Управление работой программы
Программа ЕДР является системой комплексного воздействия на развитие и совершенствование организма занимающихся.
Деятельность по управлению программой ЕДР определяется результатами функционирования всех ее разделов; изучения техники и тактики ЕДР; повышения уровня физической и психологической подготовки.
Управление работой программы ЕДР должно выполнять следующие функции:
- стратегическое планирование;
- планирование реализации стратегии;
- организация взаимодействия между участниками;
- мотивация;
- контроль.
Стратегическое планирование заключается в определении уровня адаптационных возможностей организма занимающихся, который может быть достигнут в результате применения программы ЕДР.
Планирование реализации стратегии предусматривает разделение программы ЕДР для реализации во временных интервалах с четким определением содержания каждой отдельно взятой темы на основе постановки задач, взаимосвязанных с материалом предыдущих тем.
Организация взаимодействия между участниками, работающими в программе, будет полноценной в случае, если между инструктором и обучаемыми будет разделена ответственность за успешность реализации программы. Ответственность обучаемых заключается прежде всего в регулярном посещении занятий, поддержании дисциплины, активности и добросовестности при выполнении всех предложенных инструктором заданий.
Ответственность инструктора проявляется в следующих формах:
- обеспечение соблюдения требований техники безопасности занимающимися;
- планирование учебных занятий;
- воздействие личным примером на профилактику вредных привычек у обучаемых;
- проявление личного примера и заинтересованности.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения цели. При реализации программы ЕДР мотивация как функция управления необходима как побуждение к активным занятиям и полноценному труду инструктора. Обучаемые также должны быть мотивированы на работу по программе ЕДР, осознавая, что укрепляют свое здоровье и повышают физическую подготовленность.
КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Контроль за освоением техники должен проводиться на каждом занятии, но наибольшую важность он имеет на этапе начального изучения. Поэтому при изучении технических действий необходимо соблюдать следующие методические требования к педагогическому контролю:
- выделять общие ошибки;
- оценивать последовательность выполнения действий;
- уметь подобрать специальные подготовительные упражнения.
Инструктору необходимо обращать внимание на слитность движений при выполнении техник ЕДР и правильное приложение усилий, формирование стабильных и надежных двигательных навыков.
КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ
Проверка для выявления уровня физической подготовки занимающихся проводится ежеквартально. По итогам ежеквартального тестирования в обязательном порядке составляется протокол, и изучается динамика развития физических качеств обучаемых на основе изменения показателей.
Упражнения по которым проводится тестирование:
- подтягивание на перекладине;
- челночный бег 10х10 метров;
- комплексное силовое упражнение.
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Медицинский контроль осуществляется в ходе ежегодного медицинского обследования.
Входе занятий осуществляется контроль за состоянием:
- сердечно-сосудистой системы;
- бронхо-легочной системы;
- двигательной системы организма.
Приложение:
Текущее обследование (ТО)
Проведение текущего обследования преследует основную цель – осуществить анализ выполнения индивидуальных планов подготовки; оценить степень адаптации к используемым тренировочным программам.
Таблица 1.
Программа текущего обследования
Задачи ТО | Методы исследования | Регистрируемые параметры |
1. Контроль и коррекция средств, методов, объема и интенсивности тренировочных нагрузок | Хронометрия, пульсометрия, статистический анализ | Средства подготовки, их объем, интенсивность и процентное распределение. Уровень тренировочной нагрузки |
2. Контроль за адаптацией систем организма к тренировочным нагрузкам | Электрокардиография, биохимический контроль | Параметры ЭКГ, индекс функционального состояния ИФС, КФК, вес, рост, давление |
Величина тренировочной нагрузки в условных единицах определяется произведением времени работы на интенсивность: А=txI, где t – время работы по заданиям (мин), I – интенсивность в баллах.
Шкала интенсивности (пульс уд/сек - баллы): 19-1; 20-2; 21-3; 22-4; 23-5; 24-6; 25-7; 26-8; 27-10; 28-12; 29-14; 30-17; 31-21; 32-25; 33 и < 33.
Для экспресс-контроля за адаптацией спортсмена к тренировочной работе, перед каждой тренировкой рассчитывается индекс функционального состояния(ИФС). С этой целью перед началом занятия измеряется пульс, рост, вес и артериальное давление спортсмена.
700-3 ЧП – 2,5 ДД + (СД – ДД)/ 3 – 2,7 В + 0,28 МТ
ИФС= --------------------------------------------------------------------------
350 – 2,6 В + 0,21 Р
где ЧП – частота пульса уд/мин; ДД – диастолическое давление; СД – систолическое давление; В – возраст; МТ – вес; Р – рост.
Для определения исходного уровня и динамики общей физической подготовленности учащихся спортивных школ рекомендуется следующий комплекс контрольных упражнений: бег на 30 м; прыжок в длину с места; челночный бег 3х10 м; подтягивание в висе (юноши); сгибание - разгибание рук в упоре лежа (девушки); бег на 1000 м.
Шкала оценки ИФС Таблица 2.
Уровень ИФС | Диапазон значений |
Низкий | < 0,675 |
Средний | 0,676 – 0,825 |
Выше среднего | 0,826 – 1 |
Высокий | > 1 |
Педагогический контроль включает также и показатели тренировочной и соревновательной деятельности (количество тренировочных дней, занятий, соревновательных дней, стартов), исходный уровень состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей и динамика этих показателей вносится в индивидуальную карту занимающихся.