Классическая и бихевиористская теории принятия решения
В идеальном случае менеджер сталкивается с четко определенной проблемой, знает все возможные альтернативные способы действия и их последствия, а затем выбирает тот альтернативный вариант, который обещает наилучшее, или «оптимальное», решение. Такой оптимизирующий стиль является идеальным способом принятия решения. Данный классический подход предписан нормативами и часто используется менеджерами в качестве модели.
Рис. 1. Принятие решения с точки зрения классической и бихевиористской теорий |
Ученые, сторонники бихевиористской школы, очень настороженно относятся к применению классической теории в отношении многих ситуаций. Они при знают, что человеческий разум является удивительным творением, обладающим поистине
бесконечными возможностями. Но они также не отрицают, что у человека существуют когнитивные ограничения, которые сужают возможности человека к переработке информации. Недостаток информации или информационная перегрузка уменьшают способность людей, принимающих решения, добиться полной определенности и действовать в соответствии с классической моделью. Кроме того, люди, принимающие решение, сталкиваются с ограниченной рациональностью6. Ограниченная рациональность означает, что хотя люди рациональны и логичны, у них существуют определенные ограничения. Люди интерпретируют события и придают им смысл в контексте личной ситуации. Они принимают решение упрощенного взгляда на гораздо более сложную реальность, находясь «внутри ящика». Это серьезно затрудняет применение идеальной классической теории принятия решения. В результате классическая модель не способна дать полного и точного описания процесса принятия решений в организациях7.
Классическая теория принятия решений не подходит для современного хаотичного мира глобальных высокотехнологичных организаций, хотя окончательно отказаться от нее и возможностей ее развития было бы ошибкой. Классическая модель вполне применима на нижних уровнях многих организаций. Например, даже самая высокотехнологичная фирма сталкивается с множеством четко определенных проблем и известных альтернатив, среди которых она уже выбрала оптимальное решение. Менеджеры фирмы могут прибегнуть к неклассическому методу, хотя на самом деле лучше было бы использовать классический.
Как уже отмечалось выше, бихевиористская теория исходит из представления об ограниченной рациональности и предполагает, что люди действуют исходя из того, как они воспринимают конкретно сложившуюся ситуацию. Поскольку зачастую восприятие грешит несовершенством, то, по большей части, решения в организациях не удается принимать в обстановке полной определенности. Исходя из представлений бихевиористской теории человек, принимающий решение, действует в обстановке неопределенности и ограниченной информации. Люди, принимающие решения в организациях, часто сталкиваются с неоднозначными проблемами, и они обладают лишь частичной информацией об альтернативных способах действия и их последствиях. Это порождает явление, которое Г. Саймон (Н. Simon) назвал удовлетворяющим решением, — люди, принимающие решения, останавливаются на первой же альтернативе, которая кажется приемлемой или дающей удовлетворительное решение проблемы. Г. Саймон утверждает: «Большинство решений, принимаемых людьми как на индивидуальном, так и организационном уровне, касается обнаружения и отбора удовлетворяющих альтернатив; лишь в исключительных случаях речь идет о нахождении и выборе оптимальных решений»8.
Удовлетворяющее решение— выбор первой же альтернативы, которая кажется приемлемой или дающей удовлетворительное решение проблемы.
Модель «мусорного ведра»
Третий взгляд на принятие решения восходит к так называемой модели «мусорного ведра»9:Исходя из этой точки зрения основные компоненты процесса выбора решения — проблемы, решения, участники и ситуации выбора — перемешаны в «мусорном ведре» организации. Во многих компаниях, где ситуация стабильна, а технология хорошо известна и неизменна, упорядочить содержимое «мусорного ведра» помогают традиции, стратегия и организационная структура. Удается подобрать конкретные решения для конкретных проблем, успешно поддерживать процесс упорядочения, и здесь можно воспользоваться бихевиористским подходом к принятию решения.
Модель «мусорного ведра» утверждает, что основные компоненты процесса выбора решения — проблемы, решения, участники и ситуации выбора — перемешаны в «мусорном ведре» организации.
Но если мы имеем дело с динамичной ситуацией, изменяющейся технологией, конфликтующими требованиями или неясными целями — все перемешивается.Действия начинают преобладать над размышлениями. Решения появляются как «потенциальные возможности», независимо от ситуации и шансов, зачастую возникая не для преодоления конкретной проблемы, а как следствие урока, полученного на примере опыта других организаций. Эти новые решения /потенциальные возможности/ приобретают форму появления новых работников, новых технических экспертов, консультантов или отчетов о лучших видах деятельности. Многие решения можно успешно внедрять в жизнь, хотя они и не связаны с какой-то конкретной проблемой. Их можно применять и в тех случаях, когда не удается другими способами разобраться с хронической насущной проблемой. Хотя претворение этих решений в жизнь изменяет организацию, они вряд ли способны исправить конкретные проблемы.
Модель «мусорного ведра» проливает свет на главную особенность процесса принятия решения во многих крупных организациях.
Выбором решения и его претворением в жизнь могут заниматься абсолютно разные люди. Часто работа подчиненных заключается в том, чтобы осуществлять решения, принятые руководителями. Они должны истолковывать намерения своих боссов, равно как и локальные проблемы. Внедрение решений в жизнь позволяет произвести множество изменений, связанных с выбором, сделанным высшим руководством. Поэтому претворение в жизнь выбранного решения влечет за собой многочисленные изменения. Связь между решением и его практическим осуществлением может окончательно ослабевать, если топ-менеджеры смутно представляют себе процесс внедрения или обращают на него мало внимания. И здесь результатом практического применения решения оказывается внешнее проявление, абсолютно не согласующееся с внедряемым решением.
Есть еще один аспект модели «мусорного ведра». Многие проблемы остаются нерешенными. Так, во всех организациях существуют хронические недостатки, которые никогда не удается преодолеть. Согласно представлениям модели «мусорного ведра», они возникают вследствие того, что люди, принимающие решения, не в состоянии обеспечить строгого соответствия решений и проблем, сделать выбор и последовательно и своевременно внедрить его в жизнь; кроме того, они не знают, как преодолеть хронические проблемы. Лишь в исключительных случаях проблема «стыкуется» с решением по желанию человека, его принимающего, хотя именно из такого соответствия проблем, решений и сделанного выбора исходят все остальные модели. Таким образом, перед опытными менеджерами стоит трудная задача — установить необходимое соответствие между проблемами и решениями.
Практика принятия решения
Все три модели проливают свет на специфические особенности сложного процесса принятия решения, с которыми сталкиваются менеджеры в своей профессиональной деятельности. Ключевое различие между способностью менеджера принимать оптимальное решение в классическом стиле и склонностью его к принятию удовлетворительного решения в бихевиористском стиле заключается в наличии информации. Существующая в организации реальность с ограниченной рациональностью и когнитивными ограничениями, влияет на то, как люди определяют проблемы, идентифицируют альтернативные способы действий и выбирают предпочтительный курс. В силу необходимости процесс принятия решений представляет собой, как правило, нечто большее, чем линейный и последовательный рациональный выбор, предлагаемый рассматриваемыми моделями. Этот процесс не может быть столь хаотичным, как утверждает модель «мусорного ведра»; однако он не может быть и столь рациональным, как предполагает классическая теория. В действительности решения в организациях приходится принимать в условиях риска и неопределенности, сталкиваясь с необходимостью преодоления необычных проблем. Кроме того, приходится принимать решения в ситуациях информационных ограничений и дефицита времени. Наконец, мы надеемся, что решения принимают на основе этики.