;
7) укрепление научно-исследовательского сектора Высшей школы;
8) активизация деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий
двойного применения и расширение их использования;
9) ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;
10) разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса;
11) совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе с международным.
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации:
Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника
Космические и авиационные технологии
Новые материалы и химические технологии
Новые транспортные технологии
Перспективные вооружения, военная и специальная техника
Производственные технологии
Технологии живых систем
Экология и рациональное природопользование
Энергосберегающие технологии
Важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий:
1)развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;
3) формирование национальной инновационной системы;
4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
6) интеграция науки и образования;
7) развитие международного научно-технического сотрудничества.
Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий предусматривает:
1) формирование механизмов государственной поддержки приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения;
2) реформирование государственного сектора науки и высоких технологий с учетом имеющихся финансовых, кадровых и иных ресурсов;
3) повышение эффективности функционирования государственного сектора науки и высоких технологий, развитие направлений негосударственного сектора науки и высоких технологий, которые нацелены на решение важнейших социально-экономических и оборонных задач страны;
4) создание условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям с учетом особенностей организации фундаментальных исследований в стране;
5) создание современных корпораций (холдингов, федеральных центров науки и высоких технологий, межотраслевых центров науки), обеспечивающих решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоение секторов наукоемкой продукции мирового рынка;
6) совершенствование деятельности государственных научных центров на основе интеграции академического и вузовского секторов науки и производства для создания конкурентоспособной наукоемкой продукции;
7) совершенствование финансирования государственного сектора науки и высоких технологий преимущественно путем расширения масштабов перехода на конкурсной основе к адресному финансированию научных исследований и экспериментальных разработок, осуществляемых государственными научными учреждениями;
8) развитие Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного фонда. Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также внебюджетных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности;
9)повышение эффективности управления собственностью государственного сектора науки и высоких технологий;
10) стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, содействие интеграции их научного потенциала на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, развитие муниципальных образований с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих статус наукоградов, а также административно-территориальных образований, для которых характерно интенсивное научно-техническое и инновационное развитие; создание особых научно-технологических зон;
11) усиление роли ведущих научно-исследовательских организаций отраслей промышленности и генеральных конструкторов стратегически значимых систем (образцов) гражданского, военного и двойного назначения, ответственных за формирование и проведение научно-технической политики в области реализации закрепленных за ними направлений развития науки, технологий и техники;
12) поддержание необходимого уровня финансирования разработки и модернизации вооружения, военной и специальной техники, развития оборонно-промышленного комплекса, укрепление позиций отечественных производителей на мировом рынке вооружения и военной техники;
13) совершенствование программно-целевого метода планирования развития науки, технологий и техники, в первую очередь на среднесрочный период;
14) формирование системы пропаганды достижений отечественной науки, технологий и техники, информирование общественности о принимаемых государством мерах стимулирования развития науки и образования;
15) создание благоприятного климата для развития инновационной деятельности, вовлечения технологических разработок в производственный процесс, привлечения частных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики.
Для решения задач реформирования науки и стимулирования инноваций требуется реализация следующих мер:
- реформирование государственного сектора науки и системы финансирования фундаментальных исследований мирового уровня, в том числе модернизация структуры и механизмов финансирования Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус;
- повышение бюджетной обеспеченности научных сотрудников государственного сектора науки, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники. (Система формирования приоритетов бюджетного финансирования недостаточно эффективна, поскольку существует недооценка фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы, в то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим для организации научных исследований необходимо сохранение и укрепление лидирующих позиций российской науки в приоритетных для государства направлениях исследований при одновременном повышении эффективности использования бюджетных средств.
Для развития эффективной национальной инновационной системы требуется принятие следующих первоочередных мер:
- создание условий, стимулирующих внедрение и использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств;
- развитие рынка инновационного капитала путем создания финансовых институтов, в том числе венчурных инновационных фондов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;
- развитие рынка услуг в области инновационной деятельности;
- совершенствование системы образования в инновационной сфере, в том числе создание единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы, обеспечивающего непрерывное повышение квалификации специалистов и предпринимателей;
- совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности;
- развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (особые экономические зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.);
- стимулирование экспорта и внутреннего спроса на инновационную продукцию российских предприятий.