Нововведения как объект инновац управления. Отличия новшества от нововведения.

Новшество – это определенная новизна, явление, несущее в себе новые средства, формы и методы орг-ции произв-го процесса. Новш-во пред-ет собой товар, на кот распр-ны авторские и патентные права. Нововведение(н/в): 1)процесс внедрения, распространения и использования новшеств с целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня; 2)это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект; 3)это рез-т целенаправленной организ-ой деят-ти инн менеджеров.

Н/в харак-ют след аспекты: 1)н/в явл-ся рез-том планируемой творческой деят-ти людей, направленной на совершен-е сущ-щей системы; 2)н/в-ем считается новшество, реализованное на практике; 3)объектами изменений, осуществленных в рез-те внедрения инн-и, м.б. техническая, технологич, организационно-управленч, фин, социал, экологич, правовая и прочие сферы; 4)н/в могут способ-ть преодол-ю кризисов на макро- и микроуровнях, увелич-ют конкурентосп-ть; 5)н/в связаны с рисками.

Инновация- это прибыльное исп-е новшеств, конечный рез-т инн деят-ти, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, процесса внедренного на рынке или произ-ве, либо в новом подходе к социальным услугам

26.Основные риски осуществления инн.деят-ти (ИД). ИД сопряжена с риском, тк полная гарантия благополуч рез-та практически отсутствует. Риск ИД тем выше, чем более локализован инн проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется,и вероятность успеха возрастает. Риск в ИД - вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Виды рисков: 1)риски ошибочн выбора инн проекта из-за необоснованного определение приоритетов экон и рыночн стратегий организации, из-зи неправил прогноза конъюктуры на ранках ресурсов, неадекватной оценки потребносте сферы потребл-я и собств-го произв-ва.

2)риски необеспечения инн проекта достаточным уровнем финансирования (риск ненахождения единств источника финанас-я, риск неэффек-ти выбранного метода финанс-я). 3)маркетинг риски текущего снабжения ресурсами, необход-ми для реализации инн проекта (риск ненахождения поставщиков уникал рес-в, поставщков рес-в по ценам, заявленным ранее,риск отказа намеченных поставщиков от заключ-я договора) и сбыта рез-тов инн проекта (ошибочная стратегия продаж, ошиб ценообразов-е, неэффект реклама). 4)риски невыдерживания сроков проекта. 5)риски взаимодействия с контрагенами и партнерами (неплатежеспособ партнеры, риск невыполнения договорных обязат-в, выхода их из совместного предпр-я).

6)риск непредвид расходов и превышение сметы проекта (риск повыш-я цен на ресурсы, возможного увелич-е плавающей ставки по кредиту).

8. Механизм поддержки НИОКР через внебюджетные фонды.

Ключевым звеном в финанс-и НИОКР являются внебюджетные фонды (ВФ), которые, по сути, являются связующим звеном между предпринимательским сектором и орг-ми, занимающимися научно-исследовательской работой в качестве основной деят-ти. Согласно п. 1 Порядка образования ВФ (10) "федеральные органы исполнительной власти и комм орган-и могут создавать следующие ВФ для фин-я научных исследований и экспериментальных разработок:

Министерство науки и технологий Российской Федерации - росс фонд технологического развития; Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - фонды финанс-я научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнит власти; коммерческие организации - фонды финан-я научных иссл-й и экспериментальных разработок соотв-щих коммерч орг-ций.

ВФ федеральных органов исполнительной власти формируются за счет: - добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами), находящимися в их ведении; -1,5% - х отчислений; -отчислений коммерческих организаций.

ВФ комм орг-й формируются за счет собств-х отчислений (1,5%), а также отчислений на договорной основе другими коммерч орг-ми.

Федеральные органы исполнит власти и комм орг-и в соотв-ии с договором с Министер науки и технологий РФ ежеквартально перечисляют в росс фонд технологическ развития 25% средств, поступающих в их ВФ. Представляется, что механизм фин-я НИОКР за счет средств ВФ является весьма эффективным. Выделение средств ВФ осущ-ся на договорной основе, на основе проведенных конкурсов и экспертиз проектов. Фонды начали играть связующее звено между заказчиками и исполнителями НИОКР, осуществляя фин-е, в том числе, на возвратной основе. Наиболее успешными с точки зрения поставленных задач оказались Росс фонд фундамент-х исследований, отпочковавшийся от него Росс гуманитарный научн фонд, и Фонд содействия развитию малых форм предп-й в научно-техническ сфере.

44. Патентование результатов инн деят-ти.

Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование, производство, продажу изобретения в течение срока действия патента. Патент-это запрет на использ-е его кем-либо без согласия патентообладателя.

Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями. Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инн менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инн продукции. В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны. При выдаче патента устанав-ся, что соотв-щее изобрет-е обладает новизной, что используемый в изобр-нии принцип не явл-ся общеизвестным. Патент выдается на основании прохожд-я экспертизы. Патент имеет террит-ое действие, те изобрет-е не может беспрепятственно ибезвозмездно исп-ся в др странах, если оно там не запатентовано. Критерии патентоспособности- новизна, изобретательский уровень, промышл применимость.

40. Роль гос-ва в инновационном бизнесе. проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инн сфере. Основные гос функции в инн сфере:

1) распределительная – достигается за счет распред-я фин ресурсов на науч исслед-я и инновации через бюджет и за счет формирования специал фондов.

2) стимулирующая – через поощрение конкуренции, фин субсидии, льготы участникам инноваций. Гос-во может осущ-ть полное или частичное страхование инн рисков.

3) координация инн деят-сти (ИД). Для опред-я общих стратегич ориентиров ИД и их реализации гос-во содействует взаимодействию различных структур, осущ-щих инн-и. Гос-во формирует единое технологическое пространство, что обеспечивает совместимость нововведений.

4) правовую защиту инн-й обеспечивает: -формирование законодат базы; -создание функционирующего правового мех-ма, системы соблюдения правовых норм.

5)кадровое обеспечение инн-й, нач-ся во время профес обучения, сочетающего в себе фундаментальные, универсальные и специал знания.

6) информац обеспечение. Гос-во должно спос-ть распр-ю нововведений путем создания научно0ииновац инфраструктуры.

7) институциональное обеспече-е ИД –путем создания гос орг-й, выполняющих НИОКР и проводящих нововведения в отраслях гос сектора (обороне, здравоохр-и,образ-и).

8) обеспечение социал и экономич направленности инн-й. гос-во обеспечивает поддержку нововв-ям, обеспечивающим соц стаб-ть и предотвращает негативные воздействия, связанные с НТП.

Наши рекомендации