Общие указания по проведению занятий

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

спортивной секции «Единоборства древней Руси» для кадетского корпуса Минюста России

МОСКВА 2004

Экспериментальная программа спортивной секции «Единоборства древней Руси» для кадетского корпуса Минюста Россиина

Программа разработана авторским коллективом:

руководитель авторского коллектива –

М.В. Рябко – Заместитель руководителя Департамента управления Минюста России советник юстиции 1 класса, вице-президент Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Единоборства древней Руси»

авторский коллектив:

В.В. Джут – заместитель начальника ОСФП УПОН ГУИН Минюста России

Ю.В. Ветров – старший инспектор ОСФП УПОН ГУИН Минюста России

Рецензент:

И.Д. Свищев – 6 дан международной федерации дзюдо, мастер спорта, доктор педагогических наук, профессор кафедры борьбы и восточных единоборств РГУФКСиТ, академик РМАТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Единоборства древней Руси (далее – ЕДР) своими корнями уходят в воинскую культуру славянских народов, от того и незыблема вера в победу всего доброго, славянского – русского. Именно доброта – это великое достояние русского народа.

Воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн отечественной и мировой истории. Парадокс состоит в том, что даже в рамках единой концепции зачастую и превозносится до небес мастерство славянских воинов, и ставится под сомнение боеспособность славянского войска, да и сам факт существования сколько-нибудь стройной военной организации. Сведения и мнения о вооружении, тактике, военно-социальной структуре славянского войска неоднозначны и противоречивы.

Конечно, проведя столько времени в войнах, русский народ выработал стратегию, тактику, боевые навыки в соответствии с требованиями времени. В былые времена невозможно было представить воина, не умевшего держаться в седле или не владевшего холодным оружием. Вид оружия определял и набор технических приемов по его использованию.

Основой славянской воинской системы были локальные действия, а не истребление противника, поэтому и задачей воинского обучения было выживание в бою, поединке, групповой схватке, стычке с превосходящим неприятелем одиночного бойца, а затем и согласованные действия отряда. Уступая иным народам в вооружении, славяне превосходили их в мастерстве, использовании условий местности, организации разведки, засад и внезапных нападений либо уклонении от нежелательного боя – всего того, что обозначалось термином «скифская война». Превосходство не количеством, а силой духа, выносливостью, умением терпеть лишения, обходиться малым для достижения большой цели – вот основной стержень залога победы воинского мастерства славянских народов.

Принцип формирования системы «Единоборства древней Руси» заключается в триаде: борьба стоя («не в схватку»), поединок с использованием ударной техники и работа с оружием.

ЕДР – это унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из системы физических, психических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола, возраста, физического состояния, национальности, вероисповедания.

Отличительной чертой системы ЕДР является формирование в ходе занятий у занимающихся единой универсальной двигательной, физической и психологической базы, которая в дальнейшем будет являться основой для успешных занятий различными видами спорта и любой профессиональной деятельности. Формируемая база включает в себя правильную постановку и развитие элементарных навыков человека – его дыхания, движения, координации, контроля психических состояний, ощущение собственного тела, тела другого человека и т.д. Приобретаемые правильные навыки способствуют слаженному, непротиворечивому взаимодействию всех систем организма человека и тем самым оказывают оздоравливающее воздействие на физическое и психологическое состояние занимающегося.

Система «Единоборства древней Руси» носит оборонительный и лишенный агрессии характер. Она призвана воспитывать у своих приверженцев достоинство, выдержку, умение адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию.

Определились служебно-прикладная, спортивная, оздоровительная, духовная и патриотическая значимости системы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

1. Способствовать гармоничному, духовному, физическому и психологическому развитию человека, основанному на индивидуальном, целостном и системном подходе к каждому занимающемуся;

2. Готовить в процессе занятий детей и подростков к службе в армии, к любой профессиональной деятельности, к занятиям различными видами спорта;

3. Пропагандировать исторические русские традиции.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Во избежание травматизма при проведении занятий особое внимание уделяется подготовке места проведения занятий и организма обучаемых к выполнению технических действий, требующих высокой координации их исполнения, и дисциплине в группе занимающихся. Технические действия обучаемые выполняют плавно без рывков, и по сигналу партнера (хлопками по телу или голосом «ЕСТЬ») немедленно прекращают действия. Разучивание приемов страховки и самостраховки осуществляется на первых занятиях, и в дальнейшем они постоянно совершенствуются.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование темы Вид занятий Количество Часов
1. Тема № 1. «Что такое «Единоборства древней Руси. Меры безопасности при проведении занятий. Способы оказания неотложной и доврачебной помощи» Лекция  
2. Тема № 2. «Построение формы* тела и дыхательные техники» Практическое занятие
3. Тема № 3. «Страховка и самостраховка (кувырки, падения, перекаты) на твердой поверхности» Практическое занятие
4. Тема № 4. «Передвижения в стойке и партере» Практическое занятие
5. Тема № 5. «Выведение из равновесия» Практическое занятие
6. Тема № 6. «Противодействие выведению из равновесия (имитациям толчков, ударов, захватов)» Практическое занятие  
7. Тема № 7. «Нейтрализация действий противника (путем правильного построения тела)» Практическое занятие  
8. Тема № 8. «Передвижение при работе против вооруженного противника». Практическое занятие
9. Тема № 9. «Защита от противника вооруженного холодным или огнестрельным оружием» Практическое занятие
И Т О Г О:

*Форма – это такое положение тела и конечностей, которое способствует не только сохранению равновесия в ходе ведения атакующих или защитных действий, но и дает возможность проводить действия самим положением тела.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема № 1. «Что такое Единоборства древней Руси». Меры безопасности при проведении занятий. Способы оказания неотложной и доврачебной помощи.

Цели занятия. Ознакомление с историей и принципами ЕДР . Инструктаж по мерам безопасности на занятиях ЕДР.

Задачи. Изучение принципов ЕДР и мер безопасности, которые необходимо соблюдать на занятиях единоборствами. Приобретение навыков оказания неотложной и доврачебной помощи.

Исторические корни возникновения системы боевых искусств России, фундаментарные основы и православные традиции.

Основные принципы ЕДР:

- естественность;

- непрерывность движения;

- движение по направлению приложения силы.

Основные понятия ЕДР:

- форма;

- состояние;

- условия;

- дыхание;

- плоскости и оси.

Тема № 2. «Построение формы тела и дыхательные техники»

Цели занятия. Построение формы тела и освоение оптимальных дыхательных техник.

Задачи. Научиться выстраивать правильную форму тела. Изучить и освоить различные виды дыхания, соответствующие выполняемым действиям. Преодоление чувства страха и неуверенности в своих силах.

Принятие формы относительно противника в положении стоя и в партере. Правильно принятая форма характеризуется прямой спиной, ровно посаженной головой, руками, которые не разбрасываются во время движения, ноги слегка согнуты в коленях и не делают широких шагов при передвижении.

Дыхание, как составляющая часть правильного движения.

Виды дыхания:

- поверхностное;

- глубокое;

- замедленное;

- с контролируемой задержкой.

Дыхание при выполнении подготовительных и специальных упражнений, ходьбе, беге, ползании и других физических упражнениях. Дыхательные упражнения на месте и в движении. Работа на задержке дыхания. Дыхание при интенсивных нагрузках и в экстремальных ситуациях.

Основы управления дыханием.

Тема № 3. «Страховка и самостраховка (кувырки, падения, перекаты) на твердой поверхности»

Цели занятия. Освоение техники страховки и самостраховки, приобретение устойчивых навыков, позволяющих избегать травм в ходе занятий и критических жизненных ситуациях.

Задачи. Изучить виды безопасных падений, способы страховки и самостраховки.

Кувырки начинают изучаться в следующей последовательности:

- вперед через плечо из положения с колена;

- назад из положения на корточках;

- с руками сцепленными спереди и сзади;

- из положения стоя;

- в движении;

- в движении через партнера.

Мягкие падения на твердые покрытия с дальнейшим переходом в положение стоя.

Техники, не допускающие падения при стороннем воздействии. Принятие контакта с твердой поверхностью.

Тема № 4. «Передвижения в положении стоя и в партере»

Цели занятия. Научиться свободно перемещаться в положении стоя и в партере.

Задачи. Освоить технику передвижения в положении стоя, в присиде и лежа, виды перехода из одного уровня в другой, передвижения при работе с партнером.

Передвижения, позволяющие сохранять форму в положении стоя и в присиде.

Передвижения в положении лежа:

- ползание лежа на животе (вперед головой и вперед ногами);

- ползание лежа на спине (вперед головой и вперед ногами);

- выползание из-под партнера, лежащего сверху.

Переходы из положения лежа в положение стоя. Перемещения по партнерам в положении лежа. Передвижение в партере относительно противника.

Тема № 5. «Выведение из равновесия»

Цели занятия. Освоить способы выведения противника из равновесия.

Задачи. Научиться выводить противника из равновесия с целью прекращения воздействия на себя.

Места и направления приложения воздействия с целью выведения из равновесия. Выведение из равновесия в положение на корточках. Выведение из равновесия в положение сидя на коленях.

Способы выведения противника из равновесия:

- руками;

- ногами;

- корпусом;

- комплексно.

Способы выведения из равновесия при захватах, обхватах и других действиях противника.

Тема № 6. «Противодействие выведению из равновесия (имитациям толчков, ударов, захватов)»

Цели занятия. Освоить методы нейтрализации попыток выведения из равновесия.

Задачи. Научиться противостоять попыткам выведения из равновесия при имитациях толчков, ударов, захватов.

Пропускание воздействия мимо (вокруг) себя. Техники принятия воздействия, изменение направления воздействия и переадресация данного воздействия противнику.

Противодействие при имитации толчков в различных направлениях:

- в верхний уровень;

- в средний уровень;

- в нижний уровень.

Противодействие противнику при захватах и использование данных захватов для воздействия на противника.

Тема № 7. «Нейтрализация действий противника (путем правильного построения тела)»

Цели занятия. Освоить способы освобождения (ухода) от болевых приемов противника.

Задачи. Путем расслабления и выбора правильной формы научиться уходить от болевых приемов противника с последующим воздействием на него своей формой.

Нейтрализация болевых воздействий на:

- пальцы рук;

- кисть руки;

- локоть;

- плечо;

- стопу;

- голеностоп;

- колено.

Нейтрализация болевого воздействия проводится путем максимального расслабления и применения правильного дыхания с переходом к воздействию на противника.

Проведение изложенных выше технических действий практикуется как слева, так и справа в положении стоя, на коленях, на корточках, лежа.

Тема № 8. «Передвижения при работе против вооруженного противника»

Цели занятия. Освоить технику оптимального передвижения относительно вооруженного противника.

Задачи. Научиться двигаться относительно вооруженного противника, находясь вне действия оружия противника.

Изучение дистанции применения оружия и плоскостей его действия.

Изучение способов передвижения относительно вооруженного противника, находясь вне зоны действия оружия, путем выбора правильной дистанции.

Движение в плоскостях действия оружия, избегая контакта с ним. Техника передвижения при защите от вооруженного противника в положении лежа с последующей нейтрализацией противника.

Тема № 9. «Защита от противника вооруженного холодным или огнестрельным оружием»

Цели занятия. Научиться адекватно реагировать на внезапно возникшую критическую ситуацию.

Задачи. Научиться противостоять вооруженному противнику. Обрести чувство уверенности в своих силах и возможностях организма.

Ознакомиться с характеристиками применяемого оружия. Ознакомиться с особенностями психологии вооруженного человека и использованием его слабых сторон.

Освоить уходы из зоны действия оружия с последующей нейтрализацией противника, методы контроля оружия, выбивание оружия, отбор оружия, перенаправление оружия.

Воздействие на противника его оружием.

ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ

Программа для учащихся кадетского корпуса Минюста России ориентирует инструктора на подходы для освоения изучаемого материала с учетом разнообразных внешних воздействий, влияющих на его изучение и освоение. К ним относят полноту оринтировочной основы изучаемых двигательных действий; разнообразие типов применяемого учебного материала, включающее изучаемое содержание; контроль и коррекцию в ходе обучения.

На успешность реализации программы влияют различные внешние условия, зависящие как от занимающихся, так и от инструктора, а также условия проведения тренировочного процесса. Условия, зависящие от обучаемых, – это наличие или отсутствие интереса к занятию, уровень физической подготовленности, влияние утомления, боязнь выполнить техническое действие. Устранение негативных внешних условий у обучаемых необходимо проводить путем внедрения в процесс обучения индивидуального подхода: тестирование физических качеств и применения специальных подготовительных упражнений для повышения уровня слабо развитых качеств; преодоление чуства страха; воздействовать на проявление интереса к ЕДР.

Внешние условия, зависящие от инструктора, могут значительно повышать или снижать эффективность реализации программы. Внешние условия проведения тренировочного процесса также влияют на успешность реализации программы: соответствие тренировочного зала гигиеническим требованиям, величина зала, наличие необходимого инвентаря, оборудование раздевалками и душевыми.

МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ

Программа ЕДР для учащихся кадетского корпуса как сложная динамическая система действует по трехкратному принципу: обратной связи (от состояния обучаемого, достигнутого в результате применения конкретных тренировочных средств, к инструктору); коррекция параметров прямой связи на основе показателей, полученных в результате обратной связи.

Важнейшим механизмом в работе программы ЕДР является обратная связь – то есть поступление данных о том, что происходило в организме обучаемого до и после выполнения технических действий или цикла занятий программы. Это позволяет тренеру скорректировать весь процесс подготовки с целью его индивидуализации и соответствия уровню подготовленности обучаемых. Для этого инструктор должен обладать развитыми коммуникативными способностями.

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

Проверка для выявления уровня физической подготовки занимающихся проводится ежеквартально. По итогам ежеквартального тестирования в обязательном порядке составляется протокол, и изучается динамика развития физических качеств обучаемых на основе изменения показателей.

Упражнения по которым проводится тестирование:

- подтягивание на перекладине;

- челночный бег 10х10 метров;

- комплексное силовое упражнение.

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ

Медицинский контроль осуществляется в ходе ежегодного медицинского обследования.

Входе занятий осуществляется контроль за состоянием:

- сердечно-сосудистой системы;

- бронхо-легочной системы;

- двигательной системы организма.

Приложение:

Текущее обследование (ТО)

Проведение текущего обследования преследует основную цель – осуществить анализ выполнения индивидуальных планов подготовки; оценить степень адаптации к используемым тренировочным программам.

Таблица 1.

Программа текущего обследования

Задачи ТО Методы исследования Регистрируемые параметры
1. Контроль и коррекция средств, методов, объема и интенсивности тренировочных нагрузок Хронометрия, пульсометрия, статистический анализ Средства подготовки, их объем, интенсивность и процентное распределение. Уровень тренировочной нагрузки
2. Контроль за адаптацией систем организма к тренировочным нагрузкам Электрокардиография, биохимический контроль Параметры ЭКГ, индекс функционального состояния ИФС, КФК, вес, рост, давление

Величина тренировочной нагрузки в условных единицах определяется произведением времени работы на интенсивность: А=txI, где t – время работы по заданиям (мин), I – интенсивность в баллах.

Шкала интенсивности (пульс уд/сек - баллы): 19-1; 20-2; 21-3; 22-4; 23-5; 24-6; 25-7; 26-8; 27-10; 28-12; 29-14; 30-17; 31-21; 32-25; 33 и < 33.

Для экспресс-контроля за адаптацией спортсмена к тренировочной работе, перед каждой тренировкой рассчитывается индекс функционального состояния(ИФС). С этой целью перед началом занятия измеряется пульс, рост, вес и артериальное давление спортсмена.

700-3 ЧП – 2,5 ДД + (СД – ДД)/ 3 – 2,7 В + 0,28 МТ

ИФС= --------------------------------------------------------------------------

350 – 2,6 В + 0,21 Р

где ЧП – частота пульса уд/мин; ДД – диастолическое давление; СД – систолическое давление; В – возраст; МТ – вес; Р – рост.

Для определения исходного уровня и динамики общей физической подготовленности учащихся спортивных школ рекомендуется следующий комплекс контрольных упражнений: бег на 30 м; прыжок в длину с места; челночный бег 3х10 м; подтягивание в висе (юноши); сгибание - разгибание рук в упоре лежа (девушки); бег на 1000 м.

Шкала оценки ИФС Таблица 2.

Уровень ИФС Диапазон значений
Низкий < 0,675
Средний 0,676 – 0,825
Выше среднего 0,826 – 1
Высокий > 1

Педагогический контроль включает также и показатели тренировочной и соревновательной деятельности (количество тренировочных дней, занятий, соревновательных дней, стартов), исходный уровень состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей и динамика этих показателей вносится в индивидуальную карту занимающихся.

Определение гибкости

Гибкость – это способность выполнять упражнения с максимальной амплитудой. Оценить гибкость можно, предложив испытуемому наклониться до стула, стола или другой плоскости, и достать кончиками пальцев возможно ниже данного уровня. Если испытуемый не дотягивается до уровня опоры, принятого за нулевой уровень отсчета, то гибкость его мала. Чем глубже наклон (его можно измерить в сантиметрах), тем лучше гибкость.

Определение анаэробных возможностей человека по показателю максимальной анаэробной мощности (МАМ)

Анаэробные возможности человека определяются его способностью производить работу в анаэробных условиях – за счет образования энергии при распаде аденозитринитрофосфата (АТФ), креатифосфата (КрФ) и гликолиза (бескислородного распада углеводов). Эти возможности определяют мощность интенсивной кратковременной работы и характеризуют адаптацию тканей организма к недостатку кислорода. Рост анаэробной мощности лежит в основе развития качества быстроты (скоростных возможностей организма). При массовых обследованиях для определения максимальной анаэробной мощности (МАМ) используют эргометрический тест, разработанный Р. Маргария с сотрудниками (1966). В тесте определяется мощность бега вверх по лестнице с максимальной скоростью за короткий промежуток времени. Длину лестницы выбирают так, чтобы время бега составляло приблизительно 5-6 сек., т.к. при большей продолжительности скорость бега будет снижаться. Примерная длина лестницы - 5 м, высота подъема – 2,6 м, наклон – более 30 градусов. Испытуемый располагается на расстоянии 1-2 м от лестницы и по команде с максимальной скоростью взбегает вверх по лестнице. С помощью секундомера регистрируется время бега по всему маршу или на избранном отрезке. Линейкой измеряется высота ступеней подсчитывается общее их число и из этих данных определяется общая высота подъема. Мощность выполненной работы или МАМ подсчитывают, зная вес испытуемого – p (кг), общую высоту подъема – h (м) и время пробегания – t (с), по формуле

p x h

МАМ = ---------- кгм сек.־¹

t

Полученную величину можно представить в Ваттах (1 кгм с־¹ = 9,81 Вт) или килокалориях в 1 мин (1 Вт = 0,14 ккал мин־¹).

У детей и подростков с возрастом МАМ повышается, ее наибольшая величина отмечается в возрасте 19-29 лет, а с 30-40 лет и далее происходит снижение МАМ. У нетренированных людей МАМ составляет примерно 60-80 кгм с־¹, а у спортсменов 80-100 кгм сек.־¹.

Измерение реакции на движущийся объект (РДО) проводится с помощью схватывания падающей палки (линейки). На палке (длиной 50-60 см) делается отметка по середине. Исследователь держит палку за верхний конец, а испытуемый подставляет вытянутую руку к нижнему концу палки (0 см). Задача испытуемого – схватить палку точно в месте отметки после того, как экспериментатор ее отпустит. По верхнему краю кисти испытуемого отмечают отклонения (в любую сторону от заданной отметки в см). Проводят от 3 до 10 попыток и вычисляют среднюю величину РДО. Чем больше отклонения, тем хуже РДО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах исполняющих наказание в виде лишения свободы» от 21.07.1993 (с изм. и доп. от 15.06.1996, 13.04.1998, 21.07.1998, 20.06.2000, 9.03.2001, 24.12.2002).

2. Наставление по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы, приложение к приказу № 301 Министерства юстиции РФ от 12.11.2001.

3. Блеер А.Н., Попов Д.В., Сагалаков Д.А. Теория и методика рукопашного боя.

4. Долматов И.А. Специальная физическая подготовка. – М.

5. Материалы научно-практической конференции. Ноябрь 2002 г.

6. Подливаев Б.А., Свищев И.Д. Актуальные проблемы спортивных единоборств. Вып. 6. М.: СпортУниверПресс, 2003.

7. Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей образовательных учреждений Минюста и МВД России.

8. Свищев И.Д. Дзюдо примерная дополнительная образовательная (учебная) программа. М., 2004.

9. Свищев И.Д., Ерегина С.В. Примерная дополнительная образовательная программа для спортивно-оздоровительных групп (СОГ) спортивных клубов (СК), Детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). М.

10. Уфимцев О.Ю., Клещев В.Н. Становление и совершенствование техники ударов, защит и передвижений в процессе занятий по физической подготовке в системе МВД России. М, 2001.

11. Харлампиев А.А. Борьба самбо. М., 1960.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3

2. Цели и задачи 4

3. Общие указания по проведению занятий 4

4. Меры безопасности 5

5. Тематический план 6

6. Содержание занятий 6

7. Особенности проведения тренировочного занятия в

группах «ЕДР» 10

8. Взаимосвязь программы с условиями подготовки

кадетов 11

9. Механизм работы программы 11

10. Управление работой программы 12

11. Контроль за уровнем подготовленности занимающихся 13

12. Контроль за уровнем физической подготовленности

обучаемых 13

13. Медицинский контроль 13

14. Приложение 14

15. Список литературы 21

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя Начальник ГУИН

Департамента управления Минюста России

Минюста России генерал-полковник

советник юстиции 1 класса, внутренней службы,

вице-президент вице-президент

Общероссийской Общероссийской

физкультурно-спортивной физкультурной-спортивной

организации «Единоборства организации «Единоборства

древней Руси» древней Руси»

М.В. Рябко В.У. Ялунин

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

спортивной секции «Единоборства древней Руси» для кадетского корпуса Минюста России

МОСКВА 2004

Экспериментальная программа спортивной секции «Единоборства древней Руси» для кадетского корпуса Минюста Россиина

Программа разработана авторским коллективом:

руководитель авторского коллектива –

М.В. Рябко – Заместитель руководителя Департамента управления Минюста России советник юстиции 1 класса, вице-президент Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Единоборства древней Руси»

авторский коллектив:

В.В. Джут – заместитель начальника ОСФП УПОН ГУИН Минюста России

Ю.В. Ветров – старший инспектор ОСФП УПОН ГУИН Минюста России

Рецензент:

И.Д. Свищев – 6 дан международной федерации дзюдо, мастер спорта, доктор педагогических наук, профессор кафедры борьбы и восточных единоборств РГУФКСиТ, академик РМАТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Единоборства древней Руси (далее – ЕДР) своими корнями уходят в воинскую культуру славянских народов, от того и незыблема вера в победу всего доброго, славянского – русского. Именно доброта – это великое достояние русского народа.

Воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн отечественной и мировой истории. Парадокс состоит в том, что даже в рамках единой концепции зачастую и превозносится до небес мастерство славянских воинов, и ставится под сомнение боеспособность славянского войска, да и сам факт существования сколько-нибудь стройной военной организации. Сведения и мнения о вооружении, тактике, военно-социальной структуре славянского войска неоднозначны и противоречивы.

Конечно, проведя столько времени в войнах, русский народ выработал стратегию, тактику, боевые навыки в соответствии с требованиями времени. В былые времена невозможно было представить воина, не умевшего держаться в седле или не владевшего холодным оружием. Вид оружия определял и набор технических приемов по его использованию.

Основой славянской воинской системы были локальные действия, а не истребление противника, поэтому и задачей воинского обучения было выживание в бою, поединке, групповой схватке, стычке с превосходящим неприятелем одиночного бойца, а затем и согласованные действия отряда. Уступая иным народам в вооружении, славяне превосходили их в мастерстве, использовании условий местности, организации разведки, засад и внезапных нападений либо уклонении от нежелательного боя – всего того, что обозначалось термином «скифская война». Превосходство не количеством, а силой духа, выносливостью, умением терпеть лишения, обходиться малым для достижения большой цели – вот основной стержень залога победы воинского мастерства славянских народов.

Принцип формирования системы «Единоборства древней Руси» заключается в триаде: борьба стоя («не в схватку»), поединок с использованием ударной техники и работа с оружием.

ЕДР – это унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из системы физических, психических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола, возраста, физического состояния, национальности, вероисповедания.

Отличительной чертой системы ЕДР является формирование в ходе занятий у занимающихся единой универсальной двигательной, физической и психологической базы, которая в дальнейшем будет являться основой для успешных занятий различными видами спорта и любой профессиональной деятельности. Формируемая база включает в себя правильную постановку и развитие элементарных навыков человека – его дыхания, движения, координации, контроля психических состояний, ощущение собственного тела, тела другого человека и т.д. Приобретаемые правильные навыки способствуют слаженному, непротиворечивому взаимодействию всех систем организма человека и тем самым оказывают оздоравливающее воздействие на физическое и психологическое состояние занимающегося.

Система «Единоборства древней Руси» носит оборонительный и лишенный агрессии характер. Она призвана воспитывать у своих приверженцев достоинство, выдержку, умение адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию.

Определились служебно-прикладная, спортивная, оздоровительная, духовная и патриотическая значимости системы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

1. Способствовать гармоничному, духовному, физическому и психологическому развитию человека, основанному на индивидуальном, целостном и системном подходе к каждому занимающемуся;

2. Готовить в процессе занятий детей и подростков к службе в армии, к любой профессиональной деятельности, к занятиям различными видами спорта;

3. Пропагандировать исторические русские традиции.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

1. Занятия проводятся в игровом зале (наличие борцовского ковра или татами не требуется). В процессе занятий могут использоваться макеты холодного оружия, гимнастические палки. Форма одежды спортивная. В ходе занятия периодически осуществляется текущее обследование занимающихся для контроля и оценки их функционального состояния.

2. Занятия по ЕДР проводятся в течение двух учебных часов и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.

Подготовительная часть (25 – 30 мин.) включает в себя подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения. Перед тем как приступить к изучению техник ЕДР, важно освоить правильные способы страховки и самостраховки, которые позволят избежать травм как на занятиях, так и в повседневней жизни. Необходимо также подготовить все суставы и связки организма к выполнению нестандартных движений и нагрузок. Упор делается на укрепление и развитие мышц и связок. Тренировка начинается с выполнения простых элементов акробатики и специальных упражнений. К основным подготовительным упражнениям относятся:

-кувырки;

- перекаты;

- падения.

Специальные упражнения включают в себя:

- передвижения в различных положениях (стоя на корточках и лежа) с использованием различных способов дыхания;

- упражнения на координацию;

- упражнения с партнером для развития гибкости;

- упражнения на развитие чувства уверенности в своих силах.

Кроме того, в подготовительной части уделяется большое внимание физической подготовке обучаемых, для чего используются следующие, в том числе коллективные, упражнения на развитие силы и выносливости.

Все упражнения выполняются с различной интенсивностью и дыханием, соответствующим нагрузке. Необходимо иметь в виду, что сильное утомление во время разминки может негативно отразиться на основной части занятия, поэтому необходимо постоянно концентрировать внимание на правильности дыхания и интенсивности нагрузки.

В основной части (50 – 60 мин.) изучаются и отрабатываются технические действия как индивидуально, так и с партнерами. Совершенствуются ранее изученные техники.

Заключительная часть (5 – 10 мин.) включает в себя успокаивающие упражнения, упражнения на расслабление, подведение итогов занятий и постановку задач для индивидуальных занятий.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Во избежание травматизма при проведении занятий особое внимание уделяется подготовке места проведения занятий и организма обучаемых к выполнению технических действий, требующих высокой координации их исполнения, и дисциплине в группе занимающихся. Технические действия обучаемые выполняют плавно без рывков, и по сигналу партнера (хлопками по телу или голосом «ЕСТЬ») немедленно прекращают действия. Разучивание приемов страховки и самостраховки осуществляется на первых занятиях, и в дальнейшем они постоянно совершенствуются.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование темы Вид занятий Количество Часов
1. Тема № 1. «Что такое «Единоборства древней Руси. Меры безопасности при проведении занятий. Способы оказания неотложной и доврачебной помощи» Лекция  
2. Тема № 2. «Построение формы* тела и дыхательные техники» Практическое занятие
3. Тема № 3. «Страховка и самостраховка (кувырки, падения, перекаты) на твердой поверхности» Практическое занятие
4. Тема № 4. «Передвижения в стойке и партере» Практическое занятие
5. Тема № 5. «Выведение из равновесия» Практическое занятие
6. Тема № 6. «Противодействие выведению из равновесия (имитациям толчков, ударов, захватов)» Практическое занятие  
7. Тема № 7. «Нейтрализация действий противника (путем правильного построения тела)» Практическое занятие  
8. Тема № 8. «Передвижение при работе против вооруженного противника». Практическое занятие
9. Тема № 9. «Защита от противника вооруженного холодным или огнестрельным оружием» Практическое занятие
И Т О Г О:

*Форма – это такое положение тела и конечностей, которое способствует не только сохранению равновесия в ходе ведения атакующих или защитных действий, но и дает возможность проводить действия самим положением тела.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема № 1. «Что такое Единоборства древней Руси». Меры безопасности при проведении занятий. Способы оказания неотложной и доврачебной помощи.

Цели занятия. Ознакомление с историей и принципами ЕДР . И

Наши рекомендации